ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-208/2021 от 14.05.2021 Центрального окружного военного суда (Свердловская область)

Председательствующий Петюркин А.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-208/2021

14 мая 2021 г. г. Екатеринбург

Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Абасова К.А., судей Рассохи С.Б. и Ирзуна С.В., при секретаре судебного заседания Масляеве В.В., с участием представителя административного истца Журавлевой Е.И., представителя административного ответчика Тихонова К.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-45/2021 по апелляционной жалобе представителя административного истца Журавлевой Е.И. на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 28 января 2021 г., принятое по административному иску командира войсковой части <данные изъяты> об оспаривании акта встречной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) от 10 апреля 2020 г. № 30 ДСП.

Заслушав доклад судьи Ирзуна С.В., окружной военный суд

у с т а н о в и л:

в административном иске командир войсковой части <данные изъяты> оспорил выводы акта встречной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу от 10 апреля 2020 г. № 30 ДСП (далее – Акт, Управление) о причинении ущерба.

Решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 28 января 2021 г. в удовлетворении данного административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Журавлева просит вынесенное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Обосновывая свои требования, она указывает, что проверкой охватывался период деятельности войсковой части <данные изъяты> со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Однако в Акт также включены нарушения, выявленные при прежних проверках, что ревизоры были делать не вправе и что указывает на незаконность приведенных в акте от ДД.ММ.ГГГГ выводов о причинении ущерба.

Кроме того, является неправильным вывод проверки о невнесении в книгу учета недостач суммы ущерба <данные изъяты> поскольку ущерб внесен в данную книгу на основании приказа командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до окончания проверки. В связи с тем, что ущерб на указанную выше сумму образовался в результате аварийной посадки вертолета Ми-8МТВ-5-1, повлекшей его разрушение, а также уничтожение топлива, содержащегося в баках вертолета, и находящегося в вертолете вещевого имущества, весь ущерб должен отражаться в книге учета недостач одной суммой, а не отдельными частями по разным службам (ГСМ, вещевой и авиационно-технического имущества). При этом административное расследование командованием части не проводилось, поскольку по факту гибели вертолета Ми-8 было возбуждено уголовное дело, выводы которого имели заведомо большую юридическую силу и объективность, чем итоги административного расследования. Более того, поскольку вертолет Ми-8 сразу же был признан следователем вещественным доказательством, оценить ущерб от его разрушения после аварийной посадки было невозможно.

В апелляционной жалобе также указывается, что гарнизонным военным судом не учтено, что вся сумма ущерба от крушения вертолета уже внесена в книгу учета недостач и повторный учет в Акте той же суммы влечет необоснованный двойной учет причиненного ущерба. Это же, по мнению автора жалобы, относится и к указанной в Акте сумме ущерба в размере <данные изъяты>., которая является частью хозяйственных нарушений службы горючего и смазочных материалов воинской части и возникла в связи с аварийной посадкой вертолета Ми-8.

В апелляционной жалобе представитель Журавлева настаивает, что недостача, образовавшаяся вследствие страхового возмещения по решению Арбитражного суда Свердловской области, не относится к административному истцу, а денежные средства незаконно списаны с его счета по исполнительному листу, что не было принято во внимание при проведении встречной проверки.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления Гомзин Ю.В. просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителя административного истца Журавлевой в поддержание доводов апелляционной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения представителя административного ответчика Тихонова, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из дела, в <данные изъяты> Управлением проведена проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

По результатам ревизии в Акте проверки, в частности, сделаны выводы о:

- непроизводительном расходовании бюджетных средств, связанном с выплатой на сумму <данные изъяты>. по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Свердловской области;

- нарушении порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в результате не учета суммы ущерба по авиационно-технической службе на сумму <данные изъяты> возникшего в связи с аварийной посадкой и разрушением вертолета Ми-8;

- недостаче материальных ценностей на сумму <данные изъяты> по службе горючего и смазочных материалов, из которых ущерб в размере 83 053 руб. 50 коп. возник в связи с утратой топлива, находившегося в баках вертолета Ми-8;

- непринятии решения по выявленному в ходе прежней проверки ущербу в размере <данные изъяты> связанному с излишними выплатами денежного довольствия;

- непринятии решения по выявленному в ходе прежней проверки ущербу в размере <данные изъяты>., связанному с неправомерным списанием горюче-смазочных материалов;

- непринятии решения по выявленному в ходе прежней проверки ущербу в размере <данные изъяты>., связанному с произведением выплат при незаконном увольнении военнослужащего;

- непринятии решения по выявленному в ходе прежней проверки ущербу в размере <данные изъяты>., связанному с незаконным расходом денежных средств в результате оплаты завышенных объемов выполненных работ по техническому обслуживанию объектов казарменно-жилищного фонда.

Не согласившись с выводами, изложенными в Акте проверки, командование войсковой части <данные изъяты> направило в Управление возражения, которые им рассмотрены, каждому из них дана надлежащая оценка. По итогам рассмотрения составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГдсп., в соответствии с которым часть возражений удовлетворена, а другая часть, изложенная в настоящем административном иске, оставлена без удовлетворения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции исследованы доказательства, достаточные для вынесения решения, в частности: Акт встречной проверки от ДД.ММ.ГГГГдсп, копии решения Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Арбитражного суда Уральского округа от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты>, сообщения ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" от ДД.ММ.ГГГГ, приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, телеграммы командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, акта встречной проверки отдельных вопросов финансово-экономической деятельности войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГдсп, протокола рассмотрения возражений на акт встречной проверки от ДД.ММ.ГГГГдсп, протокола рассмотрения возражений на акт встречной проверки от ДД.ММ.ГГГГдсп, протокола рассмотрения возражений на акт встречной проверки от ДД.ММ.ГГГГ дсп.

С правильностью указанных выводов Акта Управления согласился и гарнизонный военный суд при отказе в иске. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ущерб, возникший в результате списания денежных средств по решению Арбитражного суда Свердловской области, установлен, однако меры к его возмещению командованием воинской части не приняты; административное расследование по факту аварийной посадки вертолета Ми-8 в установленный законом сроки командованием части не проведено; размер ущерба после проведения такого расследования в книгу учета недостач внесен неверно; меры по возмещению ущерба, выявленному по итогам предыдущей проверки деятельности воинской части <данные изъяты>, командованием данной войсковой части не приняты.

Принятое решение суд апелляционной инстанции считает правильным.

Так, согласно установленным обстоятельствам, ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение о взыскании с войсковой части <данные изъяты> денежных средств на общую сумму <данные изъяты>. в счет страхового возмещения за повреждение сошедшего с рельс железнодорожного вагона и оплаты государственной пошлины. Указанное решение вступило в законную силу на основании постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ и оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от ДД.ММ.ГГГГ

В рамках исполнения указанного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист, взыскание произведено путем перечисления денежных средств со счетов ФКУ "УФО МО РФ по ЦВО" по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ, о чем названное ФКУ ДД.ММ.ГГГГ уведомило командира войсковой части <данные изъяты>.

Виновность войсковой части <данные изъяты>, командир которой обратился с административным иском, по которому возбуждено настоящее дело, в причинении вреда, возникшего в связи со сходом с рельс железнодорожного вагона, установлена приведенным выше вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области.

Более того, именно данная войсковая часть являлась стороной при рассмотрении дела в арбитражном суде. Как следует из указанных выше судебных решений арбитражных судов, войсковая часть <данные изъяты>, являющаяся административным истцом по настоящему делу, при разбирательстве дел в арбитражных судах заявляла о том, что является ненадлежащим ответчиком по делу, и такие доводы названными судами были отвергнуты. Более того, именно Журавлева, то есть автор рассматриваемой апелляционной жалобы, участвовала в арбитражном суде от войсковой части <данные изъяты>.

Согласно ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В данной связи, несмотря на то, что в исполнительном листе указаны платежные реквизиты другого хозяйствующего субъекта с тем же наименованием, основания усомниться в том, что причиненный в результате повреждения вагона вред относится именно к административному истцу, отсутствуют.

Таким образом, поскольку административному истцу стало известно о перечислении денежных средств по указанному выше исполнительному листу в 2019 году и каких-либо мер для возмещения ущерба им не предпринято, в Акте обоснованно указано на необходимость отражения в книге учета недостач ущерба в размере <данные изъяты>. в виде излишних денежных выплат, произведенных войсковой частью <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ при аварийной посадке вертолета Ми-8 произошло его уничтожение, в том числе из-за возгорания, в результате чего произошла утрата самого вертолета, повлекшая ущерб в размере <данные изъяты>., а также содержащегося в его баках горючего стоимостью <данные изъяты>. и различного вещевого имущества на сумму <данные изъяты>.

Административное расследование по данному факту не производилось до 2020 года, то есть до момента окончания предварительного следствия по возбужденному в данной связи уголовному делу. После вынесения следователем постановления о прекращении производства по уголовному делу командованием войсковой части <данные изъяты> проведено соответствующее административное расследование, по итогам которого ДД.ММ.ГГГГ издан приказ о внесении в книгу учета недостач причиненного ущерба в размере <данные изъяты>.

При этом сведения о соответствующем ущербе внесены в книгу учета недостач единой суммой в раздел I, предусматривающий учет недостач, хищений, утрат, уничтожений, повреждений.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" командир части в случае обнаружения ущерба обязан провести административное расследование. При этом административное расследование для установления причин ущерба может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки или предварительного расследования в порядке уголовного судопроизводства.

