ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-21145/19 от 24.09.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №...а-21145/2019

Судья: Михалина Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 24 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Головкиной Л.А.

судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №...а-6263/2018, поступившее из Невского районного суда Санкт-Петербурга с апелляционной жалобой Товарищества собственников жилья «Альтернатива» на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по административному иску Товарищества собственников жилья «Альтернатива» к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания.

Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителя административного истца ФИО4, представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга – ФИО5, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Товарищество собственников жилья «Альтернатива» (далее ТСЖ «Альтернатива», ТСЖ) обратилось в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным предписание №...-р от <дата>, выданного ведущим специалистом-юрисконсультом отдела по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями ФИО6

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по результатом проведенной в отношении него проверки, истцу выдано предписание об устранении нарушений требований жилищного законодательства, выразившегося в нарушении раскрытия информации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№.... По мнению административного истца, ТСЖ со своей стороны разместило всю необходимую информацию о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru, а также на сайте МО «Правобережный» http:/mo57.ru по адресу: http://mo57.ru/administratsiya/tszh/, в связи с чем в полном объеме выполнило требования действующего законодательства, поэтому предписание является незаконным.

Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> административное исковое заявление ТСЖ «Альтернатива» оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, ссылаясь неправильное определение обстоятельств, имеющих значения для дела, неправильное применение норм материального права.

Представитель административного истца ТСЖ «Альтернатива» - ФИО7 в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга – ФИО5 в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела распоряжением Государственной жилищной инспекции №...-р от <дата> постановлено провести проверку в отношении ТСЖ «Альтернатива» с целью контроля исполнения выданного проверяемому лицу предписания №... от <дата> об устранении выявленного нарушения (л.д.87).

Актом проверки ГЖИ СПб от <дата> в рамках проведенной в отношении ТСЖ «Альтернатива» проверки установлено, что последним, информация, определенная стандартом ее раскрытия, размещена не в полном объеме (л.д.81-86).

Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга по результатам проверки исполнения обязательных требований законодательства, в том числе требований стандарта раскрытия информации, ТСЖ «Альтернатива» выдано предписание №...-р от <дата>, которым предписано в срок до <дата> включительно устранить выявленные нарушения по раскрытию информации в соответствии с требованиями, установленными Стандартом раскрытия информации (л.д.7-10).

Из предписания следует, что при исследовании информации, размещенной ТСЖ «Альтернатива» в сети Интернет установлено, что информация, предусмотренная Стандартом, на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru. (приказ Минрегионразвития РФ от <дата>№...)) не раскрыта, а именно:

- в нарушение пп. а) п. 3 Стандарта не размещены сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему за 2014-2016 гг., сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2015-2016 гг., отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества за 2016 г.;

- в нарушение пп. б) п. 3 Стандарта - не указано основание управления многоквартирным домом (в соответствии с п. 2 формы 1.4. раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>№.../пр, указывается наименование документа, на основании которого осуществляется управление (например: договор управления/протокол общего собрания собственников/протокол открытого конкурса органа местного самоуправления);

- в нарушение пп. в) п. 3 Стандарта - не указана площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме размещена не в полном объеме;

- в нарушение пп. г) п. 3 Стандарта - не размещены информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

- в нарушение пп. д) п. 3 Стандарта -информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг размещена не в полном объеме;

- в нарушение пп. е) п. 3 Стандарта - не размещены информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

- в нарушение пп. ж) п. 3 Стандарта - не размещены информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются товариществом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

- в нарушение пп. з) п. 3 Стандарта - не размещены информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний за 2016-2017 гг.;

- в нарушение пп. и) п. 3 Стандарта - не размещены отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества за 2015-2017 гг.

Кроме того, на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (http://gilkom-complex.ru) информация раскрыта не в полном объеме, а именно:

- в нарушение пп.а) п. 3 Стандарта -общая информация о деятельности ТСЖ размещена не в полном объеме, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему за 2014-2017 гг., сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2015-2016 гг., сметы доходов и расходов товарищества на 2014-2016 гг., отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества за 2014-2016 гг.);

- в нарушение пп. б) п. 3 Стандарта не размещены перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет товарищество, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах;

- в нарушение пп. в) п. 3 Стандарта - не размещены общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет товарищество, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

- в нарушение пп. г) п. 3 Стандарта - не размещены информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

- в нарушение пп. д) п. 3 Стандарта - не размещены информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;

- в нарушение пп. е) п. 3 Стандарта - не размещены информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; в нарушение пп. ж) п. 3 Стандарта - не размещены информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются товариществом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

- в нарушение пп. з) п. 3 Стандарта - не размещены информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний за 2015-2-17 гг.;

- в нарушение пп. и) п. 3 Стандарта - не размещены отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества за 2014-2016 гг.;

- в нарушение пп. к) п. 3 Стандарта - не размещены информация о случаях привлечения товарищества, должностного лица товарищества к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций за 2014-2017 гг.

Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга законно и обосновано, ТСЖ «Альтернатива» не исполнило в установленный срок ранее выданное предписание, в связи с чем, у Государственной жилищной инспекции имелись основания для вынесения обжалуемого предписания в целях устранения допущенных нарушений.

Данные выводы суда следует признать правильными.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от <дата>№...-р утвержден Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, действовавший на момент вынесения предписания.

Таким образом, Государственная жилищная инспекции Санкт-Петербурга является органом, осуществляющим государственный надзор, имеет полномочия на проведение проверок, выдачу предписаний, в том числе содержащих требования по устранению нарушений норм жилищного законодательства, соблюдение которых обязательно для управляющей компании.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от <дата> № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль над соблюдением указанного стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, установлены Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства от <дата>№....

Виды информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определены пунктом 3 Стандарта раскрытия информации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5(1) Стандарта раскрытия информации товариществами и кооперативами информация раскрывается путем обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и по выбору кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность.

Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2011 года № 370, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 и подпунктом "а" пункта 5(1) Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), Правительство Санкт-Петербурга, Жилищный комитет определен исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, на официальном сайте которого организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами (далее - управляющие организации), а также товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами без заключения договоров с управляющими организациями, может быть опубликована информация в соответствии со Стандартом.

Адрес официального сайта Жилищного комитета: http://www.gilkom-complex.ru.

Часть 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) и положения Стандарта раскрытия информации, предусматривали обязанность организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, по обеспечению свободного доступа к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, услугах и иных сведений, посредством размещения такой информации на ресурсах, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в частности на интернет-сайтах www.reformagkh.ru, а также http://www.gilkom-complex.ru (применяется до 1 июля 2019 года в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга).

Административным истцом по делу не оспаривалось, что в нарушение указанных выше положений, информация на сайте http://www.gilkom-complex.ru им не размещалась, что свидетельствует о законности оспариваемого предписания.

Факт неразмещения информации на сайте в полном объеме подтверждается также распечаткой с указанных сайтов в сети Интернет по состоянию на 21 мая 2018 года, актом проверки от 21 мая 2018 года № 10/7194-р, при этом административным истцом данный факт не опровергнут.

Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 апреля 2012 года № 162 (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка контроль осуществляется в отношении: а) факта раскрытия информации; б) источника опубликования информации; в) сроков и периодичности раскрытия информации; г) полноты раскрытия информации; д) достоверности раскрытой информации.

В соответствии с пунктом 4 Порядка контроль осуществляется в следующих формах: а) систематическое наблюдение и анализ информации применительно к подпунктам "а" - "г" пункта 3 Порядка; б) проведение плановых и внеплановых проверок.

Согласно пункту 5 Порядка в случае выявления допущенных управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и иным специализированным потребительским кооперативом нарушений Стандарта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет мониторинг устранения выявленных нарушений.

Таким образом, выдача Инспекцией в отношении ТСЖ оспоренного предписания по результатам мониторинга по соблюдению требований Стандарта соответствует закону.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

Установив, что предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга соответствует закону, является исполнимым, поскольку не накладывает на заявителя не предусмотренные вышеуказанными нормативными положениями обязанности, вследствие чего не нарушает права и законные интересы ТСЖ, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

При этом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья «Альтернатива» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: