ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2101/2022 от 18.08.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Уенкова О.Г. Дело № 33а-2101/2022

(УИД 37RS0010-01-2021-004275-61)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2022 года город Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Степановой Л.А.,

судей Запятовой Н.А., Алексеевой К.В.,

при секретаре Солдатенковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степановой Л.А. дело по апелляционной жалобе Чижовой Марины Александровны на решение Ленинского районного суда города Иваново от 16 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново к Чижовой Марине Александровне о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени,

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Иваново (далее – ИФНС, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с указанным административным иском к Чижовой М.А., в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просила взыскать с административного ответчика:

- пени по транспортному налогу за период с 29.06.2019 по 26.06.2020 в сумме 132,47 руб.;

- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части пенсии за 2020 год в размере 32448 руб.;

- недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год в размере 8426 руб.;

- пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды с 29.06.2019 по 26.06.2020, с 01.01.2021 по 17.01.2021 в сумме 3310,07 руб.;

- пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования за период с 29.06.2019 по 26.06.2020, с 01.01.2021 по 17.01.2021 в сумме 690,82 руб.;

а также госпошлину в установленном порядке.

Требования мотивированы тем, что Чижова М.А. имеет статус адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов. Кроме того, в связи с нахождением в собственности Чижовой М.А. транспортных средств, она является плательщиком транспортного налога.

В связи с выявлением налоговым органом недоимки по транспортному налогу за 2015 год, административному ответчику начислены пени за период с 29.06.2019 по 26.06.2020, при этом задолженность по транспортному налогу за 2015 год была взыскана с Чижовой М.А. судебным приказом мирового судьи судебного участка №7 Ленинского судебного района города Иваново от 09.11.2019.

Кроме того, в результате осуществления контроля за уплатой страховых взносов у административного ответчика выявлена недоимка по уплате страховых взносов за 2020 год в сумме 40874 руб., в том числе по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части пенсии, по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, в связи с чем на указанную задолженность были начислены пени.

При этом недоимка по страховым взносам за 2018 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка №7 Ленинского судебного района г.Иваново от 03.02.2020 по делу №1799/2019; недоимка по страховым взносам за 2017 и 2019 год взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка №7 Ленинского судебного района г.Иваново от 10.08.2021 по делу №2а-1309/2021.

В этой связи Инспекция направила в адрес административного ответчика требование об уплате страховых взносов и пени №5217 от 18.01.2021. до настоящего времени указанная задолженность административным ответчиком не погашена.

Данные обстоятельства послужили поводом для обращения Инспекции с административным иском в суд.

Определением Ленинского районного суда города Иваново от 16 февраля 2022 г. производство по делу в части требований о взыскании с Чижовой М.А. задолженности по пени по транспортному налогу в сумме 197,15 руб. прекращено в связи с отказом административного истца от иска.

Решением Ленинского районного суда города Иваново от 16 февраля 2022 г. заявленные требования Инспекции удовлетворены, с Чижовой М.А. в пользу Инспекции взысканы пени по транспортному налогу в сумме 132 руб. 47 коп.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 32 448 руб. за 2020 г.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС в размере 8 426 руб. за 2020 г.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 3 310, 07 руб. за период с 29 июня 2019 г. по 26 июня 2020 г., с 1 января 2021 г. по 17 января 2021 г.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС в размере 690,82 руб. за период с 29 июня 2019 г. по 26 июня 2020 г., с 1 января 2021 г. по 17 января 2021 г.; всего взыскано 45 007,29 руб.; кроме того в бюджет города Иваново взыскана государственная пошлина в размере в размере 1550 руб.

Не согласившись с решением суда, Чижова М.А. подала апелляционную жалобу, в которой поставила вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ИФНС города Иваново Дубкова О.В. представила заявление об отказе от административного иска в части взыскания с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в общем размере 2247,95 руб., (в том числе, начисленные на недоимку за 2018 г. в сумме 2064,76 руб. за период с 29.06.2019 по 26.06.2020; начисленные на недоимку 2018 г., исчисленную в размере 1% с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 руб., в размере 183,19 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020), а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС в размере 454,26 руб., начисленные на недоимку за 2018 год за период с 29.06.2019 по 26.06.2020. Просила производство по делу в указанной части прекратить, в остальной части полагала решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Чижовой М.А. не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Чижова М.А. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.

Выслушав объяснения административного ответчика, представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из положений части 2 статьи 46 КАС РФ, административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46 КАС РФ).

Согласно статье 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В силу части 2 статьи 304 КАС РФ при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Отказ административного истца от заявленного административного искового требования в части взыскания указанных сумм пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

Как следует из заявления об отказе от исковых требований, административному истцу понятны указанные правовые последствия частичного отказа от заявленных исковых требований, предусмотренные статьями 46, 157, 194, 195 КАС РФ.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от административного иска в части взыскания с административного ответчика задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в общем размере 2247,95 руб., (в том числе, начисленные на недоимку за 2018 г. в сумме 2064,76 руб. за период с 29.06.2019 по 26.06.2020; начисленные на недоимку 2018 г., исчисленную в размере 1% с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 руб., в размере 183,19 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020), а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС в размере 454,26 руб., начисленные на недоимку за 2018 год за период с 29.06.2019 по 26.06.2020.

Таким образом, руководствуясь положениями статей 304, 309 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции по настоящему делу в части взыскания с административного ответчика указанных сумм пени следует отменить, производство по делу в указанной части прекратить.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Таким образом, обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения.

Из материалов дела следует, за административным ответчиком Чижовой М.А. в период 7 месяцев 2015 года было зарегистрировано транспортное средство ТОЙОТА РАВ 4, г/н .

В этой связи Чижова М.А., как собственник указанного имущества, является плательщиком транспортного налога за указанный период.

Инспекцией в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №101377804 от 04.09.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 транспортного налога за 2015 год, в том числе по указанному объекту налогообложения, в сумме 1703 руб. В связи с произведенным перерасчетом по второму транспортному средству, принадлежащему административному ответчику, Инспекцией в адрес Чижовой М.А. также было направлено налоговое уведомление №156577562 от 07.03.2017, содержащее указание на уплату в срок до 27.04.2017 транспортного налога за 2015 год по указанному объекту налогообложения (автомобилю Тойота РАВ 4 г/н ) в сумме 1703 руб.

В связи с неуплатой транспортного налога за 2015 год административному ответчику Инспекцией было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) №27583 по состоянию на 06.06.2017 об уплате в срок до 25.07.2017, в том числе транспортного налога за указанный объект налогообложения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, задолженность административного ответчика по уплате транспортного налога за 2015 г. в сумме 4 468 руб. (в том числе по указанному объекту налогообложения) взыскана Инспекцией судебным приказом мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района города Иваново 09.11.2019 по делу №2а-1965/2019, который впоследствии был отменен определением того же мирового судьи от 10.02.2020 в связи с поступившими от ответчика возражениями.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у адвоката возникает с момента приобретения статуса адвоката.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.

Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 2).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 70 НК РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений по уплате страховых взносов за 2017 год), размер страховых взносов определялся в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений по уплате страховых взносов за 2019, 2020 годы) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в спорные периоды 2017-2020 г.г. Чижова М.А. являлась адвокатом, в связи с чем была обязана уплачивать страховые взносы в установленном законом порядке.

В результате осуществления контроля за уплатой страховых взносов у ответчика выявлена недоимка по страховым взносам за 2020 г. в сумме 40 874 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 32 448 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФ ОМС в сумме 8 426 руб.

Кроме того, как следует из материалов дела, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 руб. за 2017 год составили 804,35 руб., данная сумма своевременно Чижовой М.А. оплачена не была.

В силу пункта 2 статьи 75 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса; пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.п.3, 4 ст. 75 НК РФ).

Административный ответчик своих обязанностей по уплате транспортного налога, страховых взносов в установленный законом срок не выполнил, в связи с чем в его адрес Инспекцией были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):

- № 71799 по состоянию на 27.06.2020 об уплате в срок до 24.11.2020, в том числе пени на недоимку в размере 1703 руб. по транспортному налогу за 2015 год за период с 29.06.2019 по 26.06.2020 в сумме 132,47 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии на недоимку 2019 года в размере 922,21 руб. за период с 17.01.2020 по 26.06.2020; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии на недоимку 2017 года в размере 61,76 руб. за период с 03.07.2019 по 26.06.2020; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС на недоимку 2019 года в размере 216,27 руб. за период с 17.01.2020 по 26.06.2020;

-№5217 по состоянию на 18.01.2021 об уплате в срок до 16.03.2021 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 32448 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2020 год в размере 8426 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии на недоимку 2020 года в размере 78,15 руб. за период с 01.01.2021 по 17.01.2021; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС на недоимку 2020 года в размере 20,29 руб. за период с 01.01.2021 по 17.01.2021.

Решением Ленинского районного суда города Иваново от 10 августа 2021 года по делу №2а-1309/2021, оставленным с учетом общедоступных сведений в сети интернет без изменения судом апелляционной и кассационной инстанции соответственно определениями от 17.02.2022 и от 15.06.2022, с Чижовой М.А. взыскана, в том числе, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 6 884 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме 29 354 руб., недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период за 2017 год в сумме 804,35 руб.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по пени по транспортному налогу за период с 28.04.2017 по 26.06.2020 в размере 359,38 руб.; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 32448 руб. и пени в размере 3348,81 руб. (в том числе 78,15 руб. - за период с 01.01.2021 по 17.01.2021, 3270,66 руб. - за период с 10.01.2018 по 26.06.2020); страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2020 год в размере 8426 руб. и пени в размере 697,22 руб. (в том числе 20,29 руб. - за период с 01.01.2021 по 17.01.2021, 676,93 руб. - за период с 28.01.2019 по 26.06.2020), административный истец обратился 05.05.2021.

11.05.2021 и.о. мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Иваново - мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Иваново вынесен судебный приказ по делу №2а-1584/2021 о взыскании с Чижовой М.А. указанной недоимки в общей сумме 45279,41 руб., который был отменен определением того же мирового судьи 31.05.2021 по заявлению Чижовой М.А..

С настоящим административным исковым заявлением Инспекция обратилась в суд 19.11.2021.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, пришел к выводу о законности заявленных административным истцом требований. При этом суд исходил из того, что Чижова М.А., являясь в силу закона плательщиком страховых взносов, а также транспортного налога, свои обязательства в добровольном порядке по их уплате не исполнила. Кроме того, судом учтено соблюдение административным истцом порядка и сроков обращения за принудительным взысканием страховых взносов и пени с административного ответчика, проверен представленный расчет задолженности, который является верным.

Судебная коллегия, с учетом принятия судом апелляционной инстанции отказа административного истца от части исковых требований, соглашается с указанными выводами суда в части взыскания с административного ответчика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 32448 руб. и пени в размере 1062,12 руб. (в том числе на недоимку 2019 года за период с 17.01.2020 по 26.06.2020 в сумме 922,21 руб., на недоимку 2017 года за период с 03.07.2019 по 26.06.2020 в сумме 61,76 руб., на недоимку 2020 года за период с 01.01.2021 по 17.01.2021 в сумме 78,15 руб.); страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2020 год в размере 8426 руб. и пени в размере 236,56 руб. (в том числе на недоимку 2019 года за период с 17.01.2020 по 26.06.2020 в сумме 216,27 руб., на недоимку 2020 года за период с 01.01.2021 по 17.01.2021 в сумме 20,29 руб.), поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующего спорные правоотношения сторон, на правильном применении норм процессуального права, а также на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что судебный приказ от 09.11.2019 по делу №2а-1965/2019, которым с административного ответчика была взыскана задолженность по уплате транспортного налога за 2015 г. был отменен 10.02.2020 в связи с поступившими от ответчика возражениями.

В этой связи, учитывая приведенное правовое регулирование, а также установленные по делу фактические обстоятельства, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части взыскания с административного ответчика пени по транспортному налогу за 2015 год (в сумме 132,47 руб. за период с 29.06.2019 по 26.06.2020), принимая во внимание, что административным истцом не представлены доказательства обращения в суд за принудительным взысканием с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2015 год, равно как и доказательства несвоевременной добровольной уплаты административным упомянутой задолженности, служащие основанием для взыскания пени на указанную недоимку, а также утрату налоговым органом возможности взыскания данной недоимки.

Таким образом, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции в части взыскания пени по транспортному налогу на недоимку 2015 года за период с 29.06.2019 по 26.06.2020 в сумме 132,47 руб. подлежащим отмене с вынесением нового решения в этой части об отказе в удовлетворении требований административного истца.

В апелляционной жалобе Чижова М.А. указывает на необоснованность выводов суда о своевременном обращении налогового органа в суд с заявленными требованиями, полагая, что срок на обращение в суд налоговым органом пропущен, поскольку административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, тогда как сроки исполнения требований №71799 от 27.06.2020 и №521 от 18.01.2021, которые она не получала, установлены соответственно до 24.11.2020 и 16.03.2021, а с административным иском ИФНС России по г.Иваново обратилась в суд 30.11.2021, то есть с пропуском шестимесячного срока.

Данные доводы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм процессуального права, они являлись предметом судебной проверки, выводы суда в указанной части мотивированы и подробно изложены в решении, оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.

Вопреки доводам жалобы, выводы суда первой инстанции о соблюдении налоговым органом сроков на обращение в суд сделаны на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 84 КАС РФ.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу положений статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Вместе с тем приведенный в апелляционной жалобе довод о пропуске административным истцом срока обращения в суд судебной коллегией отклоняется, учитывая, что в рассматриваемом административном деле судебный приказ о взыскании с административного ответчика упомянутой задолженности по страховым взносам и пени вынесен мировым судьей 11.05.2021 по делу №2а-1584/2021, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа о выдаче судебного приказа по мотивам пропуска срока для обращения в суд (статья 123.4 КАС РФ). Судебная коллегия также отмечает, что указанный судебный приказ мирового судьи незаконным в порядке главы 35 КАС РФ не признавался, в то время как районный суд правом оценки законности судебного приказа не наделен.

Упомянутый судебный приказ от 11.05.2021 впоследствии отменен мировым судьей 31.05.2021 на основании поступивших от административного ответчика возражений, что в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляло налоговому органу право в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа обратиться в районный суд с административным иском о взыскании упомянутой задолженности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, с настоящим административным исковым заявлением Инспекция обратилась в суд в предусмотренный пунктом 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (19.11.2021 согласно отметки о регистрации административного иска в суде).

Таким образом, выводы суда первой инстанции о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением являются верными, а доводы жалобы в указанной части несостоятельными.

Факт направления налоговым органом Чижовой М.А. заказных писем с требованиями №71799 от 27.06.2020 и №5217 от 18.01.2021 об уплате недоимки по страховым взносам и пени подтвержден соответствующими списками заказных писем. Составленные налоговым органом списки почтовых отправлений содержат адрес места жительства Чижовой М.А., по которому направлялись налоговые требования об уплате налогов и сборов, подписи должностных лиц и штампы почтовых служб, подтверждающие передачу заказных писем для направления адресату.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями пункта 6 статьи 69 НК РФ, упомянутые налоговые требования считаются полученными административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Данные доказательства в их совокупности подтверждают факт направления в адрес Чижовой М.А. упомянутых требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени за спорный период.

Таким образом, доводы жалобы о том, что административный ответчик не получал требования об уплате недоимки по налогам и пени являются несостоятельными.

По убеждению суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с вынесенным решением суда, сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, но не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены решения суда в указанной части.

С учетом частичного отказа Инспекции от заявленных исковых требований и отказа в удовлетворении требований в части взыскания пени, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда в части указания общей суммы взыскиваемой недоимки и государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново от административных исковых требований в части взыскания с Чижовой Марины Александровны в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в общем размере 2247,95 руб., (в том числе, начисленные на недоимку за 2018 г. в сумме 2064,76 руб. за период с 29.06.2019 по 26.06.2020; начисленные на недоимку 2018 г., исчисленную в размере 1% с суммы дохода плательщика, превышающего 300000 руб., в размере 183,19 руб. за период с 12.07.2019 по 26.06.2020), а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС в размере 454,26 руб., начисленные на недоимку за 2018 год за период с 29.06.2019 по 26.06.2020.

Решение Ленинского районного суда города Иваново от 16 февраля 2022 года в указанной части отменить, производство по данному административному делу в этой части - прекратить.

Решение Ленинского районного суда города Иваново от 16 февраля 2022 года в части взыскания с Чижовой Марины Александровны пени по транспортному налогу на недоимку 2015 года в сумме 132,47 руб. за период с 29.06.2019 по 26.06.2020 отменить, апелляционную жалобу Чижовой Марины Александровны в данной части удовлетворить.

Принять в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении требований.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Иваново от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чижовой Марины Александровны – без удовлетворения.

Уточнить в резолютивной части решения общую сумму взыскания задолженности с Чижовой Марины Александровны – 42172,68 руб.

Уточнить в резолютивной части решения сумму государственной пошлины, взысканной с Чижовой Марины Александровны в бюджет городского округа Иваново – 1465 руб.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г. Москва) в течение 6 месяцев со дня принятия.

Председательствующий Л.А. Степанова

Судьи К.В. Алексеева

Н.А. Запятова