Как следует из дела, предварительное следствие по уголовному делу было возбуждено по факту крушения вертолета ввиду нарушения правил пилотирования.

Согласно ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба, с учетом износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

Тем самым, ввиду явного полного уничтожения вертолета в результате его крушения, сразу же для командования воинской части было очевидно, что размер ущерба необходимо устанавливать только самой воинской части, эксплуатирующей вертолет, а не органам следствия, которые соответствующими сведениями о данных учета имущества воинской части, степени износа и балансовой стоимостью воздушного судна и его агрегатов не обладали.

При этом мнение автора апелляционной жалобы о том, что точность ущерба, выявленного по итогам административного расследования, заведомо более низкая, чем установленная в ходе расследования уголовного дела, на законе не основано и является голословным.

Таким образом, каких-либо препятствий для своевременного установления стоимости утраченного имущества и учета ущерба не имелось. Это касается и утверждения автора жалобы о том, что вертолет Ми-8 был признан вещественным доказательством и находился на ответственном хранении, так как причиненный ущерб устанавливается, прежде всего, по финансовым документам, а, согласно иску и пояснениям представителя истца, доступ к вертолету следствием для воинской части не ограничивался. Тем не менее, административное расследование в период, проверяемый встречной проверкой, командованием войсковой части <данные изъяты> не проведено и ущерб должным образом не учтен.

Кроме того, несмотря на внесение в книгу учета недостач ущерба, причиненного крушением вертолета Ми-8 на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до проведения финансовой проверки, это также не указывает на ошибочность выводов, сделанных в Акте.

Согласно пояснениям к форме № 53 Приложения № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 139 "О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации" в разделе I книги учета недостач необходимо было отдельно учитывать ущерб по денежным средствам и по каждому виду материальных ценностей, нематериальных активов и иного имущества по отдельным лицевым счетам.

Таким образом, сумма ущерба, причиненного крушением вертолета Ми-8, подлежала внесению в книгу учета недостач не целиком, а путем открытия отдельных лицевых счетов по каждой категории утраченного имущества (ГСМ, вещевого и авиационно-технического), что войсковой частью 45123 выполнено не было.

Данный вывод является правильным, несмотря на ссылку административного истца на телеграмму командира войсковой части <данные изъяты>, направленную в соответствии с Указаниями начальника Управления – заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами по материально-техническому обеспечению от 30 октября 2019 г., изданными на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2013 г. НР775ДСП "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба".

Так, данные Указания не применимы в настоящем деле, поскольку касаются списания ущерба, а не его учета в соответствующих финансовых документах. В любом случае, в силу коллизии правовых актов применению подлежит именно приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 139, как имеющий большую юридическую силу.

Тем самым по делу установлено, что записи об уничтожении имущества по службам (ГСМ, вещевого и авиационно-технического), связанного с крушением вертолета Ми-8, в книгу учета недостач надлежащим образом внесены не были. Это обстоятельство указывает на обоснованность оспоренных выводов Акта проверки.

Более того, само по себе внесение в книгу учета недостач ущерба единой суммой в размере <данные изъяты>. до издания Акта проверки, о чем указывает в жалобе представитель Журавлева, не указывает на соблюдение войсковой частью 45123 финансовых требований, изложенных в приведенной форме № 53 Приложения № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 139. Тем более, что права выборочного исполнения указанного приказа либо его произвольного толкования командиру войсковой части <данные изъяты> не предоставлено. Допущенный неправильный учет причиненного ущерба единой суммой может быть исправлен распорядительными действиями командира части.

Что касается включения в Акт сведений о нарушениях по результатам предыдущих проверок, то согласно взаимосвязанным положениям п. 31 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № 100дсп и п. 34 Методических рекомендаций по проведению контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных указанием заместителя Министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2013 г., участники контрольной группы обязаны проверить полноту и своевременность выполнения предложений по актам предыдущих контрольных мероприятий.

В этой связи приведение в Акте прежде выявленных нарушений, по которым не принято должных мер по погашению ущерба, является обоснованным. При этом, само непринятие таких мер по нарушениям, выявленных в ходе прежних проверок, истец не оспаривал.

Ввиду этого, выводы, изложенные в Акте относительно нарушений, допущенных в ходе осуществления финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части <данные изъяты> являются законными и обоснованными.

Таким образом, обжалованное решение гарнизонного военного суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд

о п р е д е л и л:

решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 28 января 2021 г., принятое по административному иску командира войсковой части 45123 об оспаривании выводов акта встречной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца Журавлевой Е.И. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий: К.А. Абасов

Судьи: С.Б. Рассоха

С.В. Ирзун