Судья Рогозина В.А. Дело № 33а-2129/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 20 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Антропова Е.А., Сергеева С.С.
при секретаре Корниловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Краснооктябрьского района Волгограда на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 ноября 2018 года по административному исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Краснооктябрьского района Волгограда о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение права, которым административное исковое заявление удовлетворено
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным исковым заявлением к администрации Краснооктябрьского района Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, указывая на то, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведён анализ исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которого установлено, что во исполнение распоряжения Губернатора Волгоградской области от 10 апреля 2018 года №62-р «Об организации и проведении месячника «Чистая область – 2018» Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области проведены рейдовые мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в том числе, на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда. В рамках проведённого осмотра территории Краснооктябрьского района г. Волгограда выявлены следующие несанкционированные места размещения отходов. Земельные участки, на которых образованы несанкционированные свалки, находятся в неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которыми обладает орган местного самоуправления. Считал, что со стороны администрации Краснооктябрьского района Волгограда имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на неё нормативными правовыми актами. Администрация Краснооктябрьского района Волгограда нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». Просил суд признать незаконным бездействие администрации Краснооктябрьского района г.Волгограда, выразившееся в непринятии мер по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда; обязать администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда ликвидировать несанкционированные свалки, указанные мероприятия провести в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Краснооктябрьского района г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения просит его отменить в удовлетворении требований отказать. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В письменных возражениях Волгоградский межрайонный прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя администрации Краснооктябрьского района Волгограда ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, помощника Волгоградского межрайонного прокурора Гречанкина М.В., представителя комитета природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО2, считавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведён анализ исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе, в ходе которого установлено, что во исполнение распоряжения Губернатора Волгоградской области от 10 апреля 2018 года №62-р «Об организации и проведении месячника «Чистая область – 2018», Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области проведены рейдовые мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в том числе, на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда.
В рамках проведённого осмотра территории Краснооктябрьского района г. Волгограда выявлены следующие несанкционированные места размещения отходов:
1.На территории земельного участка, расположенного с юго-западной и западной стороны пруда «Карьер ЖКО», на площади 25000 кв.м., общим объемом 90000 куб.м. (ТБО, строительный мусор, промышленный мусор);
2.На территории земельного участка, расположенного на правом берегу р. Мокрая Мечетка, на пересечении с ул. Хользунова, на площади 800 кв.м., общим объемом 4000 куб. м (ТБО, отходы от строительных и ремонтных работ);
3. На территории земельного участка, расположенного на правом берегу р. Мокрая Мечетка, на пересечении с ул. Героическая, в 150 м западнее ул. Хибинская, 10, в 80 м севернее ул. Кузбасская, на площади 200 кв.м., общим объемом 1000 куб.м. (ТБО, отходы от строительных и ремонтных работ);
4.На территории земельного участка, расположенного на правом берегу р. Мокрая Мечетка, на пересечении с ул. Хрустальная, на площади 1400 кв.м., общим объемом 2500 куб.м. (ТБО, отходы от строительных и ремонтных работ);
5.На территории земельного участка, расположенного на правом берегу р. Мокрая Мечетка, на пересечении с ул. Героическая, 1, на площади 500 кв.м., общим объемом 300 куб.м. (ТБО, отходы от строительных и ремонтных работ);
6.На территории земельного участка, расположенного на правом берегу р. Мокрая Мечетка, на пересечении с ул. Богунская, на площади 1500 кв.м., общим объемом 6000 куб.м. (ТБО);
7.На территории земельного участка, расположенного на правом берегу р. Мокрая Мечетка, на пересечении с ул. Газовая, на площади 700 кв.м., общим объемом 1000 куб.м. (ТБО, строительный мусор);
8. На территории земельного участка, расположенного на правом берегу р. Мокрая Мечетка, на пересечении с ул. Менделеева, на площади 510 кв.м:, общим объемом 80 куб.м. (ТБО, строительный мусор);
9. На территории земельного участка, расположенного на пересечении ул. Сочинская с «Банным оврагом», на площади 500 кв.м., общим объемом 1000 куб.м. (ТБО, отходы от строительных и ремонтных работ);
10.На территории земельного участка, расположенного с восточной
стороны «Банного оврага» между ул. Короткая и ул. Белебейской, на площади 1000 кв.м., общим объемом 1200 куб.м. (ТБО, отходы от строительных и ремонтных работ);
11. На территории земельного участка, расположенного у дома № 32 по ул. Летной, на площади 150 кв.м., общим объемом 150 куб.м. (ТБО, отходы от строительных и ремонтных работ);
12. На территории земельного участка, расположенного северо-западнее <...> м севернее приволжской железной дороги, на площади 22 0000 кв.м., общим объемом 2500 куб.м. (ТБО, строительный мусор);
13. На территории земельного участка, расположенного в 200 м юго-западнее д. 45/49 по ул. Былинная, на площади 11 000 кв.м., общим объемом 1300 куб.м. (ТБО, отходы от строительных и ремонтных работ);
14. На территории земельного участка, расположенного напротив <...> на площади 70 кв.м., общим объемом 90 куб.м. (ТБО, отходы от строительных и ремонтных работ).
Данные факты подтверждаются актом проверки №13/398-05-18 от 15 мая 2018 года и фототаблицей к нему.
Факт того, что данные свалки не ликвидированы до настоящего времени подтверждён представителем административного ответчика в судебном заседании суда первой инстанции, а также сообщением администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 31 мая 2018 № 2484на имя руководителя департамента финансов администрации Волгограда.
Ст. 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся; организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Из ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Согласно ст. 37 Устава города-героя Волгограда, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда является администрация Волгограда, которая, в силу положений ст. 39 Устава, уполномочена на осуществление, организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Администрация Краснооктябрьского района Волгограда является структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Краснооктябрьского района Волгограда (решение Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года № 40/1252 «Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда»).
Администрация района осуществляет, в том числе, полномочия по организации мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района (п. 2.3.29 решения Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года № 40/1252 «Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда».
Таким образом, исходя из установленных судебной коллегией обстоятельств и приведённых норм права, обязанность по организации устранения указанных в административном иске несанкционированных свалок лежит на администрации Краснооктябрьского района Волгограда.
Учитывая, что административный ответчик не обеспечил уборку и очистку приведённых в иске межрайонного прокурора территорий, что является нарушением действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекущим за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административного иска межрайонного прокурора.
Довод жалобы о том, что в адрес департамента финансов Волгограда направлялись письма о выделении денежных средств, не может быть принят во внимание, так как не может свидетельствовать о принятии административным ответчиком надлежащих мер для устранения несанкционированных свалок.
Довод жалобы об ограниченном финансировании мероприятий по ликвидации свалок, основанием к отмене решения не является, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.
Довод жалобы о том, что в настоящее время принимаются меры к предотвращению образования, выявлению, ликвидации несанкционированных свалок на территории Краснооктябрьского района Волгограда, ежедневно проводятся рейдовые мероприятия, на привлечение к административной ответственности лиц, осуществляющих складирование ТБО и КГО в непредназначенных для этих целей местах, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с нормами процессуального права, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснооктябрьского района Волгограда–без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий судья
Судьи