ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2135/20 от 25.06.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-2135/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 25 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Боровского В.А. и Муратовой С.В.,

при секретаре Голушко П.Е.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.,

рассмотрела административное дело № 2а-1561/2019 (47RS0012-01-2019-001679-89) по апелляционной жалобе административного ответчика - администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 04 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании организовать транспортное обслуживание населения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения представителя административного ответчика Алексеевой Г.Н., возражения прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, с учетом уточнения исковых требований, принятого судом, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации транспортного облуживания населения п. Балтиец Лужского района, обязании в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать транспортное облуживание населения п. Балтиец Лужского района путем организации регулярного автобусного маршрута с заездом в п. Балтиец.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой в деятельности администрации Лужского муниципального района Ленинградской области выявлены нарушения законодательства в части обеспечения транспортного сообщения п. Балтиец. Расстояние от п. Балтиец до административного центра которым является пгт. Толмачево составляет 2 км. Транспортное сообщение п. Балтиец осуществляется исключительно с использованием естественно сложившейся грунтовой дороги, проходящей через земли лесного фонда, расположенной на земляном полотне, в связи с чем, находится в непригодном для проезда состоянии, транспортная доступность административного центра пгт. Толмачево для жителей п. Балтиец затруднена, поскольку отсутствует маршрут общественного транспорта.

Административным ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции исковые требования признаны не были. В письменном отзыве на иск административный ответчик указал, что на основании муниципального контракта от 19.07.2019 г., заключенного на срок до 31.12.2021 г., ООО <данные изъяты> осуществляет перевозку на социальном маршруте №123 «Луга-Пехенец-Мшинская». Для жителей н.п. Балтиец на данном маршруте организован остановочный пункт «Балтиец» с дорожным указателем направления до данного населенного пункта, расстояние до которого составляет 1,5 км. Маршрут осуществляется по утвержденному расписанию. Согласно распоряжению Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-р, остановочный пункт размещается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, если в жилых домах проживает население суммарной численностью 25 человек, а в п. Балтиец зарегистрированы по месту жительства три человека. Кроме того, подъезд к н.п. Балтиец от Киевской трассы проходит по лесным землям, подъезд является замощением лесного участка, имеющего собственника, дорога не имеет твердого покрытия, а регулярное автобусное движение на участках дорог 5-й категории может быть организовано автобусами, относящимися к категориям транспортных средств М2, при наличии на участках дорог твердого дорожного покрытия, также местных уширений проезжей части, достаточных для разъезда транспортных средств. Данным требованиям дорога к п. Балтиец не соответствует, а администрация Лужского муниципального района не наделена правом самостоятельного распоряжения землями лесного фонда. Кроме того, в местном бюджете отсутствуют денежные средства на указанные цели (л.д. 118-124).

Обжалуемым решением от 04.12.2019 г. Лужский городской суд Ленинградской области частично удовлетворил административные исковые требования прокурора, признал незаконным бездействие администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения в пос. Балтиец Лужского муниципального района Ленинградской области, обязал администрацию организовать транспортное обслуживание населения пос. Балтиец Лужского муниципального района путем организации регулярного автобусного маршрута с заездом в указанный населенный пункт, установив 9-месячный срок для исполнения решения суда после его вступления в законную силу (л.д. 133-140).

В апелляционной жалобе администрация Лужского муниципального района Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно принял к производству данное административное исковое заявление, поскольку в иске не указано, чьи права и интересы защищает прокурор, обращаясь с данным административным иском, также прокурором не представлено доказательств невозможности обращения в суд граждан по предмету спора. По мнению административного ответчика суд не учел, что администрация Лужского муниципального района не допускала бездействия в связи с непринятием мер по организации транспортного обслуживания населения п. Балтиец, поскольку в представлении прокурора от 04.04.2019 г. не содержится требований об организации транспортного обслуживания населения п. Балтиец Лужского района. Ответчиком были представлены доказательства заключения муниципального контракта от 19.07.2019 г. с ООО <данные изъяты>, которое осуществляет перевозку на социальном маршруте №123 «Луга-Пехенец-Мшинская». Для жителей н.п. Балтиец на данном маршруте организован остановочный пункт «Балтиец» с дорожным указателем направления до данного населенного пункта, расстояние до которого составляет 1,5 км. Данный маршрут осуществляет один рейс ежедневно в прямом и обратном направлении, и два рейса во вторник и четверг в прямом и обратном направлении по утвержденному расписанию. Также, по мнению администрации судом не было учтено, что в п. Балтиец постоянно зарегистрировано три человека, в связи с чем организация остановочного пункта в п. Балтиец не является обязательной в соответствии с распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-р, а также, дорога в п. Балтиец является грунтовой и проходит по землям лесного фонда, которые не находятся в распоряжении администрации Лужского муниципального района (л.д. 154-162).

Явившаяся в суд апелляционной инстанции представитель администрации Лужского муниципального района Ленинградской области требования жалобы поддержала.

Прокурор полагал решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, извещенных надлежащим образом заинтересованных лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5).

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (п.6);

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (п.7);

- организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (п.8);

- создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (п.12).

Распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 г. N НА-19-р, утвержден социальный стандарт транспортного обслуживания населения, предусматривающий в том числе, доступность транспортного обслуживания.

Согласно п. 3.1 указанного Распоряжения, под доступностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.

Территориальная доступность остановочных пунктов обусловлена расстоянием кратчайшего пешеходного пути следования от ближайшей к остановочному пункту точки границы земельного участка, на котором расположен объект, до ближайшего остановочного пункта, который обслуживается муниципальным маршрутом регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, и не должна превышать значений в зависимости от категории объекта, установленного в таблице 1 (п. 3.1.1. Распоряжения).

Как следует из материалов дела, на территории Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области имеется населенный пункт п. Балтиец, к которому имеется единственная подъездная дорога вне границ населенных пунктов в границах Лужского муниципального района, обеспечивающая жизнедеятельность граждан, проживающих в указанном населенном пункте (л.д.10).

В прокуратуру Ленинградской области и прокуратуру Лужского муниципального района поступали обращения проживающих в п. Балтиец граждан 21.12.2018 г., 23.01.2019 г., 28.02.2019 г. об отсутствии подъезда к п. Балтиец и ненадлежащем состоянии дороги, ведущей к данному поселку (л.д. 6-9,19).

Лужским городским прокурором по результатам рассмотрения обращений граждан, в адрес главы администрации Лужского муниципального района направлено представление от 04.04.2019 г. об устранении нарушений федерального законодательства, где указано, что администрацией Лужского муниципального района в нарушение норм законодательства не организовано транспортное обслуживание населения п. Балтиец в границах муниципального района, тем самым не созданы условия для организации охраны общественного порядка на территории указанного поселка, для оказания медицинской помощи населению, для организации и осуществления мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 13- 15).

Однако, администрацией Лужского муниципального района действия по организации транспортного обслуживания населения п. Балтиец произведены не были, в ответе администрации от 16.05.2019 г. на представление прокурора указано: подъездная дорога к п. Балтиец от автотрассы Санкт-Петербург–Псков протяженностью 2 км в реестре муниципального имущества не значится (л.д.32-33).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении административного иска прокурора и установлении административному ответчику 9-месячного срока для исполнения решения суда после его вступления в законную силу, поскольку данный вывод основан на законе и фактических обстоятельствах дела.

Упомянутым выше распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 г. N НА-19-р утвержден социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом установившим предельное расстояние кратчайшего пешеходного пути следования от ближайшей к остановочному пункту точки границы земельного участка, на котором расположен объект, до ближайшего остановочного пункта, который обслуживается муниципальным маршрутом регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом не превышает значений до многоквартирного дома - 500 м., до индивидуального жилого дома - 800 м.

Ранее действовавшая редакция указанного социального стандарта, актуальная до принятия распоряжения Минтранса России от 13.04.2018 N НА-55-р предусматривала, что остановочный пункт размещается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в случае, если на указанном в таблице 1 пешеходном расстоянии от остановочного пункта расположены индивидуальные жилые дома с суммарной численностью населения не менее 25 человек.

Действующая редакция социального стандарта в зависимость от численности населения ставит только среднемесячное количество поездок и частоту обслуживания остановочных пунктов.

Поэтому доводы административного ответчика о том, что количество зарегистрированных граждан в пос. Балтиец – всего три человека, и в связи с этим отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, правомерно не приняты судом первой инстанции. Суд правильно исходил из того, что действующим законодательством устанавливается обязанность обеспечения органами местного самоуправления муниципального района транспортной доступности населенных пунктов, распложенных на территории района, вне зависимости от количества граждан, проживающих на территории населенного пункта.

Отсутствие транспортной доступности населенного пункта не дает возможности нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих в таком населенном пункте, поскольку отсутствие транспортного сообщения, не дает возможности подъезда к нему автомобильного транспорта, в том числе, для обеспечения подъезда «Скорой помощи», пожарных автомобилей в случае чрезвычайных ситуаций, вывоза бытовых отходов и т.п.

Кроме того, в указанном населенном пункте могут проживать граждане, не зарегистрированные по месту жительства, имеющие жилые помещения в собственности, или использующие дома для сезонного проживания.

Ответчик сослался на то, что администрацией заключен муниципальный контракт от 19.07.2019 г. с ООО <данные изъяты>, которое осуществляет перевозку на социальном маршруте №123 «Луга-Пехенец-Мшинская» (л.д. 73-84). Для жителей н.п. Балтиец на данном маршруте организован остановочный пункт «Балтиец» с дорожным указателем направления до данного населенного пункта, расстояние до которого составляет 1,5 км, поэтому транспортное обслуживание населения п. Балтиец обеспечено надлежащим образом.

Однако, данный довод не принимается судебной коллегией, поскольку расстояние в 1,5 км от п. Балтиец до ближайшей остановки социального маршрута №123 «Луга-Пехенец-Мшинская», не является доступным для граждан пожилого возраста или инвалидов.

Ссылка ответчика в жалобе на то, что прокурор неправомерно обратился с данным административным иском, поскольку не представлено доказательств невозможности обращения в суд граждан по предмету спора, также не принимается судебной коллегией, поскольку дорогой и общественным транспортом до п. Балтиец может пользоваться неопределенный круг лиц, в связи с чем прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц в соответствии с положениями ст. 40 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в представлении прокурора не содержится требований об организации транспортного обслуживания населения п. Балтиец Лужского района, не влияет на правильность выводов суда о бездействии администрации, поскольку в представлении Лужского городского прокурора указано о результатах проверки, которыми установлено, что администрацией Лужского муниципального района в нарушение приведенных норм закона не организовано транспортное обслуживание населения п. Балтиец в границах муниципального района, тем самым не созданы условия для организации охраны общественного порядка на территории указанного поселка, для оказания медицинской помощи населению и прочего.

Помимо того, как следует из материалов дела, в администрацию района поступали жалобы от граждан, проживающих в поселке, что подразумевало обязанность администрации муниципального района обеспечить транспортную доступность п. Балтиец.

Доводы жалобы ответчика о том, что дорога до п. Балтиец не находится в муниципальной собственности, а также о том, что в муниципальном бюджете отсутствуют денежные средства на организацию автобусного маршрута с заездом в п. Балтиец, не принимаются судебной коллегией, поскольку данные обстоятельства не снимают с администрации Лужского муниципального района Ленинградской области возложенную Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязанность создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Таким образом, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 04 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: <данные изъяты>