ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20/20 от 15.01.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Судья: Олифер А.Г. Дело № 33а–20/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2020 года г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Струковой А.А.

судей: Быстровой М.А., Ивановой О.В.

при секретаре: Сурниной А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 сентября 2019 года, которым в административном иске ФИО1 к межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области об оспаривании решений от 19 июля 2018 года об отказе в возврате излишне уплаченных налогов и пени за 2012-2013 г.г. – отказано.

Заслушав доклад судьи Струковой А.А., возражения против доводов апелляционной жалобы представителя межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области – ФИО2, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд 24 июня 2019 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что по заявлениям межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области судебными приказами мирового судьи 7 судебного участка Ленинградского района г.Калининграда от 19 июня 2014 года № 2-2928/2014 и от 22 июня 2015 года № 2-1683/2015 взысканы со ФИО1 соответственно недоимка по земельному налогу за 2012 год в размере 25681,34 руб. и пеня в размере 5 375,05 руб., а также недоимка по земельному налогу за 2013 год в размере 9 279 руб., пеня в размере 7 027,91 руб. и госпошлина в размере 326 руб.

В связи с поступившими возражениями налогоплательщика определениями мирового судьи от 1 сентября 2015 года и от 16 декабря 2015 года судебные приказы отменены.

До отмены судебных приказов на их основании были возбуждены исполнительные производства, которые постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинградского района г.Калининграда от 18 сентября 2015 года и от 15 декабря 2015 года окончены фактическим исполнением.

Таким образом, в ходе исполнительных производств по названным судебным приказам со ФИО1 взысканы недоимка по земельному налогу за 2012-2013 г.г. и пеня в общей сумме 47363,30 руб.

В дальнейшем межрайонная ИФНС России № 10 по Калининградской области обратилась в Ленинградский районный суд г.Калининграда с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2012-2013 г.г. и пени.

Решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 11 февраля 2016 года иск удовлетворен: со ФИО1 взысканы недоимка по земельному налогу за 2012 год в размере 9424,36 руб. и пеня в размере 2944,85 руб., недоимка по земельному налогу за 2013 год в размере 9279 руб. и пеня в размере 1074,28 руб., всего - 21 822,49 руб., а также госпошлина в размере 855 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 11 мая 2016 года решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 11 февраля 2016 года изменено путем уменьшения размера взысканной по ФИО1 недоимки по земельному налогу до 18703,86 руб. с исключением указания на взыскание пени.

Таким образом, размер излишне взысканной суммы земельного налога и пени составил 28659,44 руб. (47363,30 руб. – 18 703,86 руб.).

ФИО1 обратился в межрайонную ИФНС России № 10 по Калининградской области с заявлениями о возврате сумм излишне взысканных налогов и пени, заявления поступили в налоговый орган 25 мая 2018 года (вх. №№ 47938765, 47938766, 47938767).

Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области приняты решения от 19 июля 2018 года об отказе в удовлетворении заявлений по мотиву отсутствия сведений об излишней уплате в карточке расчетов с бюджетом по земельному налогу.

При этом о принятых решениях налоговый орган не информировал ФИО1, которому стало известно о них из ответа на его жалобу в УФНС России по Калининградской области от 8 мая 2019 года.

Мнение УФНС России по Калининградской области, изложенное в письме от 8 мая 2019 года № 15-12/10661@, об отсутствии в лицевом счете налогоплательщика сведений об излишней уплате налогов, является ошибочным и противоречит содержанию вышеперечисленных судебных актов.

С учетом изложенного ФИО1 просил признать незаконными решения межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области от 19 июля 2018 года №№ 1593, 1594, 1595 об отказе в возврате излишне взысканных земельного налога и пени за 2012-2013 г.г.

Судом вынесено решение, изложенное выше.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, критикуя выводы суда первой инстанции о наличии у налогового органа права на зачет излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки за предыдущие налоговые периоды независимо от времени образования такой недоимки в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2018 года № 232-ФЗ.

Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

Отказывая ФИО1 в административном иске, суд исходил из того, что излишне взысканные со ФИО1 по названным судебным приказам от 19 июня 2014 года и от 22 июня 2015 года суммы земельного налога и пени за 2012-2013 г.г. правомерно зачтены налоговым органом в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды при том, что в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2018 года № 232-ФЗ, не предусматривалось временного ограничения периода образования задолженности для целей ее зачета суммой излишне уплаченного налога.

Такие суждения основаны на ошибочном толковании закона.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции правильно установлено, что сумма недоимки по земельному налогу и пени, излишне взысканная на основании вышеупомянутых судебных приказов от 19 июня 2014 года и от 22 июня 2015 года, с учетом постановленных в последующем решения Ленинградского районного суда г.Калининграда от 11 февраля 2016 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 11 мая 2016 года составила 28659,44 руб.

На основании п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

В силу п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Как видно из материалов дела, заявление о возврате излишне уплаченного налога подано ФИО1 в пределах трех лет со дня фактического излишнего взыскания недоимки и пени.

Копии судебных актов, объективно подтверждающих факт излишнего взыскания налога (в том числе с учетом неправомерного исчисления налоговым органом земельного налога за 2012 год исходя из ставки налога 1,5% вместо 0,3% и вследствие этого неверного расчета пени), имелись в распоряжении налогового органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов, наделенных публичными полномочиями.

В нарушение приведенной нормы закона и фактических обстоятельств дела межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области приняты оспариваемые административным истцом решения от 19 июля 2018 года об отказе в удовлетворении заявлений о возврате излишне взысканных сумм налога и пени исключительно по мотиву отсутствия сведений об излишней уплате налогов и пени в карточке расчетов с бюджетом по земельному налогу.

Иных оснований для отказа в возврате излишне взысканных сумм налога и пени в оспариваемых решения не приведено.

Данных, свидетельствующих о своевременном уведомлении налогоплательщика о принятых решениях от 19 июля 2018 года, налоговым органом в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено.

ФИО1 подал жалобу 26 февраля 2019 года в УФНС России по Калининградской области через межрайонную ИФНС России № 10 по Калининградской области на бездействие налогового органа, выразившегося в нерассмотрении его заявлений о возврате излишне взысканных налога и пени.

В нарушение п. 1 ст. 139 НК РФ жалоба ФИО1 не была направлена межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области в вышестоящий налоговый орган в установленный законом срок.

20 апреля 2019 года ФИО1 повторно обратился с жалобой в УФНС России по Калининградской области.

В письме УФНС России по Калининградской области от 8 мая 2019 года № 15-12/10661@ налогоплательщику указано на отсутствие в его лицевом счете сведений об излишней уплате налога и пени, в связи с чем, по мнению Управления, межрайонная ИФНС России № 10 по Калининградской области правомерно не проинформировала налогоплательщика об имеющейся переплате.

С учетом установленного п. 2 ст. 138 НК РФ обязательного досудебного порядка обращения в суд по делам об оспаривании ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия должностных лиц налоговых органов, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения ФИО1 в суд с настоящим административным исковым заявлением, поданным 24 июня 2019 года, подлежит исчислению с момента получения ФИО1 решения УФНС России по Калининградской области от 8 мая 2019 года и административным истцом не пропущен.

Проверяя доводы ФИО1 о неправомерном зачете излишне взысканных сумм налога и пени в счет задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена, коллегия установила следующее.

Из имеющейся в деле карточки налогоплательщика «расчеты с бюджетом» местного уровня и дополнительно приобщенных к материалам дела документов видно, что излишне взысканные суммы земельного налога и пени зачтены налоговым органом в счет погашения задолженности, образовавшейся у налогоплательщика в период времени 2009-2011 г.г.

На основании п. 5 ст. 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.07.2018 г. № 232-ФЗ) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

Действовавшие на момент принятия оспариваемых решений налогового органа от 19 июля 2018 года статьи 78 и 79 НК РФ не содержали положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), возможность принудительного взыскания которой не утрачена.

Вместе с тем, Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" высказал правовую позицию о том, что, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.

Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса Российской Федерации.

В дальнейшем редакция п. 5 ст. 78 НК РФ была изменена законодателем с установлением, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Сведения о том, что возможность взыскания в судебном порядке с гражданина ФИО1 недоимки и пени, образовавшейся за налоговые периоды 2009-2011 г.г., не утрачена на момент зачета излишне взысканных земельного налога и пени, административным ответчиком в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлены.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган указывает на наличие у ФИО1 задолженности по земельному налогу в размере 12351,00 руб. и пени в размере 3183,33 руб., возможность принудительного взыскания которой, по мнению налогового органа, не утрачена.

Эта сумма недоимки и пени значительно меньше излишне взысканной суммы недоимки по земельному налогу и пени за 2012-2013 г.г.

Принимая во внимание приведенные нормы закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые решения налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченных налога и пени не соответствуют закону и нарушают права налогоплательщика.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения о признании оспариваемых решений налогового органа незаконными.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права административного истца, коллегия полагает необходимым возложить на межрайонную ИФНС России № 10 по Калининградской области обязанность по повторному рассмотрению заявлений ФИО1 о возврате излишне взысканных сумм налога и пени, имея в виду, что сумма излишне взысканных земельного налога и пени за налоговые периоды 2012-2013 г.г. независимо от сведений в карточке расчетов налогоплательщика с бюджетом согласно вышеперечисленным судебным актам составляет 28 659,44 руб., а вопрос о возврате этой суммы подлежит разрешению исключительно с учетом возможности зачета суммы излишне взысканных налога и пени в счет погашения недоимки, возможность принудительного взыскания которой не утрачена.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 23 сентября 2019 года отменить и принять новое решение, которым административный иск ФИО1 к межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области об оспаривании решений об отказе в возврате излишне взысканных налога и пени удовлетворить.

Признать незаконными решения межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области от 19 июля 2018 года №№ 1593, 1594, 1595 об отказе в возврате ФИО1 излишне взысканных налога и пени за 2012-2013 г.г.

Обязать межрайонную ИФНС России № 10 по Калининградской области повторно рассмотреть заявления ФИО1 о возврате земельного налога и пени за 2012-2013 г., излишне взысканных на основании судебных приказов мирового судьи 7 судебного участка Ленинградского района г.Калининграда от 19.06.2014 г. и от 22.06.2015 г., в общей сумме 28659,44 руб.

Председательствующий:

Судьи: