ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2120 от 31.08.2016 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33а-2120

судья Лукашевич В.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2016 года город Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Воейкова А.А.,

судей Милашовой Л.В., Хмельниковой Е.А.,

при секретаре Ельковой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании суда дело по апелляционной жалобе администрации МО – Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области на решение Михайловского районного суда Рязанской области от 20 июня 2016 года, которым постановлено:

Административный иск прокурора Захаровского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности разработать и утвердить проекты содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки и провести паспортизацию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области ОГРН <…>, ИНН/КПП <…>, адрес: <…>, разработать и утвердить проекты содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки и провести паспортизацию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения в отношении следующих автомобильных дорог местного значения: с идентификационным номером <…> от автомобильной дороги «<…>» до кладбища села <…>, местоположением: <…>; с идентификационным номером <…> от кладбища села <…> до жилого дома села <…>, местоположением: <…>; с идентификационным номером <…>от автодороги «<…>» до жилого дома села <…>, местоположением: <…>; с идентификационным номером <…> от автодороги «<…>» до жилого дома , местоположением: <…>; с идентификационным номером <…> от автодороги «<…>» до жилого дома , местоположением: <…>; с идентификационным номером <…> от автодороги «<…>» и внутри поселковая дорога между многоквартирными домами от дома <адрес>, местоположением: <…>; с идентификационным номером <…> от автодороги «<…>» подъезд к старому <…>, местоположением: <…>; с идентификационным номером <…> от автодороги «<…>» подъезд к деревне <…>, местоположением: <…>н, деревня <…>.

Вступившее в законную силу решение суда подлежит исполнению администрацией муниципального образования - Елинского сельского поселения Захаровского муниципального района Рязанской области в срок до 31 декабря 2017 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Милашовой Л.В., объяснения представителя администрации МО - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области ФИО1, прокурора Ачимова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Захаровского района Рязанской области обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Захаровского района Рязанской области в ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области не приняты меры к разработке проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения. Кроме того, на указанные автомобильные дороги не разработаны технические паспорта. Просит обязать администрацию муниципального образования - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области разработать и утвердить проект содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки и провести паспортизацию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Установить административному ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 31 декабря 2016 года.

Суд удовлетворил заявленные требования, постановив указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку в соответствии с действующим законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в РФ рассматриваемые обязанности лежат на органах местного самоуправления муниципальных районов, в связи с чем администрация МО - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области не является надлежащим ответчиком по данному делу. Из-за отсутствия в бюджете денежных средств обжалуемое решение не может быть ею исполнено. Кроме того, резолютивная часть решения не соответствует требованиям п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ, поскольку не указан порядок исполнения решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Захаровского района Рязанской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Прокурор Ачимов А.В. возражал против доводов жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, причины неизвестны, о дне слушания дела извещены.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которым ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения в соответствии с и регламентами и другими нормативными документами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения (ст.12).

Из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится, среди прочих вопросов, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из части 3 статьи 14 вышеназванного Федерального Закона следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Как верно указано в судебном решении, в рассматриваемом случае таким нормативным актом является Закон субъекта РФ – Рязанской области от 05.12.2014 N 87-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения", согласно которому с 1 января 2016 к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные полномочия сельского поселения предусмотрены Уставом муниципального образования - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области, принятым Решением Совета депутатов муниципального образования - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области от 20.01.2006 N 8 (п.5 ст.11, п. 9 ст.34).

Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, что перечисленные в административном иске дороги входят в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО - Елинского сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области и находятся в границах населенного пункта поселения.

Также установлено, что администрацией МО - Елинское сельское поселение не приняты меры к разработке и утверждению проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, технические паспорта на автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования не разработаны.

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд пришел к выводу, что разработка и утверждение проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения поселения, а также технических паспортов на указанные дороги относятся к полномочиям сельского поселения, обязательны для обеспечения безопасности дорожного движения, администрацией муниципального образования - Елинского сельского поселения Захаровского муниципального района при осуществлении полномочий по решению вопросов об организации дорожной деятельности нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, что создает угрозу правам неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, которые основаны на требованиях ст.ст. 5, 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", п. 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" Минтранса РСФСР, п.3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 г. N 150.

Установление решением суда первой инстанции срока, в течение которого администрация сельского поселения обязана разработать и утвердить проекты содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки и провести паспортизацию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения с момента вступления решения суда в законную силу, соответствует положениям ст.187 КАС РФ, в силу которых суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Отсутствие финансовой возможности не может являться основанием для освобождения административного ответчика от возложенной на него обязанности и отказа в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку сводятся к несогласию заявителя с выводами суда и основаны на неправильном применении норм материального права.

Решение суда постановлено с правильным применением норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, и с соблюдением норм процессуального права. Резолютивная часть обжалуемого решения суда соответствует требованиям п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Михайловского районного суда Рязанской области от 20 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района Рязанской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи