Судья Кочкина А.А. Дело № 33а-2094/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 13 июня 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Игнатьевой А.Р., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Гороховой А.Ю.,
с участием истца Хлхатян С.Ш., представителя истца Буртовой П.А., представителя ответчика Друзьяновой А.Б., представителя заинтересованного лица Правительства РС(Я) Глазкова С.М., прокуроров Никонова В.В., Ларионова Э.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора города Ларионова Э.Н. и апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2018 года, которым
по административному делу по административному иску Хлхатяна С.Ш. к Окружной администрации города Якутска о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим в части,
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении административного иска Хлхатяна С.Ш. к Окружной администрации города Якутска о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим в части, отказать.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н., пояснения лиц, участвующих по делу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хлхатян С.Ш. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым № ..., с разрешенным видом использования - под теплые гаражные стоянки, общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: ...........
10.10.2017 истцу стало известно о существовании распоряжения ОА г.Якутска от 03.10.2014 №1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», а также распоряжения ОА г. Якутска от 26.09.2016 №1621р «О внесении изменения в распоряжение Окружной Администрации города Якутска от 03.10.2014 № 1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», которыми на земельный участок истца наложено обременение в виде резервирования для строительства железной дороги, под размещение пожарной части технической службы, на срок с 03.10.2014 по 03.10.2021. Между тем, согласно схеме резервирования, в границах, подлежащей застройке территории, попадает лишь незначительная часть земельного участка истца, что выяснилось в ходе ознакомления со схемой 13.10.2017. Указанные распоряжения вынесены с нарушениями, поскольку не соответствуют Генеральному плану ГО «город Якутск» в части границ земельного участка. Сведения, указанные в приложениях № 2 к указанным распоряжениям, противоречат фактическим данным, по указанному в перечне кадастровому № ... невозможно определить полностью или частично указанный участок расположен в границах резервируемых земель. Истец просил признать недействующими распоряжение Окружной Администрации г.Якутска от 03.10.2014 №1731 «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», распоряжение Окружной Администрации г.Якутска от 26.09.2016 года №1621 «О внесении изменения в распоряжение Окружной Администрации города Якутска от 03.10.2014 №1731р..» в части резервирования земельного участка с кадастровым № ..., общей площадью *** кв.м.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, прокурор обратился с апелляционным представлением, в котором указал, что решение суда подлежит отмене в связи с необоснованностью и неправильным применением норм материального права. Строительство железнодорожной линии отнесено в соответствии с законодательством к вопросам федерального значения. Генеральный план ГО «город Якутск» является документом территориального планирования местного уровня муниципального образования, в связи с этим не может являться основанием для резервирования объектов федерального значения. Кроме того, согласно генеральному плану ГО «город Якутск» под планируемую линию железной дороги подпадает только часть земельного участка, а зарезервирован весь земельный участок Хлхатяна С.Ш.
Истец в своей апелляционной жалобе указал, что не согласен с решением суда, решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Согласно генеральному плану ГО «город Якутск» под планируемую линию железной дороги подпадает только часть земельного участка истца, между тем распоряжениями ответчика зарезервирован весь его земельный участок.
Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Административный истец Хлхатян С.Ш. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым № ..., с разрешенным видом использования - под теплые гаражные стоянки, общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: .........., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из материалов дела следует, что в настоящее время разрешенный вид использования спорного земельного участка изменился на «размещение пожарной технической службы» в связи с внесением изменений в документы территориального планирования г. Якутска.
Распоряжением ОА г. Якутска от 03.10.2014 №1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск» осуществлено резервирование для муниципальных нужд ГО «город Якутск» сроком на 7 лет земельных участков, расположенных на территории ГО «город Якутск» для строительства железной дороги, согласно перечню кадастровых номеров земельных участков (приложение №2), в том числе принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым № ..., площадью *** кв.м., указанного в перечне под № ....
Распоряжением ОА г. Якутска от 26.09.2016 №1621р внесено изменение в распоряжение ОА г. Якутска от 03.10.2014 №1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», заменено приложение № 2 в новой редакции.
Наличие зарегистрированных обременений в отношении земельного участка истца подтверждается выпиской из ЕГРН и материалами кадастрового дела.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, указал, что вариант размещения объекта одобрен решением градостроительного совета с учетом оценки необходимости соблюдения баланса общественных и частных интересов, прошел процедуру публичных слушаний и включен в Генеральный план города Якутска. Решение Якутской городской думы от 20.12.2012 №112-НПА в установленном законом порядке не оспорено. Порядок резервирования земель, определенный в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, при принятии оспариваемых распоряжений не нарушен. Данный нормативный правовой акт принят на основании документов территориального планирования Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), генерального плана ГО «Город Якутск», схема резервируемых земель в границах земельного участка с кадастровым № ... им соответствует. Признание распоряжений недействующими в части резервирования земельного участка истца, без изменения положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, изменения документов территориального планирования, не приведет к отмене ограничений прав истца, как землепользователя.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим кодексом, другими федеральными законами (пункты 1, 2 статьи 56.1 пункт 7 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий(пункт 2). Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации(пункт 4).
Таким образом, резервирование земель может быть осуществлено только в случаях, прямо предусмотренных законом, и не может носить произвольный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пункта 2 указанного Положения, решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» резервирование земельных участков для строительства железной дороги не относится к компетенции местного самоуправления.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 17 и 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов, основания принятия и их пределы.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть принят с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, или принят по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Предметом спора по настоящему делу является распоряжение ОА г. Якутска от 03.10.2014 № 1731р о резервировании для муниципальных нужд ГО «город Якутск» сроком на 7 лет земельных участков, расположенных на территории ГО «город Якутск» под строительство железной дороги. В приложение № 2 к указанному распоряжению под номером 247 зарезервирован принадлежащий Хлхатян С.Ш. на праве собственности земельный участок с кадастровым № ..., площадью *** кв.м., а также распоряжение ОА г. Якутска от 26.09.2016 №1621р, которым внесено изменение в распоряжение ОА г. Якутска от 03.10.2014 №1731р в части замены приложения № 2 в новой редакции.
В силу вышеизложенных норм закона железная дорога не предусмотрена перечнем объектов муниципального значения, необходимость размещения которых может рассматриваться в качестве основания для резервирования земельных участков для муниципальных нужд городского округа( часть 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации), несмотря на наличие актов, на основании которых приняты оспариваемые распоряжения. Генеральный план ГО «город Якутск» является документом территориального планирования местного уровня муниципального образования и не может являться основанием для резервирования объектов федерального значения.
Из содержания оспариваемых распоряжений № 1731р и 1621р усматривается, что резервирование земельного участка истца для строительства железной дороги осуществлено для муниципальных нужд, что не соответствует вышеприведенным нормам действующего федерального законодательства, не предоставляющим возможности органам местного самоуправления принимать нормативные правовые акты по регулированию вопросов резервирования земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
При принятии оспариваемых распоряжений № 1731р и 1621р в части резервирования земельного участка истца нарушен Порядок резервирования земель, определенный Положением, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, поскольку объект строительства железной дороги является федеральным проектом, следовательно ограничивать собственников земельных участков, попавших в схему территориального планирования имеет право в соответствии с федеральным порядком лишь орган исполнительной власти соответствующего уровня.
В иных случаях он может уполномочить на это орган местного самоуправления, однако данный факт стороной ответчика по делу не доказан.
Стороной ответчика не представлены доказательства того, что указанные оспариваемые распоряжения в части резервирования земельного участка истца приняты на основании документации по планировке территории, которые подготовлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг, на основании соответствующих нормативных правовых актов, распоряжений в соответствии с требованиями, установленными градостроительным законодательством, которые согласованы в надлежащем порядке и утверждены в соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ, п. 2 Положения о резервировании земель.
Вместе с тем, с апреля 2011 года Росжелдор согласно п.п. 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, принимает решение о резервировании земель и об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях развития сети железных дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также обеспечении необходимых действий, связанных с изъятием земельных участков порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных выше положений федерального законодательства и установленных обстоятельств Окружная администрация г. Якутска не обладало необходимыми полномочиями на резервирование земельного участка истца.
Кроме того, перечень ограничений прав на резервированные земельные участки, необходимых для достижения целей резервирования земель, в силу п.п.»в» п.5 вышеуказанного Положения о резервировании земель, установлен только в оспариваемых распоряжениях. Указанный перечень ограничений в каких-либо иных правовых актов, в том числе имеющих большую юридическую силу, не установлен
При таких обстоятельствах следует признать правильным довод апелляционного представления и жалобы стороны истца о том, что орган местного самоуправления, принимая оспариваемые распоряжения в части резервирования земельного участка Хлхатян С.Ш., вышел за пределы своих полномочий, урегулировав правоотношения с собственником земельного участка, относящиеся к ведению федерального органа исполнительной власти.
Стороной ответчика не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение Окружной администрацией г. Якутска установленного порядка принятия оспариваемого решения, а также то, что содержание оспариваемых распоряжений № 1731р и 1621р в части резервирования земельного участка истца в полном объеме соответствуют требованием, установленным Правительством РФ к решениям о резервировании земельных участков.
Из материалов дела следует и не оспаривается стороной ответчика, что согласно генеральному плану ГО «город Якутск» под планируемую линию железной дороги подпадает только часть земельного участка Хлхатян С.Ш., между тем согласно оспариваемым распоряжениям зарезервирован весь земельный участок административного истца.
Факт воспроизведения в оспариваемых актах положений другого акта, имеющего большую юридическую силу, судебной коллегией не установлен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 17 и 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, в частности не соблюдены существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые распоряжения № 1731р и 1621р в части резервирования земельного участка истца не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы Хлхатян С.Ш., не действующими со дня вступления в законную силу апелляционного определения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, поскольку оно постановлено при неправильном применении норм материального права, а также с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь ст. 308 – 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2018 года по настоящему делу отменить.
Административный иск Хлхатяна С.Ш. к Окружной администрации города Якутска о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим в части удовлетворить.
Признать недействующим распоряжение ОА г.Якутска от 03.10.2014 №1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск», распоряжение ОА г. Якутска от 26.09.2016 №1621р «О внесении изменения в распоряжение Окружной Администрации города Якутска от 03.10.2014 № 1731р «О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа «город Якутск» в части резервирования земельного участка с кадастровым № ... общей площадью *** кв.м.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Оконешникова М.М.
Судьи Игнатьева А.Р.
Сыренова С.Н.