Дело № 33а-2128/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курган 24 августа 2022 г.
Курганский областной суд в составе
председательствующего судьи
судебной коллегии по административным делам Пшеничникова Д.В.,
рассмотрев единолично частную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> на определение судьи Кетовского районного суда <адрес> от 15 июля 2022 г. о возвращении административного искового заявления МИФНС России № по <адрес> о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам, пени,
установил:
представителем Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее УФНС России по <адрес>) посредствам системы ГАС «Правосудие» А.Н. подано административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее – МИФНС России № по <адрес>) к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, а также ходатайство о замене административного истца - МИФНС России № по <адрес> на его правопреемника -УФНС России по <адрес>.
Определением судьи Кетовского районного суда <адрес> от 15 июля 2022 г. административное исковое заявление возращено А.Н. на основании пункта 4 части 1 статьи 129 КАС РФ, поскольку административное исковое заявление, подписанное старшим государственным налоговым инспектором Е.А., подано посредством интернет-портала специалистом А.Н., доверенность которой не содержит полномочий на подачу административного искового заявления в суд.
В частной жалобе УФНС России по <адрес> просит определение судьи о возврате административного иска отменить.
В обоснование указывает, что административное исковое заявление подано через личный кабинет представителя с приложением доверенности на имя А.Н., которая содержит указание на то, что она является представителем административного истца, а именно УФНС России по <адрес>, со всеми правами, предусмотренными КАС РФ, в том числе и правом на подачу административного иска. Учитывая изложенное, подача административного иска при предоставлении доверенности, подтверждающей полномочия на подписание обращения в суд в виде электронного образа документа, заверенного простой электронной подписью лица, подающего документы в суд, осуществлена с соблюдением установленных норм.
Полагает, что в случае непринятия к производству административного иска будет причинен ущерб бюджету, поскольку срок при повторном обращении в суд с административным иском будет пропущен.
В силу частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) рассмотрение частных жалоб осуществляется по правилам, установленным главой 34 данного Кодекса, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 данного Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Возвращая административное исковое заявление, судья районного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что административное исковое заявление, направленное в электронном виде представителем налогового органа через интернет-портал посредством заполнения специальной формы на официальном сайте суда, подано лицом, не имеющим полномочий на подписание обращения в суд в виде электронного образа документа, заверенного простой электронной подписью, и его подачу, а в представленной с административным иском доверенности А.Н. не оговорено специальное право представителя на подписание обращения и подачу административного искового заявления в суд.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований не согласиться с выводами судьи первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
В силу положений части 8 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающие подачу в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», реализуются путем применения Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251 (далее - Порядок).
Пунктом 2.1.1 Порядка предусмотрено, что документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - личный кабинет).
При этом документы в электронном виде могут быть поданы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, или в виде электронного образа документа (пункт 2.1.4 Порядка). Под электронным образом документа (электронной копией документа, изготовленной на бумажном носителе) понимается переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью (абзац 4 пункта 1.4 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.3.1 Порядка обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.
Пунктом 3.1.3 Порядка предусмотрено, что к обращению в суд, подаваемому представителем, должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия представителя (статья 56 КАС РФ).
Приводимые выше положения Кодекса и Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде свидетельствуют об отсутствии различий в требованиях, предъявляемых статьями 125, 126 КАС РФ и взаимосвязанными с ними положениями ст. 56 КАС РФ при подаче административного иска.
В силу прямого указания части 2 статьи 56 КАС РФ в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должны быть специально оговорены перечисленные в законе процессуальные полномочия представителя, в том числе право на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, право на подачу их в суд.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
Из представленных материалов усматривается, что административное исковое заявление МИФНС России № по <адрес>, подписанное старшим государственным налоговым инспектором Е.А. (действующей на основании доверенности от 17 августа 2021 г.), подано в Кетовский районный суд представителем УФНС России по <адрес>А.Н. через портал ГАС «Правосудие» посредством заполнения специальной формы, размещенной официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и представляет собой электронный образ документа. Под электронным образом административного искового заявления поставлена простая электронная подпись А.Н.
Из приложенной к данному административному исковому заявлению доверенности № № от 29 марта 2022 г. (л.д. 2) следует, что УФНС России по <адрес> доверяет А.Н. выступать в качестве представителя истца, ответчика или третьего лица в арбитражном суде и судах общей юрисдикции со всеми правами, предусмотренными КАС РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, с правом изменения оснований или предмета иска, увеличения или уменьшения размера исковых требований, либо отказа от иска, окончания дела мировым соглашением в любой инстанции.
Вместе с тем, с учетом положений части 2 статьи 56 КАС РФ, в данной доверенности отсутствует указание о наделении представителя А.Н. правами на подписание, а равно и на подачу административного искового заявления в суд, являющих самостоятельными процессуальными действиями, полномочие на совершение которых представителем юридического лица должно быть специально оговорено (отражено) в доверенности представителя.
При отсутствии в доверенности А.Н. указанных выше полномочий на подписание и подачу административного искового заявления в суд, в том числе в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте суда, влечет за собой возвращение административного иска на основании пункта 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылки в частной жалобе на то, что наличие в указанной доверенности фразы о наделении представителя всеми правами, предусмотренными КАС РФ, само по себе подразумевает наличие у представителя всех предусмотренных процессуальных прав, включая права на подписание и подачу административного искового заявления, состоятельными признаны быть не могут, так как в силу прямого указания закона перечисленные в части 2 ст. 56 КАС РФ полномочия (включая подписание и подачу административного искового заявления, выступающих самостоятельными процессуальными действиями) являются специальными, каждое из них должно быть отражено в тексте доверенности, а неуказание какого-либо из специальных полномочий в доверенности должно толковаться буквально, как их отсутствие у доверенного лица.
Таким образом, обжалуемое определение судьи районного суда о возвращении административного иска следует признать законным и обоснованным.
Приводимые в частной жалобе доводы не свидетельствуют о допущенных судьей районного суда нарушениях процессуального законодательства, возврат административного иска не лишает налоговый орган права повторного обращения в суд с аналогичным иском к ФИО1 в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Кетовского районного суда <адрес> от 15 июля 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> – без удовлетворения.
Судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Кетовский районный суд <адрес>.
В полном объеме апелляционное определение изготовлено 24 августа 2022 г.
Судья Д.В. Пшеничников