ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2121/19 от 16.10.2019 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Гуров А.В. Дело №33а-2121/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«16» октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Зиновьевой О.Н.,

судей Колесова Р.Н. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Колесниковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-378/2019, УИД 44RS0014-01-2019-000492-30) по апелляционной жалобе главы Судиславского муниципального района Костромской области Филинкова И.Д. на решение Островского районного суда Костромской области от 14 августа 2019 года, которым признано незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 08 июля 2019 года № 29; на администрацию Судиславского муниципального района Костромской области возложена обязанность рассмотреть уведомление Лисовцевой Татьяны Валентиновны о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения представителя административного ответчика – администрации Судиславского муниципального района Костромской области - Быстровой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Тищенко Ю.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лисовцева Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, мотивируя тем, что является собственником расположенного по адресу: <адрес> 2 земельного участка с кадастровым номером , предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства. 07 марта 2019 года она подала в администрацию Судиславского муниципального района предусмотренное статьей 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемом на указанном земельном участке строительстве жилого дома, на которое письмом от 15 марта 2019 года № У/Ли-78 администрация сообщила ей о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам в связи с тем, что уведомление о планируемом строительстве подано ею после осуществления строительных работ. Решением Островского районного суда Костромской области от 23 мая 2019 года отказ администрации Судиславского муниципального района Костромской области от 15 марта 2019 года в выдаче уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам признан незаконным и администрация обязана повторно рассмотреть поданное ею уведомление о планируемом строительстве в установленном законом порядке. 08 июля 2019 года администрация Судиславского муниципального района, руководствуясь указанным решением суда, направила ей уведомление № 29 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам, сославшись в нем на те же самые обстоятельства, что является незаконным, так как подобного основания для выдачи уведомления о несоответствии параметров строительства установленным параметрам закон не содержит.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе глава Судиславского муниципального района Костромской области Филинков И.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что согласно статье 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемом строительстве должно быть подано до начала строительных работ, а обращение истца с уведомлением о планируемом строительстве в отношении уже построенного объекта подменяет установленный законом порядок получения документов для начала осуществления строительства. Полагает вывод суда о том, что начало и окончание строительных работ до внесения изменений в статью 51 ГрК РФ не лишают Лисовцеву Т.В. права на подачу уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, не соответствующим нормам материального права, поскольку частью 5 статьи 16 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ, на которую сослался суд, установлен срок подачи уведомлений о планируемом строительстве – до 01 марта 2019 года, тогда как истец с уведомлением о планируемом строительстве обратилась после указанной даты. В нарушение установленной законом процедуры Лисовцева Т.В. осуществила строительство жилого дома без получения необходимых документов, возведенный ею объект является самовольной постройкой, а предъявление настоящего иска является злоупотреблением правом и использовано для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости в обход норм специального законодательства, предусматривающего порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие административного истца Лисовцевой Т.В., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания и не просившей о его отложении, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Лисовцева Т.В. является собственником земельного участка <данные изъяты> (л.д. 31).

На указанном земельном участке Лисовцевой Т.В. возведен двухэтажный жилой дом общей площадью 110 кв.м, стены первого этажа – кирпичные, второго этажа – бревенчатые, крыша шиферная, к дому подключено электроснабжение.

07 марта 2019 года Лисовцева Т.В. направила в администрацию Судиславского муниципального района Костромской области уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (по форме приложения №1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 года № 591/пр) (л.д.13-16).

15 марта 2019 года администрацией Судиславского муниципального района Лисовцевой Т.В. сообщено о несоответствии указанных в поданном ею уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, поскольку уведомление о планируемом строительстве подано ею после осуществления строительства жилого дома, в силу чего это уведомление не соответствует требованиям статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ (л.д.17).

Вступившим в законную силу решением Островского районного суда Костромской области от 23 мая 2019 года удовлетворен административный иск Лисовцевой Т.В., отказ администрации Судиславского муниципального района Костромской области в выдаче Лисовцевой Т.В. уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке признан незаконным; на администрацию Судиславского муниципального района Костромской области возложена обязанность рассмотреть поданное Лисовцевой Т.В. уведомление о планируемом строительстве в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Как следует из названного судебного решения, оспариваемый отказ признан незаконным ввиду несоблюдения административным ответчиком формы принятия решения по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве и отсутствия в законе такого основания к отказу в выдаче уведомления о соответствии параметров планируемого строительства установленным параметрам как фактическое окончание строительства (л.д.18-26).

08 июля 2019 года администрация Судиславского муниципального района Костромской области, повторно рассмотрев поданное Лисовцевой Т.В. 07 марта 2019 года уведомление о планируемом строительстве, направила в ее адрес уведомление № 29 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.

Данное решение мотивировано тем, что на планируемом для строительства индивидуального жилого дома месте уже размещен объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 14 марта 2019 года, и уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства подано после завершения строительства индивидуального жилого дома (л.д. 27).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного иска Лисовцевой Т.В.

Судебная коллегия с выводом суда соглашается, так как он судом мотивирован, соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не противоречит установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - это создание зданий строений и сооружений.

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» части 9 – 9.2 статьи 51 названного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, признаны утратившими силу.

Согласно пункту 1.1 части 17 той же статьи (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ) выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется.

При этом названным Федеральным законом Градостроительный кодекс РФ дополнен статьей 51.1, устанавливающей уведомительный порядок строительства индивидуального жилого дома.

Так, в силу статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве с соответствующими документами (части 1, 3); данный орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта ИЖС в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке либо о несоответствии указанных параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (часть 7); получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства объекта ИЖС и дает право застройщику осуществлять строительство объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления (часть 13).

Таким образом, с момента введения в действие указанного выше Федерального закона, то есть с 4 августа 2018 года, строительство объектов ИЖС не требует получения разрешения на строительство, строительство таких объектов осуществляется в ином порядке, согласно которому застройщик должен направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве.

Перечень оснований направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке определен частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

В силу данной статьи такое уведомление направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Приведенный перечень является исчерпывающим и не предусматривает такого основания к направлению обозначенного уведомления как фактическое завершение строительства или реконструкции объекта капитального строительства.

Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» право подачи уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции предоставлено также правообладателям земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов, на которых уже начаты строительство или реконструкция жилого дома.

В частности, указанной нормой (в ее первоначальной редакции) предусмотрено, что правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Из приведенных норм следует, что Федеральный закон № 340-ФЗ от 03 августа 2018 года наделил правообладателей обозначенных им земельных участков правом подачи уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) в отношении объектов недвижимости, строительство или реконструкция которых начаты до 04 августа 2018 года, в том числе начаты и завершены.

В этой связи, удовлетворяя требования Лисовцевой Т.В., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое уведомление, мотивированное административным ответчиком одним лишь обстоятельством - завершением строительства жилого дома до подачи уведомления о планируемом строительстве, не основано на законе.

На наличие иных оснований для выдачи уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства, перечисленных в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, административным ответчиком в оспариваемом уведомлении, а также при рассмотрении административного дела не указано.

Федеральным законом от 02 августа 2019 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок подачи уведомлений правообладателями вышеуказанных земельных участков, на которых уже начато строительство жилых домов, продлен до 01 марта 2021 года.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Лисовцева Т.В. имеет право на оформление индивидуального жилого дома, созданного до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в порядке, установленном частью 5 статьи 16 этого Федерального закона, и у суда первой инстанции не было оснований для отказа в удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы о том, что уведомление о соответствии параметров планируемого к строительству объекта ИЖС установленным параметрам и о допустимости размещении объекта ИЖС на земельном участке может быть выдано только в том случае, если обращение за таким уведомлением последовало до начала строительства, в данном случае поводом к отмене судебного решения не являются.

Эти доводы основаны на неверном толковании части 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая принята законодателем с целью обеспечения правообладателям земельных участков возможности оформления прав на жилой дом, созданный до введения в действие указанного закона без получения разрешительных документов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы материальный закон при разрешении административного спора истолкован правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, не допущено, по делу принято правильное по существу решение.

На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Островского районного суда Костромской области от 14 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Судиславского муниципального района Костромской области Филинкова И.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: