Председательствующий по делу Дело № 33а-2127/2018
Судья Замиенова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Пичуева В.В.
и судей Бурака М.Н., Цыдендамбаевой О.Ч.
рассмотрела порядке упрощенного (письменного) производства в городе Чите 16 мая 2018 года материалы по административному исковому заявлению некоммерческой социально-ориентированной организации – Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» к главе администрации муниципального района «Дульдургинский район» Дугаржапову Б. С. и администрации муниципального района «Дульдургинский район» о признании ненормативного правового акта недействительным,
по частной жалобе административного истца Сумарокова Е.А.,
на определение судьи Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 14 марта 2018 года, которым постановлено: возвратить истцу – некоммерческой социально-ориентированной организации – Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» президент Сумароков Е.А. – административное исковое заявление о признании ненормативного правового акта недействительным со всеми приложенными к нему документами.
Разъяснить президенту правления некоммерческой социально-ориентированной организации – фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» Сумарокову Е.А., что с данным заявлением он вправе обратиться в Арбитражный суд Забайкальского края.
Разъяснить президенту правления некоммерческой социально-ориентированной организации – фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай» Сумарокову Е.А., что с заявлением о возврате государственной пошлины он может обратиться в Дульдургинский районный суд, в случае не реализации своего права на предъявление административного иска в суд.
Заслушав доклад судьи Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Фонд Поддержки и развития «Национального парка «Алханай» обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указывая на то, что постановлением главы муниципального района «Дульдургинский район» Дугаржапова Б.С. от 07 декабря 2017 года № 769-п отменено постановление администрации муниципального района «Дульдургинский район» от 16 августа 2016 года № 457-п «О передаче муниципального имущества муниципального района «Дульдургинский район» в безвозмездное пользование некоммерческой организации – Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай». Основанием вынесения оспариваемого постановления послужил акт контрольно-счетной палаты муниципального района «Дульдургинский район» инвентаризации имущества МР «Дульдургинский район» переданного Фонду Поддержки и развития «Национального парка «Алханай» от 06 декабря 2017 года. Заявитель считает, что действиями административных ответчиков нарушены нормы Федерального закона № 7 от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», нормы Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора». Указывает, что база «Алханай» используется Фондом поддержки и развития «Национального парка «Алханай» исключительно в теплое время года (с июня по сентябрь). В момент инвентаризации имущество базы было законсервировано, в целях обеспечения сохранности. Расконсервация комплекса занимает 2-3 недели, следовательно, обеспечить доступ в помещение для хранения товароматериальных ценностей не представилось возможным. На основании изложенного административный истец просил признать недействительным ненормативный правовой акт – постановление главы администрации муниципального района «Дульдургинский район» Дугаржапова Б.С. от 07 декабря 2017 года № 769-п, с момента вынесения.
Судьей постановлено приведенное выше определение о возврате искового заявления, в связи с неподсудностью
Не согласившись с постановленным судом определением, Сумароков Е.А. обратился с частной жалобой, в которой просит определение отменить, принять административное исковое заявление к рассмотрению.
В соответствии с ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частная жалоба подлежит рассмотрению по правилам главы 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудио протоколирования, протокола и без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Судья на стадии принятия административного искового заявления к производству пришла к выводу о том, что данный спор подведомственен Арбитражному суду Забайкальского края, и приняла решение возвратить административное исковое заявление на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ.
В то же время, в случае не подведомственности административного спора суду общей юрисдикции, следует руководствоваться пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ и отказывать в принятии административного искового заявления.
При этом вывод судьи о наличии экономического спора не основан на материалах административного искового заявления.
Так, административным истцом заявлено требование о признании недействительным постановление главы администрации муниципального района «Дульдургинский район» Дугаржапова Б.С. от 07 декабря 2017 года № 769-п об отмене постановления администрации муниципального района «Дульдургинский район» от 16 августа 2016 года № 457-п «О передаче муниципального имущества муниципального района «Дульдургинский район» в безвозмездное пользование некоммерческой организации – Фонд поддержки и развития «Национального парка «Алханай».
В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам. Так, согласно п. 6 ч. 1 названной статьи, арбитражные суды рассматривают дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Согласно ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, перечисленные в этой норме права.
Поскольку в настоящем случае возник публичный спор, при этом он не вытекает из экономической деятельности административного истца, так как истец является некоммерческой организацией, рассмотрение данного административного иска подведомственно суду общей юрисдикции, в настоящем случае Дульдургинскому районному суду Забайкальского края.
При указанных обстоятельствах, определение судьи подлежит отмене с направлением материала для рассмотрения со стадии принятия административного иска к производству суда.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение судьи Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 14 марта 2018 года отменить, материал направить в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству суда.
Председательствующий
Судьи