Судья Васильковская О.В. № 33а-2097/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей: Простомолотова О.В., Небера Ю.А.
при секретаре Завьялове Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по административному исковому заявлению Гарифулина Раиса Гаффановича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску о признании незаконным решения об отказе в перерасчете земельного налога за 2014-2016 годы, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем перерасчета земельного налога за 2014-2016 годы
по апелляционной жалобе административного истца Гарифулина Раиса Гаффановича на решение Советского районного суда г. Томска от 09 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Простомолотова О.В., объяснения административного истца Гарифулина Р.Г. и представителя административного истца Гарифулина Р.Г. Семенова С.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ИФНС России по г. Томску Гуляевой Л.А., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Гарифулин Р.Г. обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее – ИФНС России по г. Томску), в котором просил признать незаконным решение об отказе в перерасчете земельного налога за 2014-2016 годы; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путем перерасчета земельного налога за 2014-2016 годы, исчисленного по налоговой базе, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: /__/, расположенного по адресу: /__/ с учетом вида его фактического использования.
В обоснование заявленных требований указал, что им получено налоговое уведомление № 83301 от 28.06.2017, в котором произведен перерасчет земельного налога за 2014-2016 годы по измененной налоговой ставке 1,5% в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером: /__/ и расположенного по адресу: /__/. В требовании № 75726 от 19.12.2017 сумма задолженности по земельному налогу составила 389764 рублей за 2014-2016 годы. При этом по полученным им в 2015 и 2016 годах налоговым уведомлениям земельный налог в отношении названного земельного участка был им уплачен в полном объеме.
На его заявление о перерасчете задолженности по земельному налогу по ставке налога 0,3% от налоговой базы налоговый орган направил письмо от 13.12.2017 № 19-19/49127 об отказе в перерасчете земельного налога.
УФНС России по Томской области также не усмотрело оснований для перерасчета земельного налога за 2014-2016 годы.
Считает, что решение ИФНС России по г. Томску об отказе в перерасчете земельного налога от 13.12.2017 №19-19/49127 является незаконным.
Так, принадлежащий ему на праве собственности земельный участок расположен в территориальной зоне ЖИ-2, основным видом разрешенного использования которого является «Многоквартирные жилые дома в 2-4 этажа». Названный выше земельный участок используется с учетом данного вида разрешенного использования. 16.07.2013 в отношении указанного земельного участка Департаментом архитектуры и градостроительства выдано разрешение на строительство жилого дома. Сам факт нахождения жилого дома, а также использование данного земельного участка в целях строительства такого объекта недвижимости с 2013 года независимо от изменения вида разрешенного использования земельного участка на «Магазины» влечет возможность применения пониженной налоговой ставки при исчислении земельного налога.
В судебном заседании административный истец Гарифулин Р.Г. и его представитель Севергина Я.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям. Пояснили, что в соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для перерасчета налога может быть только ошибка, выявленная в кадастровой палате и сообщенная налоговому органу. Контрольные мероприятия основанием для проведения перерасчета не являются.
Представитель административного ответчика ИФНС России по г. Томску Пономарев В.В. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Пояснил, что сведения об изменении разрешенного использования земельного участка, об изменении его кадастровой стоимости представлены ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области в марте 2012. Данные сведения ошибочно исключены инспектором из информационного ресурса налогового органа, в связи с чем до 2017 года расчет земельного налога производился исходя из кадастровой стоимости участка, установленной на 01.01.2012 в размере 614634,40 рублей по ставке 0,15%. В результате проведения в 2017 году контрольных мероприятий выявлено, что расчет налога производился по ошибочной ставке. Также было установлено, что в информационном ресурсе инспекции некорректно указаны данные о кадастровой стоимости земельного участка. В связи с этим сведения, содержащиеся в информационном ресурсе инспекции, актуализированы, и произведен перерасчет земельного налога за период с 2014 по 2016 годы.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении административного иска Гарифулина Р.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Гарифулин Р.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Не соглашается с выводами суда о праве налогового органа производить перерасчет земельного налога за прошлые налоговые периоды, поскольку исходя из буквального толкования части 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации, производить перерасчет налогов могут только налогоплательщики и плательщики сборов.
Кроме того, указывает, что исправление ошибок возможно только в части исчисления налоговой базы. При этом налоговый орган произвел перерасчет налога также в части налоговой ставки, что действующим законодательством не предусмотрено.
Указывает, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих правомерность проведения в отношении него мероприятий налогового контроля.
Полагает, что налоговым органом нарушена процедура направления повторного уведомления за один и тот же налоговый период.
Так, исходя из содержания пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность направления двух уведомлений за один и тот же налоговый период и по одному и тому же объекту налогообложения отсутствует.
Отмечает, что в налоговом уведомлении № 83301 от 28.06.2017 не учтено, что им налог за период 2014-2016 годы уплачен ранее, в связи с чем начисление налога произведено дважды.
Также указывает, что перерасчет земельного налога возможен, если органами кадастрового учета в результате технической ошибки или решения суда произведена корректировка налоговой базы. При этом административным ответчиком не представлено доказательств того, что органами кадастрового учета была допущена техническая ошибка при определении кадастровой стоимости земельного участка или имеется решение суда, на основании которого проведена корректировка налоговой базы.
Вместе с тем суд не дал оценку ответу из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от 08.02.2018 № 01-18/0960, согласно которому сведения о разрешенном использовании земельного участка «магазины» переданы в налоговый орган в течение десяти дней со дня внесения изменений (27.02.2012).
Указанные обстоятельства не учтены судом первой инстанции, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения.
Кроме того, полагает, что сам факт нахождения на земельном участке многоквартирного жилого дома, а также использование данного участка для строительства такого объекта с 2013 года, независимо от изменения вида разрешенного использования такого участка делает возможным применение пониженной налоговой ставки при исчислении земельного налога. При этом наличие в ГКН сведений об ином виде разрешенного использования земельного участка в период с 2012 по 2017 год правового значения не имеет, так как ГКН лишь воспроизводит сведения о виде разрешенного использования земельного участка, но не устанавливает его.
Обращает внимание на то, что суд в решении не дал оценку доказательствам: разрешению на строительство от 16.07.2013, свидетельству о государственной регистрации права, договору аренды от 22.04.2016.
В соответствии с ч.1 ст.307, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ч. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
Согласно ч. 2 решения Думы Города Томска от 21.09.2010 N 1596 (ред. от 04.07.2017) "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск" (вместе с "Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск") земельный налог на территории муниципального образования "Город Томск" взимается от кадастровой стоимости земельного участка по следующим ставкам: в размере 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно ч. 3 решения Думы Города Томска от 21.09.2010 N 1596 (ред. от 04.07.2017) «О взимании земельного налога ка территории муниципального образования «Город Томск» (вместе с «Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск») льгота в виде возможности уплачивать земельный налог в пониженном размере предоставляется в отношении отдельных видов объектов налогообложения следующим категориям налогоплательщиков: физическим лицам в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, эксплуатации индивидуальных жилых домов, - в размере 0,15 процента.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с ч. 4 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии /__/ Гарифулин Р.Г. с 10.08.2015 является собственником земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома.
По данным, представленным регистрирующим органом, по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 9 264 233,04 руб., на 01.01.2015 и на 01.01.2016 - 10 316 363,68 руб.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером /__/ внесены в ЕГРН 08.11.2005 с видом разрешенного использования - эксплуатация индивидуального жилого дома. 27.02.2012 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 09.02.2012, решений собственников от 09.02.2012, письма Департамента архитектуры администрации Города Томска от 22.09.2009 № 010119/8815 внесены изменения в разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером /__/ с «Эксплуатация индивидуального жилого дома» на «Магазины». 17.10.2017 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 11.10.2017, решения собственника от 11.10.2017 внесены изменения в сведения ЕГРН: Разрешенное использование: «Многоквартирные жилые дома в 2-4 этажа».
ИФНС России по г.Томску в адрес налогоплательщика Гарифулина Р.Г. направлено налоговое уведомление № 83301 от 28.06.2017, содержащее расчет и предложение уплатить земельный налог за 2014-2016 годы в том числе на земельный участок с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/ в размере 389 764 рублей исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) в размере 9 264 233 рубля в 2014 г., в размере 10 316 363 рубля в 2015 г. и 2016 г. и налоговой ставки - 1,50%.
Гарифулин Р.Г. направил в адрес ИФНС России по г.Томску интернет обращение, в котором просил пересчитать размер земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенным по адресу: /__/ за период с 2014 по 2016 годы с учетом фактического вида разрешенного использования, применив ставку земельного налога 0,3 %.
13.12.2017 ИФНС России по г.Томску направило в адрес Гарифулина Р.Г. ответ № 19- 19/49127, в котором отказала в перерасчете земельного налога, указав, что 27.02.2012 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 09.02.2012, решений собственников от 09.02.2012, письма Департамента архитектуры администрации Города Томска от 22.09.2009 № 010119/8815 внесены изменения в разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером /__/ с «Эксплуатация индивидуального жилого дома» на «Магазины». Вследствие данных изменений изменена кадастровая стоимость данного земельного участка с 614 634,40 руб. на 9264 233,04 руб. 17.10.2017 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 11.10.2017, решения собственника от 11.10.2017 внесены изменения в разрешенное использование данного земельного участка с «Магазины» на «Многоквартирные жилые дома в 2-4 этажа». В связи с чем кадастровая стоимость данного участка, утвержденная Постановлением Администрации г. Томска от 26.11.2014 № 1240, в размере 10 316 363,68 руб. изменена на 2 205 348,64 руб. За период с 2014 по 2016 ставка по налогу составляет 1,5%. Таким образом, земельный налог за 2014-2016 годы исчислен верно, у Инспекции отсутствуют основания для проведения перерасчета по земельному налогу за указанные периоды.
Не согласившись с данным решением, Гарифулин Р.Г. обратился с жалобой в УФНС России по Томской области.
Решением (ответом на обращение) УФНС России по Томской области № 09- 19/02/01024с от 23.01.2018 его жалоба на вышеуказанное решение ИФНС России по г. Томску № 19-19/49127 от 13.12.2017 оставлена без удовлетворения.
Согласно требованию № 75726 по состоянию на 19.12.2017 предложено недоимка Гарифулина Р.Г. по земельному налогу составила 389 764 руб.
Оценивая доводы апеллянта о том, что при исчислении земельного налога ИФНС России по г. Томску должна была исходить из фактического вида использования земельного участка, а не из данных представленных Управлением Росреестра по Томской области о виде разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение № 212-О от 09.02.2017), в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387). Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.
Указанные положения закона налоговым органом при направлении требования об уплате налога и расчете сумм земельного налога были соблюдены.
При этом судебная коллегия учитывает, что ИФНС России по г. Томску не является органом кадастрового учета или органом наделенным полномочиями по определению кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем исходя из приведенных выше положений закона и требований ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обоснованно при исчислении сумм налога исходил из данных о кадастровой стоимости земельного участка содержавшихся в ЕГРН.
Сам по себе факт нахождения на земельном участке многоквартирного дома исходя из положений ст. 24.15, 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не влечет автоматического изменения органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка и внесения об этом сведений в ЕГРН.
В случае несоответствия фактического вида разрешенного использования виду разрешённого использования содержащемуся в ЕГРН Гарифулин Р.Г не был лишен возможности в установленном законом порядке изменить его либо оспорить соответствующую кадастровую стоимость.
Оценивая доводы апеллянта об отсутствии у налогового органа полномочий на основании положений ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации производить перерасчет сумм налога подлежащего уплате не основаны на законе.
Так, согласно п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В соответствии с п.2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Поскольку обязанность исчисления земельного налога в силу п.2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации возложена на налоговый орган он в силу положений п.1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации является органом который вправе при обнаружении ошибок произвести перерасчет сумм налога подлежащих уплате.
Вопреки доводам апелляционной жалобы абз 3 п.1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность перерасчёта, как налоговой базы, так и суммы налога.
Сумма налога, подлежащего уплате, определена налоговым органом исходя из данных о разрешенном виде использования земельного участка и его кадастровой стоимости содержащейся в соответствующие налоговые периоды в ЕГРН. Все ранее уплаченные суммы налога исчисленного ошибочно в связи с искажением данных о земельном участке в базе ИФНС зачтены Гарифулину Р.Г. в счет уплаты земельного налога.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что каких-либо доводов, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения дела, апелляционная жалоба не содержит. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 09 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гарифулина Раиса Гаффановича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: