САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-21519/2018 | Судья: Кузьмина О.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Головкиной Л.А. |
судей | ФИО1, ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2018 года административное дело № 2а-2189/18 по апелляционной жалобе администрации Муниципального образования Колтушское сельское поселение на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2018 года по административному иску ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., выслушав объяснения представителя административного истца ФИО4 – ФИО5, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области – ФИО6, представителя заинтересованного лица администрации Муниципального образования Колтушское сельское поселение – ФИО7, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО4 обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконными действия административного ответчика по внесению записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности МО Колтушское сельское поселение на сооружение с кадастровым номером <...> (внутренняя транспортная сеть) в границах земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, улица <адрес>, <адрес> 19, принадлежащего на праве собственности административному истцу.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права, просила обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись №... от 18 октября 2017 года о государственной регистрации прав собственности МО Колтушское сельское поселение на сооружение с кадастровым номером <...> (внутренняя транспортная сеть).
В обоснование заявленных требований ФИО4 указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. До регистрации права собственности административного истца на указанный земельный участок никаких ограничений (обременений), а также строений или дорог зарегистрировано не было. Административному истцу стало известно, что на принадлежащем ему земельном участке зарегистрирована внутренняя транспортная сеть, правообладателем которой является Муниципальное образование Колтушское сельское поселение. Поскольку ни административный истец, ни ее супруг ФИО8, являющийся бывшим собственником земельного участка, никаких сделок по отчуждению, обременению, передачи земельного участка не заключали, с заявлением об изменении категории земельного участка не обращались, то, по мнению административного истца, действиями административного ответчика по осуществлению государственной регистрации права собственности на транспортную сеть нарушены ее права как собственника земельного участка.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал действия Управления Росреестра по Ленинградской области по внесению записи в ЕГРН о государственной регистрации права собственности МО Колтушское сельское поселение на сооружение с кадастровым номером №... (внутренняя транспортная сеть) в границах земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО4 – незаконными.
Также суд обязал Управление Росреестра по Ленинградской области исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись №... от 18 октября 2017 года о государственной регистрации прав собственности МО Колтушское сельское поселение на сооружение с кадастровым номером <...> (внутренняя транспортная сеть).
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств, просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Колтушское сельское поселение – ФИО7 в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области – ФИО6 в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы поддержала.
Представитель административного истца ФИО4 – ФИО5 в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против удовлетворения жалобы.
Административный истец ФИО4 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о месте и времени слушания дела извещалась надлежащим образом, доверила представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 на основании брачного договора от <дата> года является собственником земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.13-16).
Право собственности ФИО4 зарегистрировано Управлением Росреестра по Ленинградской области в установленном законом порядке; назначение земельного участка – для индивидуального жилищного строительства; ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано (л.д.17-19).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20 сентября 2013 года ФИО8 на основании договора купли-продажи земельного участка от 19 августа 2013 года № Л/З-19 являлся собственником вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером. Существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы (л.д.25).
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 января 2018 года Управлением Росреестра по Ленинградской области 18 октября 2017 года зарегистрировано право собственности МО Колтушское сельское поселение на сооружение дорожного транспорта – внутренняя транспортная сеть с кадастровым номером <...> (л.д.26-29).
Среди объектов недвижимости, в пределах которых расположена названная транспортная сеть, указан, в том числе, земельный участок, принадлежащий административному истцу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установив, что в результате государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером <...> наложены обременения на принадлежащий ФИО4 объект недвижимости и указанные противоречия не устранены, удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регламентируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статье 14 названного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости (часть 3).
Как установлено судом первой инстанции, на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости МО Колтушское сельское поселение предоставлены: заявление о проведении государственной регистрации права; доверенность от 10 июля 2017 года; письмо исполняющего обязанности заместителя главы администрации по экономике, градостроительству и имущественным вопросам от 6 июля 2017 года; о том, что в реестре муниципального имущества
муниципального образования «Всеволожский муниципальный район»
Ленинградской области не учтены объекты недвижимости, в том числе объект с кадастровым номером <...>; письмо первого заместителя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имущество от 17 июля 2017 года о том, что в соответствии с информацией, представленной ГКУ «Ленавтодор» указанные в обращении автомобильные дороги, в том числе объект с кадастровым номером <...>.не является объектом реестра государственного имущества..Ленинградской области; письмо заместителя руководителя Межрегионального..территориально управления Федерального агентства по управлению..государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской..области..от..27 июня 2017 года о том, что объект недвижимости, в том числе с кадастровым номером
<...> не учтен, в связи с чем, представление выписок не
представляется возможным; письмо заместителя начальника Федерального
казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог
«Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» от 21 сентября 2017 года о том, что указанные в обращении автомобильные дороги, в том числе с кадастровым номером <...> в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2010 года № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения»в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения не входят, за ФКУ Упрдор «Северо-Запад» на праве оперативного управления не закреплены и не внесены в реестр федерального имущества, таким образом, автомобильные дороги, указанные в перечне, не являются автомобильными дорогами федерального значения.
Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на объект недвижимости за МО Колтушское сельское поселение не представлялось.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что после приема документов, представленных для государственной регистрации прав, проводится их правовая экспертиза, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с данным Федеральным законом.
Таким образом, на момент подачи МО Колтушское сельское поселение заявления о регистрации права собственности в Управлении Росреестра по Ленинградской области содержались сведения о регистрации права собственности предыдущего собственника ФИО8 на заявленный земельный участок.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что администрацией МО Колтушское сельское поселение не представлен необходимый комплект документов, указанный в статье 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем, отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права на объект недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Муниципального образования Колтушское сельское поселение – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: