Председательствующий Аушева В.Ю.
19RS0003-01-2022-001075-22
дело № 33а-2147/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Абакан 21 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Долгополовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Винникову Владимиру Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 2 июня 2022 года, которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее - Управление, налоговый орган) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Винникову В.Н. о взыскании налога на имущество и транспортного налога, пени, указывая, что административный ответчик является плательщиком указанных налогов, об обязанности уплаты которых он извещался налоговым органом в форме уведомлений. По истечении срока уплаты в адрес налогоплательщика направлены требования, которые им не исполнены. Вынесенный мировым судьей судебный приказ отменён 26.10.2021. Просило взыскать с административного ответчика: задолженность по транспортному налогу за 2015 – 2018 годы в размере 1800 рублей и пени – 80,19 рублей; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 – 2018 годы в размере 477 рублей и пени – 9,04 рублей.
В судебном заседании административный истец возражал относительно заявленных требований, поясняя, что у него отсутствует обязанность по уплате налогов. Представитель административного истца в судебное заседание не явился.
Решением суда от 02.06.2022 требования административного иска удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить. Указывает на отсутствие полномочий у УФНС России по Республике Хакасия на взимание налогов. По мнению административного ответчика, у него нет обязанности оплачивать налоги, установленные для взимания на всей территории Российской Федерации, демаркация границ которой не проведена, и как следствие отсутствует полнота и целостность территории. Кроме этого полагает, что пункт 5 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации отменяет региональные и местные налоги, следовательно их начисление является незаконным.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Белоножко К.А. выразила согласие с решением суда, указывая на необоснованность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно частям 1, 3 статьи 356, части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).
Пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399, статьей 400 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
К числу объектов налогообложения Кодексом отнесены квартиры, комнаты (подпункт 2 пункта 1 статьи 401 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Из положений пункта 4 статьи 69, пунктов 1, 2 статьи 48 НК РФ следует, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пунктов 3, 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с 2008 года Винников В.Н. является собственником автомобиля ....., с 2005 года собственником квартиры (доля ?), кадастровый №, расположенной по адресу:
Пунктом 6 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
О необходимости уплатить транспортный налог за 2015 год в размере 450 рублей и налог на имущество в размере 34 рубля в срок до 01.12.2016 Винников В.Н. был извещен налоговым органом путем направления 01.08.2016 заказным письмом налогового уведомления № 90737790 от 17.07.2016.
Кроме того, о необходимости уплатить транспортный налог за 2016 год в размере 450 рублей и налог на имущество в размере 107 рублей в срок до 01.12.2017 Винников В.Н. был извещен налоговым органом путем направления 11.08.2017 заказным письмом налогового уведомления № 37604250 от 05.08.2017.
Налоги не были уплачены в указанный срок и 12.02.2018 в единый личный кабинет налогоплательщика на Едином портале государственных и муниципальных услуг направлено требование № 2968 об уплате в срок до 29.03.2018 налога, пени по состоянию на 12.02.2018, которое не было исполнено.
11.09.2018 в едином личном кабинете налогоплательщика на Едином портале государственных и муниципальных услуг Винниковым В.Н. получено налоговое уведомление от 23.08.2018 № 35671074 о необходимости уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 450 рублей и налог на имущество в размере 160 рублей в срок до 03.12.2018.
Налоги не были уплачены в указанный срок и 11.02.2019 в единый личный кабинет налогоплательщика на Едином портале государственных и муниципальных услуг направлено требование № 11182 об уплате в срок до 21.03.2019 налога, пени по состоянию на 07.02.2019, которое не было исполнено.
29.07.2019 в едином личном кабинете налогоплательщика на Едином портале государственных и муниципальных услуг Винниковым В.Н. получено налоговое уведомление от 10.07.2019 № 23790913 о необходимости уплатить транспортный налог за 2018 год в размере 450 рублей и налог на имущество в размере 160 рублей в срок до 02.12.2019.
Налоги не были уплачены в указанный срок и 23.01.2020 в единый личный кабинет налогоплательщика на Едином портале государственных и муниципальных услуг направлено требование № 2208 об уплате в срок до 26.02.2020 налога, пени по состоянию на 23.01.2020, которое также не было исполнено.
30.08.2021 по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 4 г. Саяногорска Республики Хакасия, поданному 05.07.2021 в установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ срок, то есть в течении шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня исполнения требования об уплате налога № 2968, вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 1800 рублей и пени; по налогу на имущество физических лиц в сумме 477 рублей и пени.
После отмены 26.10.2021 мировым судьей судебного участка № 4 г. Саяногорска Республики Хакасия указанного судебного приказа, налоговый орган 19.04.2022 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением. Срок для обращения в суд, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не нарушен.
Установив данные обстоятельства, проверив расчет сумм пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы противоречат обстоятельствам дела, сводятся к несогласию с выводами суда, что не является основанием для удовлетворения.
Судом правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 2 июня 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Винникова Владимира Николаевича - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.А. Страхова |
Судьи | О.В. Вениченко |
Т.В. Долгополова | |