Председательствующий: Бессчетнова Е.Л. Дело № 33а-2080/2022
13а-122/2022
55RS0026-01-2020-000901-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2022 года г. Омск
Омской областной суд в составе судьи Илларионов А.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания материал по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области (далее также – Администрация) о предоставлении отсрочки исполнения решения Омского районного суда Омской области от 29 июня 2020 года по административному делу № 2а-924/2020 по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка по частной жалобе администрации Омского муниципального района Омской области на определение Омского районного суда Омской области от 3 февраля 2022 года,
установил:
решением Омского районного суда Омской области от 29 июня 2020 года по вышеназванному административному делу административные исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области удовлетворены: на администрацию Омского муниципального района Омской области возложена обязанность провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно: устранить загрязнение на земельном участке в границах населенного пункта с. Морозовка между улицами Зеленая и Птицеводов, позади домов 13 и 11 по улице Зеленая площадью 648,5 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 2 сентября 2020 года вышеназванное решение оставлено без изменения.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 года решение Омского районного суда Омской области от 29 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 2 сентября 2020 года оставлены без изменения.
Определением Омского районного суда Омской области от 31 мая 2021 года предоставлена отсрочка исполнения решения Омского районного суда Омской области от 29 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка до 8 октября 2021 года.
14 января 2022 года в Омский районный суд Омской области поступило заявление об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Омского районного суда Омской области от 3 февраля 2022 года в предоставлении отсрочки исполнения решения Омского районного суда Омской области от 29 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка отказано.
Не согласившись с вышеназванным определением, Администрация подала частную жалобу, в которой указывает, что у суда имелись основания для удовлетворения ходатайства об отсрочке решения суда, поскольку исполнение решения Администрацией зависит также от соответствующих действий Министерства природных ресурсов и экологии Омской области. В то же время ни Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области первоначально, ни Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в настоящее время никаких организационных действий в целях исполнения решения суда не совершено. В то же время Администрация не бездействовала, а выполняла действия по ликвидации иных свалок. Заявка на участие в отборе по ликвидации места несанкционированного размещения отходов в рамках исполнения решения суда не была включена в отбор в связи с тем, что на момент проведения Минприроды отбора Администрацией проводились мероприятия по подготовке документов для участия в отборе: выезд с целью обследования земельного участка, составление сметного расчета, запросы Выписок из Единого государственного реестра недвижимости. В то же время Администрация планирует принять участие в отборе 2022 года, который ориентировочно должен быть объявлен Минприроды в марте 2022 года. Также административный истец отметил, что погодные условия не позволяли провести мероприятия по очистке загрязненного земельного участка.
Согласно частям 2 и 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Изучив письменные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда в соответствии с требованиями статьи 315 КАС РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из статьи 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 358 КАС РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, лежит на заявителе.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа № ФС 030493170 от 19 ноября 2020 года 28 декабря 2020 года возбуждено исполнительное производство № 151691/20/55027-ИП в отношении Администрации.
В материалах исполнительного производства имеется требование судебного пристава-исполнителя Омского РОСП УФССП России по Омской области в срок до 12 апреля 2021 года провести мероприятия по защите земель от загрязнения.
В связи с подачей Администрацией в суд заявления об отсрочке решения суда Администрация просила в письме от 9 апреля 2021 года об отложении совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 апреля 2021 года исполнительные действия и (или) меры принудительного исполнения по вышеназванному исполнительному производству отложены на срок с 14 апреля 2021 года по 28 апреля 2021 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 5 мая 2021 года исполнительные действия и (или) меры принудительного исполнения отложены на срок с 5 мая 2021 года по 20 мая 2021 года.
В срок до 15 ноября 2021 года судебный пристав-исполнитель потребовал провести мероприятия по защите земель от загрязнения.
11 января 2022 года в отношении Администрации составлен протокол № 1/22/55027 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановлением Омского районного отделения судебных приставов от 18 января 2022 года Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 января 2022 года исполнительные действия и (или) меры принудительного исполнения отложены на срок с 18 января 2022 года по 1 февраля 2022 года.
В срок до 18 февраля 2022 года судебный пристав-исполнитель потребовал провести мероприятия по защите земель от загрязнения.
Как верно указано судом первой инстанции со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 104-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хакимова Рустема Райшитовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В обоснование доводов о предоставлении отсрочки решения суда до 8 октября 2022 года Администрация прикладывает локальный сметный расчет, а также акт обследования объекта размещения твердых бытовых отходов и также ссылается на запрос выписок из Единого государственного реестра недвижимости.
В то же время тот факт, что Администрацией не была в 2021 году подана заявка на участие в отборе по распределению субсидий на ликвидацию объектов размещения твердых коммунальных отходов в связи с проведением мероприятий по подготовке соответствующих документов не свидетельствует об исключительных обстоятельствах, которые могли бы являться основанием для предоставления отсрочки.
Доводы Администрации о непринятии достаточных организационных мер Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, Министерством жилищно-коммунального комплекса Омской области также не могут свидетельствовать о возможности предоставления отсрочки.
Таким образом, поскольку решением Омского районного суда Омской области от 29 июня 2020 года установлено, что прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления, а непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, с учетом того, что по состоянию на дату рассмотрения повторного заявления об отсрочке решение суда не было исполнено, не исполнено оно и по настоящее время, суд апелляционной инстанции, учитывая интересы не только должника, но и взыскателя, а также принимая во внимание то, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда, находит законным и обоснованным обжалуемый судебный акт первой инстанции об отказе в предоставлении отсрочки.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Администрацией не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения Омского районного суда Омской области от 29 июня 2020 года по административному делу № 2а-924/2020, в том числе в течение и после окончания периода ранее предоставленной отсрочки. Указанные заявителем обстоятельства не могут рассматриваться в качестве оснований для предоставления отсрочки исполнения, поскольку в рассматриваемом случае представление отсрочки исполнения судебного акта не будет способствовать реальной защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя с учетом характера допущенных нарушений. Оснований для отсрочки исполнения решения суда, которые имеют исключительный характер, создают препятствия к совершению исполнительных действий не установлено. Отсрочка исполнения решения отдаляет исполнение вступившего в законную силу судебного акта и приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов взыскателя.
Судом постановлено законное и обоснованное определение.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Омский областной суд
определил:
определение Омского районного суда Омской области от 3 февраля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово).
Судья А.В. Илларионов