ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2149/2023 от 28.11.2023 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Скуратович С.Г. Дело №33а-2149/2023

Докладчик Михеев О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Тамарова Ю.П.,

судей Михеева О.С. и Филимонова С.И.,

при секретаре Ермаковой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2023 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело №2а-1662/2023 по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 августа 2023 г.

Заслушав доклад судьи Михеева О.С., судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №76 комбинированного вида» (далее – МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида») о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для массовых мероприятий, индукционными петлями.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска проверки исполнения законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов в деятельности МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида», было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в указанном учреждении по адресу: г. Саранск, ул. Попова, д.67 музыкальный зал, площадью 84,9 кв.м., не оборудован индукционными петлями.

Не соблюдение указанных требований нарушает права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, целью которой является достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

На основании вышеизложенного, просил обязать МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида» в срок до 1 декабря 2023 г. оборудовать индукционными петлями музыкальный зал площадью 84, 9 кв.м. в здании учреждения, расположенном по адресу: г. Саранск, ул. Попова, д.67.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 августа 2023 г. исковые требования удовлетворены.

На МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида» возложена обязанность оборудовать индукционными петлями одно помещение в здании, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Попова, д.67, предназначенное для проведения массовых мероприятий, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Заинтересованное лицо Администрация городского округа Саранск, в лице заместителя директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Лисиной К.С., подала апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, в которой просила его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что нормы Приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. №1309 являются специальными, они созданы и рассчитаны на образовательные учреждения с определенной категорией граждан, а именно инвалидов по слуху и в их защиту. Согласно Устава МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида» не является специализированным дошкольным учреждением, деятельность данного учреждения не направлена на обучение детей-инвалидов по слуху. Отсутствие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры не нарушают права учащихся МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида», поскольку на начало 2023-2024 учебного года в данном учреждении, по адаптированным основным образовательным программам детей с ограниченными возможностями по слуху не имеется. Полагает, что нормы о создании специальных условий для инвалидов необходимо учитывать исходя из фактической необходимости и целесообразности. Следовательно, удовлетворение требований прокурора приведет к дополнительным расходам и использованию денежных средств, связанных с покупкой, установкой данного оборудования, что противоречит принципу эффективности использования и целесообразности бюджетных средств.

В судебное заседание представитель административного ответчика МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида», представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, отложить разбирательство дела суд не просили.

Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании прокурор отдела Прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. относительно доводов апелляционной жалобы возразила, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункты 1, 5, 6).

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2 статьи 15 Федерального закона №181-ФЗ).

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. №1309 (далее – Порядок).

Согласно подпункту «г» пункта 4 Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3).

Согласно пункту 15 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся образовательной организации.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска проверки исполнения законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов в деятельности МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида», было установлено, что в указанном учреждении по адресу: г. Саранск, ул. Попова, д.67, музыкальный зал площадью 84, 9 кв.м. не оборудован индукционными петлями, что нарушает права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, целью которой является достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», установив, что образовательным учреждением не исполняются мероприятия в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 КАС Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что деятельность МАДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида» не направлена на обучение детей-инвалидов по слуху, в связи с чем, отсутствие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры не нарушают права учащихся данного учреждения, также отклоняются.

Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона №181-ФЗ инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Оборудование актового зала индукционными петлями направлено на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования независимо от обучения в образовательном учреждении в спорный период детей-инвалидов по слуху.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий Ю.П. Тамаров

судьи О.С. Михеев

С.И. Филимонов

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 ноября 2023 г.