УИД 38RS0016-01-2020-001724-80
33а-2086/2021
Судья 1 инстанции Кайзер Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 марта 2021 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе судьи Усовой Н.М., рассмотрев материал № 9а-333/2020 по апелляционному представлению прокурора Нижнеилимского района на определение судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2020 г. о возвращении административного искового заявления прокурора Нижнеилимского района в интересах Коршуновского муниципального образования Нижнеилимского района Иркутской области и неопределенного круга лиц к Думе Коршуновского сельского поселения, Администрации Коршуновского сельского поселения о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить приведение Устава Коршуновского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством
установил:
прокурор Нижнеилимского района в интересах Коршуновского муниципального образования Нижнеилимского района Иркутской области и неопределенного круга лиц обратился в Нижнеилимский районный суд с административным иском к Думе Коршуновского сельского поселения, Администрации Коршуновского сельского поселения о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить приведение Устава Коршуновского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Нижнеилимского района в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления проанализирован Устав Коршуновского муниципального образования, зарегистрированный в Управлении Министерства Юстиции РФ по Иркутской области 25 декабря 2005 г., последние изменения в Устав зарегистрированы Управлением Министерства Юстиции РФ по Иркутской области 10 июня 2019 г. Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Поскольку иные правовые акты не должны противоречить Уставу, то ситуация - когда отдельные положения Устава противоречат требованиям Федерального законодательства, не может быть допустима, и требует вмешательства прокурора. В соответствие со ст.44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев. Вместе с тем, в настоящее время отдельные нормы данного Устава противоречат закону, не приведены в соответствие с федеральным законодательством в срок более шести месяцев, в связи с чем, должны быть приведены в соответствие с законодательством.
Прокуратурой района на указанные противоречащие Закону нормы Устава Коршуновского муниципального образования в Думу Коршуновского сельского поселения 26 июня 2020 г. принесен протест, однако до настоящего времени указанный протест не удовлетворен, нормы устава муниципального образования до настоящего времени не приведены в соответствие с федеральным законодательством, что недопустимо. До настоящего времени администрацией Коршуновского сельского поселения не обеспечено организационное, информационное, правовое обеспечение деятельности Думы поселения в части приведения Устава образования в соответствие с нормами федерального законодательства.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Думы Коршуновского сельского поселения в части обеспечения приведения Устава Коршуновского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством, обязать Думу Коршуновского сельского поселения обеспечить приведение Устава Коршуновского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством, признать незаконным бездействие Администрации Коршуновского сельского поселения в части не обеспечения организационной, информационной, правовой деятельности Думы поселения для приведения Устава образования в соответствие с нормами действующего законодательства и обязать Администрацию Коршуновского сельского поселения организовать информационное, организационное, правовое обеспечение деятельности Думы поселения для приведения Устава образования в соответствие с нормами действующего законодательства.
Определением судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2020 г. административный иск прокурора Нижнеилимского района возвращен заявителю на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ в связи с неподсудностью.
В апелляционном представлении прокурор Нижнеилимского района Иркутской области просит определение судьи отменить как незаконное и разрешить вопрос по существу. Указывает, что административным истцом отдельные положения Устава муниципального образования, требований о признании незаконными норм Устава также не заявлено. Обращает внимание, что прокурором в данном случае оспаривается бездействия органов местного самоуправления, которыми не исполнена обязанность приведения Устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом в течение шести месяцев с момента даты вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Полагает, административное исковое заявление должно быть рассмотрено районным судом.
В силу части 2.1 статьи 315 КАС РФ частные жалобы, представлении прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 315 КАС РФ с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора.
Возвращая административное исковое заявление, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 20, пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья исходил из неподсудности поданного административного иска Нижнеилимскому районному суду Иркутской области. Судом первой инстанции также указано, что при разрешении заявленных требований по существу подлежит выяснению вопрос соответствия норм Устава муниципального образования нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую сил, в связи с чем административным истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку фактически в поданном иске оспариваются отдельные положения нормативно-правового акта как несоответствующие нормам действующего законодательства, что не отнесено к подсудности районных судов.
С таким выводом судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и основан на неверном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Как следует из административного искового заявления прокурор Нижнеилимского района в интересах Коршуновского муниципального образования Нижнеилимского района Иркутской области и неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие Думы Коршуновского сельского поселения в части обеспечения приведения Устава Коршуновского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством, обязать Думу Коршуновского сельского поселения обеспечить приведение Устава Коршуновского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством, признать незаконным бездействие Администрации Коршуновского сельского поселения в части не обеспечения организационной, информационной, правовой деятельности Думы поселения для приведения Устава образования в соответствие с нормами действующего законодательства и обязать Администрацию Коршуновского сельского поселения организовать информационное, организационное, правовое обеспечение деятельности Думы поселения для приведения Устава образования в соответствие с нормами действующего законодательства.
Как указано ранее, возвращая административное исковое заявление, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 20, пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, судья указал на то, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку фактически в поданном иске оспариваются отдельные положения нормативно-правового акта как несоответствующие нормам действующего законодательства, что не отнесено к подсудности районных судов.
Между тем судья Нижнеилимского районного суда Иркутской области не учел того, что предметом данного спора является не оспаривание нормативно-правового акта, а признание незаконными бездействие органов местного самоуправления, которыми не исполнена обязанность приведения Устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, что относится к подсудности районных судов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что указанные правоотношения не регулируются статьями 17.1, 18, 20 и 21 КАС РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для возврата заявления прокурора Нижнеилимского района не имелось и указанное административное исковое заявление подлежит рассмотрению районным судом.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
На основании изложенного, обжалуемое определение судьи нельзя признать правильным и оно подлежит отмене, а материал по данному административному исковому заявлению подлежит направлению в Нижнеилимский районный суд Иркутской области для рассмотрения со стадии принятия к производству.
На основании изложенного выше, руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 310, статьями 311, 315, 316 КАС РФ, суд
определил:
определение судьи Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2020 г. о возвращении административного искового заявления прокурора Нижнеилимского района в интересах Коршуновского муниципального образования Нижнеилимского района Иркутской области и неопределенного круга лиц к Думе Коршуновского сельского поселения, Администрации Коршуновского сельского поселения о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить приведение Устава Коршуновского муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством отменить.
Материал направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Судья Н.М. Усова