ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2141/2023 от 16.01.2024 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Романенко Ю.С. Дело 33а-45/2024 (33а-2141/2023)

УИД - 26RS0002-01-2023-005343-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 16 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.

судей Болотовой Л.А., Пшеничной Ж.А.

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.

рассмотрев административное дело по апелляционным жалобам представителя административного ответчика Администрации Ленинского района города Ставрополя – Зорина А.В., представителя административного ответчика Администрации города Ставрополя – Ярошенко А.Ф. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 6 сентября 2023 года

по административному делу по иску прокурора Ленинского района города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ленинского района города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя, администрации города Ставрополя, о признании незаконным бездействия,

заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., возражения против удовлетворения апелляционных жалоб прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В.,

установила:

Прокурор Ленинского района города Ставрополя, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным к администрации Ленинского района города Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя, администрации города Ставрополя, о признании незаконным бездействия.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведен анализ исполнения органами местного самоуправления законодательства при ремонте, содержания автомобильных дорог, входе которой выявлены нарушения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допущенные должностными лицами. Проверкой установлено, что автомобильные дороги по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе в Перечень № 1908 не входят, сведения о собственнике вышеуказанных автомобильных дорог отсутствуют. Кроме того, вышеуказанные автомобильные дороги на балансе администрации г. Ставрополя не состоят, денежные средства на их реконструкцию не выделялись, меры по регистрации права собственности указанного недвижимого имущества не приняты до настоящего времени. По результатам проверки 20.06.2023 в адрес администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, однако действенных мер к их устранению не принято.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Ленинского района г. Ставрополя по непроведению мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе;

- обязать администрацию г. Ставрополя в течении 6 месяцев после выступления в законную силу решения суда выделить денежные средства на проведение мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе;

- обязать администрацию Ленинского района г. Ставрополя провести мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе и передать в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- обязать комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя в течении 18 месяцев после вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы (Росреестра) объекты недвижимости - автомобильные дороги по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе и зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги, по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 6 сентября 2023 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Ставрополя, удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие администрации Ленинского района г. Ставрополя по не проведению мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе.

Суд обязал администрацию г. Ставрополя в течении 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства на проведение мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе.

Суд обязал администрацию Ленинского района г. Ставрополя провести мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе и передать в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд обязал комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя в течении 18 месяцев после вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы (Росреестра) объекты недвижимости - автомобильные дороги по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе и зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги, по улицам: Марчука, Рысцева в г. Ставрополе.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Администрации Ленинского района города Ставрополя – Зорин А.В., просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов ссылается на то, что если дороги местного значения имеют замощение из щебня или гравия, и не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.08.2023 г. № КУВИ-001/2023-186348071 собственником земельного участка расположенного по улице Серова, в квартале 214, ул. Чехова, в квартале 214, с кадастровым номером: 26:12:031003:345, общей площадью 65533 кв.м., является муниципальное образование города Ставрополя, о чем свидетельствует регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости от 15.10.2019 г. № 26:12:031003:345-26/001/2019-2. Автомобильные дороги, расположенные на указанном земельном участке как объект недвижимости не выделены. Кроме того, прокуратура считает оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а тот факт, что власти не принимают мер по постановке на учет, незаконным бездействием. Хотя постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества - это право, а не обязанность муниципалитета. Полномочиями по оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на вновь построенные и реконструированные автомобильные дороги общего пользования местного значения города Ставрополя наделен комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя. Пункт 3.3.24 в постановление администрации г. Ставрополя от 15.05.2015 г. № 890 «Об утверждении Положений об администрациях районов города Ставрополя» был введен постановлением администрации города Ставрополя от 07.02.2023 г. № 229 по проведению мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения (бесхозяйные), расположенные на территории Ленинского района города Ставрополя, не включенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя, утвержденный постановлением администрации города Ставрополя от 08.09.2022 № 1908.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Администрации города Ставрополя – Ярошенко А.Ф., просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов ссылается на то, что автомобильные дороги, расположенные на указанном земельном участке как объект недвижимости не выделены. Постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества - это право, а не обязанность муниципалитета. Органы местного самоуправления не только вправе, но и обязаны самостоятельно обеспечивать сбалансированность собственных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, соблюдая баланс социально значимых интересов, целей задач, в том числе принимая во внимание социально-экономическое положение муниципального образования и возможности его бюджета. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования. Администрация города Ставрополя при составлении проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период основывается на прогнозе доходов бюджета а также, ввиду ограниченности финансовых ресурсов, исходит из необходимости выполнения расходных обязательств по вопросам местного значения с учетом определяемых в ходе бюджетного процесса приоритетов. Учитывая самостоятельность органов местного самоуправления в организации бюджетного процесса в муниципальном образовании, органы государственной власти не вправе обязать или иным образом побудить муниципальное образование установить и исполнять какие - либо расходные обязательства. Заявляя требования о выделении денежных средств на проведение мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: Марчука, Рысцева, прокурор фактически становится участником бюджетного процесса в муниципальном образовании, что противоречит принципу разделения властей и бюджетному законодательству Российской Федерации. Требования прокурора о выделении денежных средств на определенные цели фактически направлены на перераспределение бюджетных средств, что противоречит вышеназванным нормам права, поскольку нарушаются принципы самостоятельности и сбалансированности местного бюджета. Считают, что администрация города Ставрополя не наделена полномочиями по выделению денежных средств, не предусмотренных решением о бюджете города Ставрополя на соответствующий финансовый год и плановый период, и, следовательно, является ненадлежащим административным ответчиком.

Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, старшим помощником прокурора Ленинского района г. Ставрополя – Лаптевой Е.В., представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела прокуратурой района проведена проверка, согласно которой установлено, что автомобильные дороги по улицам: Марчука, Рысевца в г. Ставрополе в Перечень 1908 не входят, сведения о собственнике вышеуказанных автомобильных дорог отсутствуют.

Кроме того в ходе проведенной прокуратурой района проверки, установлено, что вышеуказанные автомобильные дороги на балансе администрации г. Ставрополя не состоят, денежные средства на их реконструкцию не выделялись, меры по регистрации права собственности указанного недвижимого имущества не приняты до настоящего времени.

По результатам проверки 20.06.2023 в адрес администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, однако действенных мер к их устранению не принято.

Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципального образования могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. ст. 3, 13, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Аналогичные положения содержит п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.10.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

В силу ч.2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

С учетом положений ст. 34 и 37 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из изложенных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа «город Ставрополь», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета города.

В соответствии с Уставом г. Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 №847 администрация г.Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом городского округа, к полномочиям которой относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу п. 5 ст. 8 Устава г. Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 №847 к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация г. Ставрополя является главным распорядителем средств местного бюджета и в ее компетенцию входит выделение средств на проведение мероприятий по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя.

Частью 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» определено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

При этом, согласно ст.51 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому в раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

В силу положений п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога относится к линейным объектам - сооружениям.

В связи с этим кадастровый учет автомобильных дорог, построенных и введенных в эксплуатацию как объект недвижимости - сооружение, осуществляется в порядке постановки на учет сооружений.

Такой порядок учета установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, суд приходит к выводу о том, что постановка на кадастровый учет автомобильных дорог является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального округа.

Согласно ст. ст. 1, 2, 4, 5, 6, Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения.

Согласно ст. 3.3.17 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, утвержденного Решением Ставропольской городской Думы от 25.02.2015 № 612, (далее - Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя), комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обеспечивает государственную регистрацию и совершает все необходимые действия, связанные с государственной регистрацией права муниципальной собственности и иных вещных прав, а также возникновения (прекращения), установления ограничений (обременений), прекращения ограничений (обременений) и иных прав на муниципальное недвижимое имущество.

Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обеспечивает государственную регистрацию и совершает все необходимые действия, связанные с государственной регистрацией права муниципальной собственности и иных вещных прав.

Пунктом 1.4 Приложения 1 к постановлению администрации города Ставрополя от 15.05.2015 № 890 «Положение об администрации Ленинского района города Ставрополя» установлено, что финансирование расходов на содержание администрации района осуществляется за счет субвенций из бюджета Ставропольского края и средств бюджета города Ставрополя.

В соответствии с п. 3.3.24 Приложения 1 к постановлению администрации города Ставрополя от 15.05.2015 № 890 «Положение об администрации Ленинского района города Ставрополя» к полномочиям администрации Ленинского района г. Ставрополя относится осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Ленинского района города Ставрополя.

Согласно п.п 1 п.4 Постановления администрации г. Ставрополя от 08.09.2022 №1908 «О Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя» (далее- Перечень № 1908) администрация Ленинского района города Ставрополя обязана проводить мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории города Ставрополя, не включенные в Перечень дорог (бесхозяйные).

Разрешая по существу заявленные требования, применительно к приведенным выше положениям действующего законодательства и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация Ленинского района г. Ставрополя обязана проводить мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории города Ставрополя, не включенные в Перечень дорог (бесхозяйные), то Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя является ненадлежащим ответчиком.

Указанный вывод суда первой инстанции основан на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, на исследованных судом письменных доказательствах и пояснениях данных в судебном заседании, надлежащая юридическая оценка и подробный анализ которым дан судом в обжалуемом решении и с которыми судебная коллегия соглашается.

Отсутствие или недостаточность финансовых средств не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья граждан.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание нормы действующего законодательства, суд верно пришел к выводу, что требования о признании бездействия администрации Ленинского района г. Ставрополя подлежат удовлетворению, поскольку до настоящего времени администрацией Ленинского района г. Ставрополя, не проведены мероприятия по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам: Марчука, Рысцева.

В соответствии с Уставом города Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 №847 администрация г. Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом городского округа, к полномочиям которой относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В силу п. 5 ст. 8 Устава г. Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 №847 к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, организация дорожного движения,, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация г. Ставрополя является главным распорядителем средств местного бюджета и в ее компетенцию входит выделение средств, в том числе для постановки на баланс имущества.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 6 сентября 2023 года оставить без изменения - апелляционные жалобы без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Е.А.Строчкина

Судьи Ж.А.Пшеничная

Л.А.Болотова