ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2094/2023 от 14.12.2023 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Симонова Е.В. Дело № 33а-2094/2023

Докладчик Середа Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Бажанова А.О.,

судей Куриновой Л.Ю., Середы Л.И.,

при секретаре Щетининой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2023 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело № 2а-1650/2023 по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2023 г.,

Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г.Саранска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 65 комбинированного вида» (далее – МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида») о возложении обязанности оборудовать помещения, предназначенные для массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, указав в обоснование, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере прав инвалидов в МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» установлено, что в здании образовательного учреждения помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий, не оснащены индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, целью которой является достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Прокурор Ленинского района г.Саранска просил суд: обязать МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» в срок до 1 декабря 2023 г. оборудовать следующие помещения, предназначенные для массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой: корпус 1 (<адрес>): физкультурный зал площадью 53 кв.м, музыкальный зал площадью 77,2 кв.м; корпус 2 (<адрес>): физкультурный зал площадью 62,2 кв.м, музыкальный зал площадью 77,9 кв.м и музыкальный зал площадью 43,3 кв.м.

Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2023 г. административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица заместитель директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Лисина К.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в обоснование указывает, что отсутствие индукционных петель не нарушает права учащихся МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида», поскольку на начало 2023-2024 учебного года в данном учреждении по адаптированным основным образовательным программам детей с ограниченными возможностями по слуху не имеется; считает, что нормы о создании специальных условий для инвалидов необходимо учитывать исходя их фактической необходимости и целесообразности.

В заседании судебной коллегии представитель административного истца - прокурор отдела Прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. считает решение суда законным.

Представители административного ответчика МДОУ «Детский сад №65 комбинированного вида» и заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явились.

Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), не усматривается и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 КАС Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г.Саранска проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» установлено, что помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий: корпус 1 (<адрес>): физкультурный зал площадью 53 кв.м, музыкальный зал площадью 77,2 кв.м; корпус 2 (<адрес>): физкультурный зал площадью 62,2 кв.м, музыкальный зал площадью 77,9 кв.м и музыкальный зал площадью 43,3 кв.м не оснащены индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Согласно пункту 1.6 Устава учредителем и собственником имущества учреждения является городской округ Саранск.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований действующего законодательства в здании МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий, не оснащены индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, что нарушает права и интересы лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Статьей 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 14 вышеуказанного Федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В частности, в силу пунктов 5 и 6 части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок), который определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Согласно подпункту «г» пункта 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

С учетом изложенных положений судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что здание МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» как административное здание, является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком, как образовательным учреждением, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность на территории городского округа Саранск, должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по слуху не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий А.О. Бажанов

судьи Л.Ю. Куринова

Л.И. Середа

Мотивированное апелляционное определение составлено 20 декабря 2023 г.