ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2092/20 от 11.06.2020 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Микишев А.Ю. Дело № 33а-2092/2020

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 11 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Русских Л.В.,

судей

Степановой Е.А., Мазюты Т.Н.,

при секретаре

Соловьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ликвидатора Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) Метелягина А.Е. на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 16 марта 2020 г. по административному делу № 2а-681/2020 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Кировской области к Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) о признании общественной организации прекратившей деятельность, исключении сведений, которым постановлено:

Признать Первомайскую районную организацию Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) (ОГРН 1024300006587) прекратившей деятельность в качестве юридического лица.

Исключить сведения о Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Степановой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании организации прекратившей свою деятельность и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование указано, что 11 сентября 1997 г. принято решение о государственной регистрации Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) в качестве юридического лица. 12 декабря 2002 г. сведения об организации внесены в ЕГРЮЛ за номером 1024300006587. Высшим руководящим органом организации является Конференция. Организация действует на основании устава от 30 ноября 2012 года. 26 августа 2016 г. на внеочередной Конференции Организации принято решение о добровольной ликвидации организации, ликвидатором избран Метелягин А.Е. Указанное решение согласовано на заседании Президиума Правления КОО ВОИ 26 сентября 2016 г. Вместе с тем, сведения о ликвидации организации в ЕГРЮЛ не внесены, следовательно, до настоящего момента организация является юридическим лицом и обязана выполнять все обязанности, установленные действующим законодательством, в том числе сдавать отчетность.

В нарушение положений абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организация не предоставила в Управление сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона №7-ФЗ, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме №ОН0003 за 2018 год. 26 апреля 2019 г. в адрес постоянно действующего руководящего органа и по адресу, указанному в сообщении о ликвидации в качестве адреса для предъявления требования кредиторов (610020, Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 76, оф. 31) направлено предупреждение за непредставление отчета по форме № ОН0003 за 2018 год с установлением срока исполнения до 29 июля 2019 г. Предупреждение получено 21 мая 2019 г., но до настоящего времени не исполнено. Ходатайств о продлении срока исполнения не поступало. Также Организация не представила в Управление информацию о продолжении своей деятельности за 2018 год. 26 апреля 2019 г. в адрес постоянно действующего руководящего органа и по адресу, указанному в сообщении о ликвидации в качестве адреса для предъявления требования кредиторов (610020, Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 76, оф. 31) направлено предупреждение за непредставление информации о продолжении своей деятельности за 2018 год с установлением срока исполнения до 29 июля 2019 г. Предупреждение получено 21 мая 2019 г., до настоящего времени не исполнено. Ходатайств о продлении срока исполнения не поступало. 30 июля 2019 г. от ликвидатора Метелягина А.Е. поступило сообщение, исходя из которого Организация не планирует предоставлять какую-либо отчетность в Управление.

Административный истец просил признать Первомайскую районную организацию Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) (ОГРН - 1024300006587) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица. Исключить сведения о Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Метелягин А.Е. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, указав на нарушение судом норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку отказ суда в удовлетворении ходатайства об отложении дела лишил ответчика заявить встречное требование. Кроме того, административным истцом нарушено требование Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, так как в официальном источнике им не было опубликовано объявление об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Считает, что после предоставления в Управление ликвидационного баланса заверенного вышестоящей организацией согласно уставу, организация не должна предоставлять какую-либо отчетность.

В материалы дела представлены возражения Управления Министерства юстиции РФ по Кировской области, согласно которым представитель указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Кирову представил отзыв на апелляционную жалобу Метелягина А.Е., в котором указал на законность принятого решения.

В судебном заседании Метелягин А.Е. поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Руководствуясь положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, материалы приобщенного дела №2а-1272/2019, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение, в числе прочего, обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, указанных в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзацы 4, 8). Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (абзац 9).

Согласно ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется в связи с неоднократным или грубым нарушением общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, 11 сентября 1997 г. Управлением юстиции Администрации Кировской области Первомайская районная организация Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) зарегистрирована в качестве юридического лица. 12 декабря 2002 г. Управлением МНС России по Кировской области внесены сведения об Организации в ЕГРЮЛ за основным регистрационным номером 1024300006587. Адресом (местом нахождения) организации является адрес: <адрес>

Согласно уставу от 30 ноября 2012 г. высшим руководящим органом организации является Конференция.

26 августа 2016 г. на внеочередной Конференции Организации было принято решение о добровольной ликвидации организации, ликвидатором избран Метелягин А.Е. Решение о добровольной ликвидации организации согласовано на заседании Президиума Правления КОО ВОИ 26 сентября 2016 г. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, организации находится в стадии ликвидации. Лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, является ликвидатор Метелягин А.Е.

Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 21 мая 2019 г. по делу № 2а-1272/2019 иск Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) об оспаривании отказа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации в связи с завершением всех мероприятия по добровольной ликвидации оставлен без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 22 октября 2019 г. Поскольку сведения о завершении процедуры ликвидации не внесены в ЕГРЮЛ, в настоящее время Первомайская районная организация Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) имеет статус действующего юридического лица.

В рамках осуществления государственного контроля Управлением выявлены неоднократные нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика. Так, было установлено, что в нарушение положений Федерального закона № 82-ФЗ Организация не предоставила в Управление сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона №7-ФЗ, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме № ОН0003 за 2018 год.

Также Организация не представила в Управление информацию о продолжении своей деятельности. 26 апреля 2019 г. в адрес руководящего органа направлено предупреждение за непредставление информации о продолжении своей деятельности за 2018 год с установлением срока исполнения до 29 июля 2019 г. Предупреждение получено 21 мая 2019 г., до настоящего времени также не исполнено. Ходатайств о продлении срока исполнения не поступало. 30 июля 2019 г. от ликвидатора Метелягина А.Е. поступило сообщение, из которого следует, что Организация не планирует предоставлять какую-либо отчетность в Управление.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что административным истцом нарушено требование п. 5 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, выразившееся в неопубликовании объявления в журнале «Вестник государственной регистрации» об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего орган, основан на ошибочном толковании норм права.

Статья 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяет порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 30 сентября 2004 г. № 506 уполномоченным федеральным исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Таким образом, регистрирующим органом является налоговый орган.

Основанием для обращения Управления в суд с административным исковым заявлением о признании Организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ являлась часть 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»: непредставление Организацией в Управление в установленный срок отчета по форме № ОНОООЗ, предусмотренного абзацем 8 части 1 ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», за 2018 год.

Согласно пункту 3 статьи 1 КАС РФ административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Таким образом, при подготовке, направлении и рассмотрении административных исковых заявлений Управление руководствуется общими положениями КАС РФ, а также положениями специальной главы 27 КАС РФ, регулирующей порядок производства по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидация общественного объединения.

Исходя из изложенного выше, Организация подлежит признанию прекратившей деятельность в порядке административного судопроизводства в соответствии с положениями КАС РФ. Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в данном случае не применяется. Следовательно, опубликование Управлением объявления в журнале «Вестник государственной регистрации» не требуется.

Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что ликвидационный баланс Организации от 23 августа 2018 г. подписан вышестоящей организацией согласно уставу, не имеется.

Так, в соответствии с материалами учетного дела Организация действует на основании собственного устава, принятого на внеочередной Конференции 30 ноября 2012 г. (далее - устав). В соответствии с положениями пунктов 19 и 20 Устава высшим руководящим органом Организации является Конференция, к компетенции которой относится принятие решения о ликвидации Организации. 26 августа 2016 г. на внеочередной Конференции Организации принято решение о добровольной ликвидации Организации.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 65.3 ГК РФ принятие решений о ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции высшего органа корпорации.

В силу положений п.п. 3, 6 ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, утверждает её промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс. Следовательно, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс Организации должны быть утверждены органом, принявшим решение о ликвидации, то есть на Конференции Организации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что после сдачи ликвидационного баланса в Управление никакая отчетность не сдается и не может приниматься ФНС России, не существует нормы закона, которая обязывает предоставлять какую-либо отчетность, также подлежат отклонению.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

До момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об окончательной ликвидации Организация считается зарегистрированной в качестве юридического лица. Организация до настоящего времени имеет статус юридического лица, следовательно, должна выполнять все обязанности, установленные действующим законодательством, в том числе сдавать в Управление отчетность, предусмотренную ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда. Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, нарушений норм процессуального права при рассмотрении административного дела судом не допущено.

То обстоятельство, что Метелягину А.Е. отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания для представления письменного отзыва, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку судебное извещение о времени и месте судебного заседания получено административным ответчиком, то есть, на момент рассмотрения дела суд первой инстанции располагал сведениями об его извещении и, соответственно, на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе был рассмотреть дело в его отсутствие в случае отказа в удовлетворении поступившего ходатайства об отложении. Безусловным же основанием к отмене судебного акта является рассмотрение дела в отсутствие лица участвующего в деле, при его неизвещении надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Из материалов дела следует, что административный ответчик располагал достаточным временем для представления письменного отзыва, сведений, подтверждающих уважительность причин его неявки в судебное заседание, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, не представлено.

Более того, рассмотрение данного дела в отсутствие административного ответчика не повлияло на полноту исследования обстоятельств, имеющих значение по делу. Метелягин А.Е., зная о рассмотрении дела судом, не воспользовался правом на участие в судебном заседании и дачу объяснений по иску, письменных возражений суду не представил, однако доводы несогласия с заявленными требованиями изложил в апелляционной жалобе, данным доводам дана оценка.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права не нашел подтверждения в материалах дела.

Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждает, что имеет место нарушение судом норм права.

Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводятся; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены. У судебной коллегии нет оснований для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Первомайского районного суда г. Кирова от 16 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ликвидатора Первомайской районной организации Кировской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) Метелягина А.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: