ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2128/2022 от 05.08.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Шукшина Л.А. Дело № 33а-2128/2022

УИД 70RS0004-01-2022-001106-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Бондаревой Н.А.,

судей Осмольской М.О., Куцабовой А.А.

при секретарях Маслюковой М.Н., Волкове А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №2а-1285/2022 по административному иску Шакирова Мирзохида Илхамжоновича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в признании носителем русского языка, признании носителем русского языка

по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области на решение Советского районного суда г.Томска от 29 марта 2022 г.,

заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области Овчинникова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Шакирова М.И. и его представителя Хазовой Н.В., считавших решение суда не подлежащим отмене,

установила:

Шакиров М.И. обратился в Советский районный суд г.Томска с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (сокращенное наименование - УМВД России по Томской области) о признании незаконным и отмене решения от 26 ноября 2021 г. об отказе в признании носителем русского языка и лиц без гражданства, признании носителем русского языка.

В обоснование требований ссылался на то, что является гражданином Республики Узбекистан. Решением комиссии УМВД России по Томской области от 26 ноября 2021 г. ему отказано в удовлетворении заявления о признании носителем русского языка. Считал оспариваемое решение незаконным, поскольку состав комиссии УМВД России по Томской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденный приказом УМВД России по Томской области от 6 августа 2020 г. № 315, не соответствует требованиям приказа МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227, так как сформирован из четного количества его членов. Присутствующий на заседании 26 ноября 2021 г. и состоящий из четырех ее членов состав комиссии является неправомочным. Не согласен с результатами собеседования, поскольку хорошо знает русский язык, много лет проживает в Российской Федерации, русский язык для него и его членов семьи является основным, исключительно на русском языке он общается на работе и в семье, в объектах соцкультбыта, магазинах, больницах.

В судебном заседании административный истец Шакиров М.И. и его представитель Хазова Н.В. настаивали на удовлетворении требований административного иска.

Представитель УМВД России по Томской области Овчинников А.С. считал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Обжалуемым решением административный иск Шакирова М.И. удовлетворен частично; признано незаконным решение комиссии УМВД России по Томской области от 26 ноября 2021 г. № 26 об отказе в признании носителем русского языка, в удовлетворении требований об отмене оспариваемого решения, а также о признании Шакирова М.И. носителем русского языка отказано.

В апелляционной жалобе УМВД России по Томской области просит отменить судебный акт в части удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения комиссии УМВД России по Томской области от 26 ноября 2021 г. об отказе Шакирову М.И. в признании носителем русского языка, как постановленный без учета фактических обстоятельств дела, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Настаивает на том, что исследованными в суде доказательствами, в том числе представленным для обозрения протоколом заседания комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, подтвержден перечень вопросов, на которые отвечал на собеседовании административный истец, параметры оценки его ответа и результаты беседы. Обращает внимание на то, что нормативные положения, регулирующие порядок проведения собеседования, не содержат обязательного требования о необходимости фиксации в протоколе заседания комиссии ответов иностранного гражданина на заданные ему вопросы.

Относительно апелляционной жалобы Шакировым М.И. поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного акта.

Изучив материалы дела, исследовав новые доказательства, приобщенные на основании статьи 63, части 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в суде апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Согласно части 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации (часть 1).

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 2).

В силу части 5 приведенной статьи комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка по результатам собеседования с иностранным гражданином.

Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию (часть 6).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка (часть 9).

В соответствии с подпунктами 2 - 4 Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденных Приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227, собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения соответствия его единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Собеседование с иностранным гражданином проводится комиссией МВД России или территориальной комиссией МВД России. Для участия в собеседовании иностранные граждане подают в комиссию МВД России или в территориальную комиссию МВД России, расположенную в субъекте Российской Федерации по месту пребывания (проживания) иностранного гражданина, заявление.

Приказом МВД России от 16 апреля 2020 года № 227 утвержден также Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Пунктом 4 данного порядка предусмотрено, что комиссии состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссий, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным, не менее семи человек.

В силу пункта 10 Порядка состав территориальной комиссии МВД России формируется из сотрудников, гражданских служащих, работников соответствующего территориального органа МВД России и представителей образовательных организаций в соответствии с Требованиями к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка

Персональные составы комиссий утверждаются приказами МВД России и территориального органа МВД России соответственно (пункт 11).

В соответствии с пунктами 12-13 Порядка основной формой деятельности комиссий являются заседания. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

В пунктах 17 и 18 Порядка закреплено, что решения принимаются комиссией открытым голосованием простым большинством голосов. Каждый член комиссии при голосовании имеет один голос. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При несогласии с принятым решением член комиссии имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, утвержденным приказом МВД России от 1 августа 2017 г. № 576, УМВД России по Томской области является территориальным органом МВД России на региональном уровне.

Приказом УМВД России по Томской области от 6 августа 2020 г. № 315, в редакции приказа УМВД России по Томской области от 11 августа 2021 г. № 322, утверждено Положение о комиссии УМВД России по Томской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение № 1) и состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение № 2), состоящий из председателя комиссии, заместителя председателя, четырех членов и секретаря комиссии.

Положением о комиссии УМВД России по Томской области предусмотрено, что в состав комиссии входит: председатель, заместитель, члены комиссии, секретарь. Число членов комиссии, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным, не менее семи человек (пункт 5). Председателем комиссии по должности является начальник УВМ УМВД России по Томской области. Заместителем председателя комиссии по должности является заместитель начальника УВМ УМВД России по Томской области (пункт 6). Секретарь комиссии ведет прием заявлений, обеспечивает участие членов комиссии в заседании, ведет и оформляет протокол заседания комиссии, составляет акт о результатах беседы с гражданином Республики Белоруссия или гражданином Украины, информирует участников собеседования о принятых комиссией решениях, ведет делопроизводство комиссии (пункт 8). Состав комиссии формируется из сотрудников, гражданских служащих, работников и представителей образовательных организаций в соответствии с Требованиями к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденными приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227 (пункт 9). Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов Комиссии (пункт 11). При поступлении заявления председатель комиссии назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления (пункт 14). Решение принимается комиссией открытым голосованием простым большинством голосов. Каждый член комиссии при голосовании имеет один голос (пункт 15). Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При несогласии с принятым решением член комиссии имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу (пункт 16).

Из материалов дела следует, что гражданин Республики Узбекистан Шакиров М.И., /__/ года рождения, 25 ноября 2021 г. обратился в комиссию УМВД России по Томской области с заявлением о признании его носителем русского языка (л.д. 56-57).

По результатам собеседования, проведенного 26 ноября 2021 г., комиссий УМВД России по Томской области принято решение об отказе в признании Шакирова М.И. носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», о чем административному истцу выдана выписка из протокола № 26.

Как следует из протокола заседания комиссии УМВД России по Томской области от 26 ноября 2021 г. № 26, а также выписки из него, собеседование проведено специально созданной уполномоченной на то комиссией в целях подтверждения уровня владения русским языком как иностранным. Заседание комиссии назначено на следующий день после поступления заявления административного истца, то есть в срок, предусмотренный пунктом 16 Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденного приказом МВД России от 16 апреля 2020 года № 227, и пунктом 14 Положения о комиссии УМВД России по Томской области. При проведении собеседования в заседании комиссии участвовали пять членов из состава, утвержденного приказом УМВД России по Томской области от 6 августа 2020 г. № 315 (в редакции приказа от 11 августа 2021 г. № 322): председатель комиссии, три члена комиссии и секретарь, которые приняли, в том числе оспариваемое решение в отношении Шакирова М.И., т.е. не менее 2/3 от общего числа членов комиссии. Решение комиссии оформлено протоколом, который подписан членами комиссии, принимавшими участие в заседании, и утвержден председателем. Особого мнения членами комиссии по принятому в отношении административного истца решению выражено не было, в качестве приложения к протоколу таковые отсутствуют.

В указанной связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом при реализации установленных законом полномочий составом, правомочным на принятие соответствующего решения.

Доводы административного истца и его представителя об отсутствии при принятии оспариваемого решения кворума правомерно отвергнуты судом первой инстанции, как противоречащие представленным в материалы дела письменным доказательствам.

При этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой интенции о незаконности оспариваемого решения в отношении Шакирова М.И. по мотиву несоблюдения административным ответчиком нормативно установленной процедуры проведения собеседования с иностранным гражданином о признании его носителем русского языка из-за непредставления в материалы дела документов, из которых бы следовало, какие вопросы были поставлены перед административным истцом, на какие вопросы он ответил, содержание ответа и их оценка.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденных Приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227, продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина. Процедура собеседования оформляется протоколом. При собеседовании в протоколе фиксируются все вопросы членов комиссии.

Во время собеседования используются контрольные измерительные материалы в соответствии с Порядком разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (пункт 9 Правил).

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что иностранному гражданину по результатам собеседования выдается решение о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо выписка из протокола о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

Приказом от 16 апреля 2020 г. № 227 утвержден Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (далее – КИМ), используемых при проведении комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (в том числе требования к режиму защиты таких материалов, порядку и условиям размещения содержащейся в них информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (приложение № 5), пунктами 2 и 6 которого предусмотрено, что при проведении собеседования используется перечень вопросов, позволяющих определить уровень сформированности у иностранного гражданина коммуникативно-речевой компетенции по русскому языку. КИМ, используемые при проведении собеседования, хранятся в МВД России и территориальных органах МВД России, в которых сформирована комиссия.

Согласно Единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденным приказом от 16 апреля 2020 г. № 227 (приложение № 4), иностранный гражданин и лицо без гражданства при проведении комиссией собеседования, проводимого с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка по следующим критериям: умение инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу; умение достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения; понимание информации, представленной в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера; использование грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в социально-бытовых ситуациях.

МВД России в целях реализации положений Федерального закона от 18 марта 2020 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227 «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» обеспечило комиссии территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне перечнем вопросов, позволяющих определить уровень сформированности у иностранного гражданина или лица без гражданства коммуникативно-речевой компетенции по русскому языку, используемых комиссией Министерства внутренних дел Российской Федерации и комиссиями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка при проведении собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также разработало и опубликовало на официальном сайте МВД России в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информационный материал о структуре и содержании контрольных измерительных материалов и демонстрационный перечень их вопросов (информационное письмо № 1/7976 от 23 июля 2020 г.).

Согласно структуре и содержанию этого перечня, каждый вариант контрольных измерительных материалов состоит из трех вопросов, два из которых касаются биографических сведений о заявителе и рассказе о Российской Федерации, будут являться обязательными и представлены в каждом варианте КИМ. Третий вопрос будет сформирован из вопросов 3-20 представленного перечня. Интервьюируемому лицу членами комиссии к каждому из основных вопросов может быть задано до 5 уточняющих вопросов. Все вопросы предполагают развернутый ответ заявителя в форме собственного монологического высказывания, содержащего фактологическую информацию, элементы описания, рассуждения и аргументации (повествование на основе жизненного опыта) и его участие в диалоге с членами комиссии в рамках заданной тематики. Общая продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина. При оценке ответов иностранного гражданина выделяются два уровня: удовлетворительный и неудовлетворительный, при определении которых члены комиссии опираются на принцип «плотности ошибок» в ответах. При этом, при наличии менее 20 ошибок (орфоэпических, лексических, грамматических (морфологических, синтаксических) в ответах иностранного гражданина, комиссия принимает решение о признании этого иностранного гражданина носителем русского языка (собеседование считается пройденным «удовлетворительно»), при наличии более 20 ошибок (орфоэпических, лексических, грамматических (морфологических, синтаксических) в ответах иностранного гражданина, комиссия принимает решение о непризнании этого иностранного гражданина носителем русского языка (собеседование считается пройденным «неудовлетворительно»). В случае, если иностранный гражданин ввиду непонимания смыслового контекста вопроса затрудняется дать на него развернутый ответ, собеседование считается пройденным «неудовлетворительно». Отсутствие специфических знаний в какой-либо предметной области, наличие определенных физиологических дефектов и нарушение речи, приводящие к несоблюдению норм русского языка, а также акцент не являются препятствием для прохождения собеседования и основанием для принятия комиссией решения о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

Из выданной Шакирову М.И. выписки из протокола заседания комиссии следует, что при проведении собеседования административным истцом выбран вариант № 6 КИМ, собеседование считается пройденным «неудовлетворительно». В ходе собеседования административный истец показал неумение инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу, достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения. Непонимание информации, представленной в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера, неиспользование грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в социально-бытовых ситуациях. В признании носителем русского языка Шакирову М.И. отказано (л.д. 54-55).

Согласно варианту № 6 контрольных измерительных материалов на собеседовании административному истцу необходимо было ответить на следующие вопросы:

1. Расскажите кратко о себе (фамилия, имя, отчество (при их наличии), дата и место рождения, данные о полученном образовании с указанием учебных организаций, данные о трудоустройстве и общем трудовом стаже, данные о семейном положении (о супруге, детях, родителях).

2. Расскажите кратко о Российской Федерации (столица Российской Федерации, государственные символы, валюта, государственный строй, президент). Что Вы знаете о географии России?

3. Расскажите, как устроен Ваш быт. Какое распределение домашних обязанностей принято в Вашей семье? (л.д. 74).

В соответствии с контрольным листом экспертной оценки к заданиям административным истцом в процессе собеседования набрано 19,5 баллов из 40 возможных, допущено 20,5 ошибок (л.д.75).

Из показаний допрошенной в суде первой инстанции в качестве свидетеля Д., являющейся членом комиссии и присутствующей на собеседовании с Шакировым М.И. 26 ноября 2021 г., следует, что Шакиров М.И. на собеседовании допустил приемлемое количество ошибок, однако имел серьезные замечания относительно коммуникативности; при этом указать, за что были сняты баллы, затруднилась в связи с давностью событий. Подтвердила, что аудиофиксация заседаний не проводится.

В суд апелляционной инстанции административным ответчиком представлен протокол заседания комиссии УМВД России по Томской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 26 ноября 2021 г. № 26, из которого следует, что в указанную дату проведено собеседование с иностранными гражданами, в том числе с административным истцом Шакировым М.И. В составе комиссии присутствовали: председатель комиссии К., члены комиссии – К., Ю., Д., секретарь комиссии - К. Протокол содержит сведения о том, что Шакировым М.И. выбраны КИМ (вариант № 6), отражены три вопроса КИМ. Собеседование считается пройденным «неудовлетворительно» при количестве баллов – 19,5 и наличии более 20 ошибок (орфоэпических, лексических, грамматических (морфологических, синтаксических). Резолютивная часть решения содержит сведения об отказе Шакирову М.И. в признании носителем русского языка, а также о выдаче ему выписки из протокола заседания комиссии.

Вопросы, на которые отвечал административный истец на собеседовании, зафиксированы в протоколе и совпадают с представленным в материалы дела вариантом № 6 КИМ, при этом эти вопросы включены в перечень вопросов, позволяющих определить уровень сформированности у иностранного гражданина коммуникативно-речевой компетенции по русскому языку в соответствии с информационным письмом МВД России от 23 июля 2020 г. № 1/7976. Использование на собеседовании КИМ соответствует Порядку разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, утвержденному приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227.

Суждение суда первой инстанции о том, административным ответчиком не представлено документов, из которых бы следовало, какие вопросы были поставлены перед административным истцом, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку в соответствии с аудиозаписью судебного заседания протокол заседания комиссии УМВД России по Томской области от 26 ноября 2021 г. № 26 представлялся представителем административного ответчика в суд первой инстанции для обозрения. Однако в нарушение принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и часть 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) вопрос о его приобщении к материалам дела судом на обсуждение сторон поставлен не был, в связи с чем данный документ не исследован судом первой инстанции и не получил оценки при вынесении решения.

Также является ошибочным указание суда на то, что отсутствие зафиксированных ответов иностранного гражданина, данных им при собеседовании, свидетельствует о нарушении процедуры его проведения. Вместе с тем нормативными положениями, регламентирующими порядок проведения собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства по признанию носителем русского языка, не установлены требования о фиксации в протоколе собеседования указанной информации.

Правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденные Приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227, в пункте 5 закрепляют лишь необходимость фиксации в протоколе всех вопросов членов комиссии.

При этом оценка определения уровня сформированности у иностранного гражданина или лица без гражданства коммуникативно-речевой компетенции по русскому языку находится в исключительной компетенции названной комиссии и проверка правильности такой оценки на предмет наличия орфоэпических, лексических, грамматических (морфологических, синтаксических) ошибок в ответах иностранного гражданина не входит в число обстоятельств, подлежащих установлению в соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении настоящего административного дела.

Ссылки суда на положения, предусматривающие применение технических средств видеофиксации при собеседовании с иностранным гражданином, являются необоснованными, поскольку данные положения содержатся в Порядке подачи гражданами Республики Белоруссия и гражданами Украины, свободно владеющими русским языком, заявлений о признании их носителями русского языка, утвержденном приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227 (приложение № 7), который не подлежит применению к иностранным гражданам, в частности к гражданам Республики Узбекистан, которым является административный истец.

Каких-либо иных требований, закрепляющих необходимость использования при проведении собеседования с иностранным гражданином средств аудио либо видеофиксации, нормативные положения, регулирующие порядок его проведения, не содержат.

Также не установлено нарушений административным ответчиком положений пункта 17 Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденного Приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227, а также пункта 15 Положения о комиссии УМВД России по Томской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, предусматривающих, что решения принимаются комиссией открытым голосованием простым большинством голосов; каждый член комиссии при голосовании имеет один голос. В рассматриваемом случае в протоколе заседания комиссии содержится результат проведенного собеседования с Шакировым М.И., количество набранных им баллов, а также принятое в отношении административного истца решение комиссии об отказе в признании носителем русского языка, что соответствует пункту 19 Порядка формирования и работы комиссий и пункту 16 Положения о комиссии УМВД России по Томской области. При этом отсутствие данных об ином решении кого-либо из членов комиссии, а также отсутствие приложенного к протоколу особого мнения о несогласии с принятым решением позволяет сделать вывод о единогласном принятии членами комиссии соответствующего решения.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение комиссии от 26 ноября 2021 г. № 26 оформлено протоколом, в котором отражено, в том числе принятое в отношении административного истца и оспариваемое им решение. Также в протоколе отражены критерии, которыми руководствовались члены комиссии, принимая оспариваемое решение, а именно количество допущенных административным истцом на собеседовании ошибок и их характер. Протокол подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем. Протокол содержит вопросы, соответствующие КИМ, сведений о поступлении от членов комиссии уточняющих вопросов в протоколе не имеется. Количество баллов, указанное в протоколе и набранных административным истцом, совпадает с количеством баллов, зафиксированном в контрольном листке, а именно: 19,5 баллов из 40 возможных. При этом данное количество баллов позволяет сделать однозначный вывод о наличии более 20 ошибок в ответах административного истца, что позволило комиссии считать собеседование пройденным неудовлетворительно и принять решение о непризнании Шакирова М.И. носителем русского языка.

Ссылки административного истца на то, что о результатах собеседования он узнал через неделю после его проведения, получив выписку из протокола, не могут быть признаны нарушением порядка проведения собеседования и являться основанием для признания его результатов незаконными, поскольку в силу пункта 8 Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденных Приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227, в день проведения собеседования иностранный граждан информируется о времени и месте выдачи выписки из протокола по результатам собеседования о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка либо решения о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, которое выдается иностранному гражданин не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания комиссии (пункт 19 Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденного Приказом МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227).

В указанной связи у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для вывода о наличии при проведении собеседования с административным истцом существенных нарушений его процедуры, которые могли бы служить самостоятельным и достаточным поводом для признания результатов собеседования незаконными.

Сам по себе факт использования иностранным гражданином русского языка в повседневной жизни не может указывать на незаконность оспариваемого решения комиссии и служить основанием для признания его носителем русского языка.

Судебная коллегия также отмечает, что правовые ограничения, вытекающие из непризнания Шакирова М.И. носителем русского языка, носят временный характер и не влекут за собой запрет на признание носителем русского языка, проживание в Российской Федерации и возможность приема в гражданство Российской Федерации по истечении установленного законом срока.

Исходя из изложенного вывод суда о незаконности решения комиссии УМВД России по Томской области от 26 ноября 2021 г. № 26 об отказе в признании Шакирова М.И. носителем русского языка из-за нарушения положений, регулирующих порядок принятия таких решений, является неверным, обжалуемый судебный акт в этой части принят при неправильном толковании норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, следовательно, он силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в указанной части.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 29 марта 2022 года в части признания незаконным решения комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области от 26 ноября 2021 г. № 26 об отказе в признании Шакирова Мирзохида Илхамжоновича носителем русского языка отменить, принять в указанной части новое решение, которым отказать Шакирову Мирзохиду Илхамжоновичу в удовлетворении требования о признании незаконным решения комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области от 26 ноября 2021 г. № 26 об отказе в признании носителем русского языка;

в остальной части указанное решение суда оставить без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Советский районный суд г. Томска.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение принято 19 августа 2022 года.