САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-450/2021 Судья: Суворова С.Б.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 23 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре В.Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи 23 апреля 2021 года административное дело №2а-48/2020 по апелляционной жалобе П.Е.В. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2020 года и на дополнительное решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга 15 июня 2020 года по административному исковому заявлению П.Е.В. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца П.Е.В. с использованием системы видеоконференц-связи, представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения Следственный изолятор №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области П.И.В. действующего на основании доверенности от 19 января 2021 года сроком до 31 декабря 2021 года, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области П.И.В., действующего на основании доверенности от 29 декабря 2021 года сроком до 31 декабря 2021 года, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
20 мая 2019 года в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга поступило административное исковое заявление П.Е.В. от 17 мая 2019 года о признании незаконными действий Федерального казенного учреждения Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области), выразившиеся в несвоевременной отправке его обращений за период с 23 апреля 2018 года по 19 декабря 2018 года (л.д. 6 том 1).
В обоснование заявленных требований П.Е.В. указал, что с 23 апреля 2018 года по 19 декабря 2018 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, направлял обращения, жалобы, заявления, ходатайства, апелляционные и кассационные жалобы, которые в нарушение пунктов 93-95 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 420, не были своевременно направлены или вообще не направлены, что влечёт нарушение его прав на своевременное их рассмотрение и принятие решений.
Определением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 мая 2019 года административное исковое заявление П.Е.В. принято к производству суда, делу присвоен номер №... (л.д.1-3 том 1).
20 мая 2019 года в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга поступило административное исковое заявление П.Е.В. от 17 мая 2019 года о признании незаконными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в направлении его обращений от 19 сентября 2018 года, 15 октября 2018 года, 03 декабря 2018 года в Верховный суд Российской Федерации с нарушением установленного законом срока (л.д.31 том 1).
В обоснование заявленных требований П.Е.В. указал, что с 23 апреля 2018 года по 19 декабря 2018 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 19 сентября 2018 года, 15 октября 2018 года и 03 декабря 2018 года обращался с жалобами в Верховный суд Российской Федерации через администрацию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, однако данные обращения не были направлены в установленный законом срок, несмотря на то, что были зарегистрированы в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых, осужденных, что нарушает пункты 93-94 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №420, в которых установлена обязанность и сроки направления администрацией учреждения обращений лиц, содержащихся в Следственных изоляторах; действия административного ответчика нарушают его право на своевременное обращение в государственные органы, своевременное рассмотрение обращений, на получение информации по обращениям.
Определением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 мая 2019 года административное исковое заявление П.Е.В. принято к производству суда, делу присвоен номер №... (л.д.29 том 1).
10 июня 2019 года в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга поступило административное исковое заявление П.Е.В. от 30 мая 2019 года о признании незаконными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по Санкт-Петербургу, выразившиеся в несвоевременном вручении ответа от 30 ноября 2018 года и несвоевременном рассмотрении его обращения (л.д.43-44 том 1).
В обоснование заявленных требований П.Е.В. указал, что с 17 июля 2017 года по 23 апреля 2018 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с 23 апреля 2018 года по 19 декабря 2018 года содержался в ФКУ СИЗО-1 России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с 19 декабря 2018 года по 01 апреля 2019 года содержался в ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с 01 апреля 2019 года содержится в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 15 июля 2018 года обратился в ФСИН России с жалобой на условия содержания, условия прогулок в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, 16 апреля 2019 года получил ответ от 30 ноября 2018 года №.... По мнению административного истца, девятимесячный срок на предоставление ответа является неразумным, данное нарушение влечет за собой невозможность обжалования, нарушают статью 29 Конституции Российской Федерации о получении информации.
Определением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июня 2019 года административное исковое заявление П.Е.В. принято к производству суда, делу присвоен номер №... (л.д.41 том 1).
Определением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2019 года административные дела №..., №..., №... объедены в одно производство, делу присвоен номер №..., в последующем делу присвоен номер №... (л.д.50-51 том 1).
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2020 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.208-219 том 2).
Дополнительным решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления П.Е.В. о признании незаконными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившихся в несвоевременной отправке обращений в период с 23 апреля 2018 года по 19 декабря 2018 года и по несвоевременному рассмотрению обращения от <дата> отказано (л.д.7-15 том 3).
Определением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2020 года исправлена техническая ошибка, допущенная в установочной части решения суда от 05 февраля 2020 года и указано, что правильным является «П.Е.В. обратился в суд с административными исками к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными действий, выразившихся в несвоевременной отправке в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области его обращений, за период с 3 апреля 2018 года по 19 декабря 2018 года, от 19 сентября 2018 года, 15 октября 2018 года, 3 декабря 2019 года в установленный законом срок, в несвоевременном вручении ему ответа от 30 ноября 2018 года, а также в несвоевременном рассмотрении его обращения» (л.д.17-19 том 3).
В апелляционных жалобах П.Е.В. просит отменить решение суда и дополнительное решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что с 22 сентября 2014 года по 19 июля 2017 года и с 23 апреля 2018 года по 10 декабря 2018 года содержался в ФКУ СИЗО-1 по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; все его обращения отправлялись администрацией СИЗО со значительной задержкой, не в запечатанных конвертах, а также подвергались цензуре, что является незаконным; представленный административным ответчиком реестр почтовых отправлений не может являться надлежащим доказательством, так как реестр изготовлен ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, подписи должностных лиц отделения почты России на нем отсутствуют, сам реестр заполнен рукописным плохо читаемым текстом, содержит непонятные сокращения, не содержит данных о лице его заполняющим; приказов или инструкций, регламентирующих надлежащее оформление данных реестров, не представлено; судом необоснованно отклонены заявленные им ходатайства в подтверждение направления обращения об истребовании копии конверта или номера отправления (штрих-кода), весе каждого отправления, количества почтовых марок, нанесенных на конверты с отправлениями, накладных на списание данного количества марок, регламента работы Почты России с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области; суд ошибочно пришел к выводу о пропуске срока на обращение в суд, поскольку ему не было известно о направлении его обращений, а ответ на обращение им получен только 15 апреля 2019 года (л.д.221-224 том 2, л.д.33-36 том 3).
Выслушав объяснения административного истца, участвующего в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи и подержавшего доводы апелляционных жалоб, представителя административных ответчиков, возражавшего против доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Согласно сведениям Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» приговор Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2017 года, по которому осужден П.Е.В., вступил в законную силу 29 июля 2017 года.
В период отбытия наказания П.Е.В. с 23 апреля 2018 года по 19 декабря 2018 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в связи с участием в следственных действиях как обвиняемый по другому уголовному делу.
Согласно журналу №... том 1 учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных на отделении №13 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и журналу №... учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных на посту №50 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области П.Е.В., начиная с 23 апреля 2018 года, сдавал почти каждый день заявления, жалобы, обращения в количестве до 72 штук (л.д.70-139 том 1).
В соответствии с Делом №... ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Реестры на отправленную корреспонденцию через почтовое отделение» поступившие от П.Е.В. заявления, жалобы, обращения были направлены через почтовое отделение простой почтой (л.д.149-318 том 1, л.д.1-109 том 2).
В соответствии с частью 9 статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.
При необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого), а также в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме согласно частям 1 и 2 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений.
Согласно части 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
Частью 4 названной статьи установлено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.
В силу части 1 статьи 16 указанного закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года №189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).
Согласно пункту 91 Правил представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Пунктом 94 Правил установлено, что предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
Согласно статье 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года №176-ФЗ «О почтовой связи» в Российской Федерации действуют следующие виды почтовой связи: почтовая связь общего пользования, осуществляемая акционерным обществом «Почта России», государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи; специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи; федеральная фельдъегерская связь; фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.
Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, в пункте 10 которых отмечено, что по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Согласно пункту 120 Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 июня 2005 года № 94-дсп, предложения, заявления и жалобы подозреваемых, обвиняемых и осужденных направляются в соответствующие адреса простой почтой. Секретной почтой направляются только предложения, заявления и жалобы, содержащие сведения секретного характера.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2010 года по делу №... пункт 120 указанной Инструкции признан не противоречащим части второй статьи 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое», утвержденного Приказ ФГУП «Почта России» от 27 декабря 2018 №... почтовые отправления категории «простое» (далее Порядок), оплаченные почтовыми марками, опускаются отправителями в почтовые ящики и могут сдаваться почтальону во время обхода им доставочного участка.
Выемку из почтовых ящиков простых почтовых отправлений осуществляют в соответствии с графиком выемки (дни недели и время), указанном на почтовом ящике (пункт 4.2 Порядка).
Согласно пункту 5.1.2 Порядка после выемки простых почтовых отправлений из почтового ящика работник объекта почтовой связи, в том числе наносит оттиск календарного почтового штемпеля на почтовые марки/литеры.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Судебной коллегией установлено, что административное исковое заявление по настоящему административному делу об оспаривании бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившееся в несвоевременной отправке его обращений за период с 23 апреля 2018 года по 28 мая 2018 года и с 1 августа 2018 года по 19 декабря 2018 года является тождественным ранее поданным в мае 2019 года административным искам, принятым Колпинским районным судом Санкт-Петербурга к производству суда и объединенным в одно производством с присвоением номера №..., в удовлетворении которых решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 сентября 2019 года было отказано в связи с пропуском срока обращения в суд (л.д. 39-59, 60-65 том 4).
Поскольку определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 апреля 2021 года решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 сентября 2019 года отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд, то административный иск П.Е.В. об оспаривании бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившееся в несвоевременной отправке его обращений за период с 23 апреля 2018 года по 28 мая 2018 года и с 1 августа 2018 года по 19 декабря 2018 года подлежит оставлению без рассмотрения.
Также из материалов настоящего дела следует, что судом были рассмотрены и разрешены административные исковые требования П.Е.В. о признании незаконными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в несвоевременном направлении его обращений от 3 сентября 2018 года, 8 октября 2018 года, с 22 по 25 октября 2018 года, 12 ноября 2018 года, 28 ноября 2018 года.
Так, решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2019 года (административное дело №...), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского от 16 октября 2019 года рассмотрены требования П.Е.В. о признании незаконным бездействий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в несвоевременном направлении его обращений за период с 22 по 25 октября 2018 года (л.д.23-27 том 4).
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 07 ноября 2019 года (административное дело №...), оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 марта 2020 года, рассмотрены требования П.Е.В.. о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в несвоевременном направлении его обращений в Верховный суд Российской Федерации 3 сентября 2018 года, 8 октября 2018 года, 23 октября 2018 года, 25 октября 2018 года, 12 ноября 2018 года, 28 ноября 2018 года (л.д.28-38 том 4).
Поскольку в настоящем административном деле П.Е.В. не указано, какие его обращения, заявления, жалобы, поданные 3 сентября 2018 года, 8 октября 2018 года, в период с 22 по 25 октября 2018 года, 12 ноября 2018 года, 28 ноября 2018 года, не были своевременно направлены административным ответчиком, то с учетом ранее сформулированного предмета иска по административным делам №... и №..., и рассмотренных судом, то производство по административному иску П.Е.В. о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в несвоевременном направлении его обращений 3 сентября 2018 года, 8 октября 2018 года, с 22 октября 2018 года по 25 октября 2018 года, 12 ноября 2018 года, 28 ноября 2018 года подлежит прекращению.
15 июля 2018 года П.Е.В. обратился в ФСИН России по с жалобой на условия содержания и осуществления прогулок в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое 13 ноября 2018 года было направлено для рассмотрения в УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (л.д.133-136 том 3).
На указанное обращение УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области дан ответ 30 ноября 2018 года, который направлен начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области для объявления П.Е.В., с которым последний ознакомлен 16 апреля 2019 года (л.д.45 том 1).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на государственный орган возложена обязанность после рассмотрения заявления дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Положения указанного Федерального закона УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области соблюдены.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.
Согласно пункту 8 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями.
Статьёй 20 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых. Вручение писем, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производятся администрацией места содержания под стражей не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым или обвиняемым, за исключением праздничных и выходных дней. Письма, поступившие на имя подозреваемого или обвиняемого после его убытия из места содержания под стражей, не позднее чем в трехдневный срок после их получения отправляются по месту его убытия.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Правила регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
Согласно пункту 87 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года №189, вручение писем и телеграмм, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производятся администрацией СИЗО не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым или обвиняемым, за исключением праздничных и выходных дней.
В соответствии с пунктом 57 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, письма, поступившие на имя осужденного после освобождения или перевода его в другое исправительное учреждение, не позднее трех суток отправляются по новому месту его нахождения за счет средств федерального бюджета.
Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В определении от 20 апреля 2017 года № 737-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с частью 1 статьи 218 указанного Кодекса гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу приведенного законоположения гражданин обладает правом оспорить в указанном порядке такие действия и решения государственных органов, должностных лиц, которые носят персонифицированный характер и непосредственно касаются прав, свобод и законных интересов гражданина, которые, как он полагает, были нарушены.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В Определении от 25 мая 2017 года №1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Для принятия заявления к производству суда достаточно того, что заявитель выступил в защиту своего нарушенного права, в то время как для удовлетворения требований заявителя недостаточно одного только установления нарушения законодательства. Такое нарушение должно приводить к нарушению прав заявителя. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведённые выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Проверка судом общей юрисдикции законности решений, действий (бездействия) вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.
В нарушение пункта 10 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации П.Е.В. Е.В. не указал способ восстановления нарушенного права, а в нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не указал, какие конкретно неблагоприятные последствия для него повлекло оспариваемое ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области бездействие по несвоевременному вручению ему ответа УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 30 ноября 2018 года (вручено 16 апреля 2019 года) с учетом того, что с 19 декабря 2018 года по 01 апреля 2019 года он содержался в ФКУ ИК-5 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с 01 апреля 2019 года по 29 мая 2019 года содержался в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и на момент подачи жалобы в ФСИН России не содержался в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской.
На дату обращения в суд с административным иском (10 июня 2019 года) права административного истца были восстановлены и ответ на обращение получен.
Учитывая, что доказательств нарушения прав административного истца по несвоевременному рассмотрению его заявления от 15 июля 2018 года и вручению ответа на указанное обращение в материалы дела не представлено, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска в указанной части требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска П.Е.В. о признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным бездействия по ненаправлению в установленный срок обращений, заявлений за период с 23 апреля 2018 года по 28 мая 2018 года, с 1 августа 2018 года по 19 декабря 2018 года и оставить административный иск в указанной части без рассмотрения.
Отменить решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2020 года в части отказа в удовлетворении административного иска П.Е.В. о признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным бездействия по ненаправлению в установленный срок обращений, заявлений за период: 3 сентября 2018 года, 8 октября 2018 года, с 22 октября 2018 года - 25 октября 2018 года, 12 ноября 2018 года, 28 ноября 2018 года и производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2020 года оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Колпинский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: