Судья Сидоров Н.Ф. Дело №33а-2164/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«10» сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Ивковой А.В.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Филатовой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0013-01-2021-000684-24, №2а-354/2021) по апелляционной жалобе председателя территориальной избирательной комиссии Красносельского района Костромской области Роговой Л.В. на решение Красносельского районного суда Костромской области от 30 августа 2021 года, которым административное исковое заявление Воробьевой Натальи Александровны к избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным и отмене постановления от 18 августа 2021 года №44 «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», Воробьевой Натальи Александровны», обязании принять решение о регистрации Воробьевой Натальи Александровны кандидатом на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителей территориальной избирательной комиссии Красносельского района Костромской области Роговой Л.В. и Ахмеровой Э.Н., поддержавших апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя Воробьевой Н.А. по доверенности Бочкаревой О.В., заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Воробьева Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области об отмене постановления от 18 августа 2021 года №44 «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», Воробьевой Натальи Александровны», обязании принять решение о регистрации Воробьевой Натальи Александровны кандидатом на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области.
Требования мотивированы тем, что на 19 сентября 2021 года назначены выборы главы Красносельского муниципального района Костромской области, и она является выдвинутым от политической партии кандидатом на данную должность. 18 августа 2021 года избирательной комиссией Красносельского муниципального района Костромской области принято оспариваемое постановление на том основании, что на общем собрании избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» не проводилось тайное голосование, что является нарушением подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 3 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области, согласно которым нарушение порядка выдвижения кандидата является основанием для отказа кандидату в регистрации. Данное постановление избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области незаконно, поскольку все необходимые процедуры при выдвижении кандидата были соблюдены, в частности, участникам общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» была предоставлена возможность воспользоваться правом на тайное голосование. Нарушением процедуры тайного голосования не является то обстоятельство, что кто-то из граждан остался в помещении и заполнил свой бюллетень на виду у присутствующих лиц, поскольку гражданин может как воспользоваться правом на тайное голосование, так и открыто заявить о своем выборе и продемонстрировать свой бюллетень. Кроме того, в установленные законом сроки она не была уведомлена избирательной комиссией Красносельского муниципального района Костромской области о наличии недостатков в оформленных документах, что лишило ее возможности представить пояснения или возражения относительно выявленных недостатков, которые могли бы повлиять на решение избирательной комиссии в части регистрации ее в качестве кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области.
Решением Красносельского районного суда Костромской области от 30 августа 2021 года административные исковые требования Воробьевой Н.А. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено постановление избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области от 18 августа 2021 года №44 «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», Воробьевой Натальи Александровны».
На избирательную комиссию Красносельского муниципального района Костромской области возложена обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать Воробьеву Н.А. кандидатом на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области.
В апелляционной жалобе председатель территориальной избирательной комиссии Красносельского района Костромской области Рогова Л.В., просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. Не согласна с выводами суда о том, что тот факт, что участники общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» сидели за столами по несколько человек в непосредственной близости друг от друга, не свидетельствует о нарушении процедуры тайного голосования, учитывая наличие в решении о выдвижении кандидата ссылки на протокол заседания счетной комиссии о результатах тайного голосования от 06 августа 2021 года; доказательства давления на участников собрания, поступления в избирательную комиссию Красносельского муниципального района Костромской области жалоб со стороны участников собрания отсутствуют, что является подтверждением соблюдения процедуры тайного голосования. Считает, что режим тайного голосования предполагает совершение определенных действий, подобных тем действиям, которые совершаются на выборах. Согласно статье 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» тайное голосование должно исключать возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Волеизъявление гражданина, участвующего в тайном голосовании, должно оставаться в тайне. Помимо выдачи бюллетеней для тайного голосования гражданину должны быть обеспечены условия проголосовать так, чтобы исключалась возможность наблюдения за тем, как он проголосовал, поскольку осуществление такого наблюдения является контролем за волеизъявлением гражданина. 06 августа 2021 года представители избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области присутствовали на общем собрании избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», и ими было установлено, что фактически имело место голосование участников собрания группами за одним столом, рядом друг с другом и лицом друг к другу. Отсутствие жалоб от участников общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», давления на них, а также наличие ссылки в решении о выдвижении кандидата на протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования от 06 августа 2021 года не могут являться прямым и достоверным доказательством соблюдения процедуры тайного голосования. Соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона избирательная комиссия Красносельского муниципального района Костромской области проверяла исходя из принципа равенства кандидатов, закрепленного в статье 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При проведении мероприятий по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) иными избирательными объединениями создаются условия участникам соответствующего собрания (конференции) для тайного голосования, что в данном случае обеспечено не было. Оспариваемое постановление принято территориальной избирательной комиссией Красносельского района Костромской области законно и при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 3 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области. Кроме того, после ознакомления с материалами административного дела было выявлено, что копия выписки из протокола заседания Политического совета от 04 августа 2021 года №1/08/21, представленная в суд административным истцом, отличается от такой же выписки, представленной Воробьевой Н.А. в избирательную комиссию Красносельского муниципального района Костромской области 06 августа 2021 года одновременно с документами для выдвижения, а именно выписка, представленная в суд, не содержит сведений о делегировании председателю избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» полномочий по заверению решения общего собрания данного избирательного объединения о выдвижении кандидата. Судом данному обстоятельству при вынесении решения надлежащая оценка не дана.
В возражениях относительно апелляционной жалобы исполняющий обязанности прокурора Красносельского района Костромской области Перевозчиков П.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя территориальной избирательной комиссии Красносельского района Костромской области Роговой Л.В. – без удовлетворения.
Воробьева Н.А. в заседание судебной коллегии не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие Воробьевой Н.А.
Проверив материалы административного дела в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права гражданина избирать и быть избранным выборным должностным лицом, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области пятого созыва от 28 июня 2021 года №691 на 19 сентября 2021 года назначены выборы главы Красносельского муниципального района Костромской области (том 1 л.д. 63).
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 15 января 2016 года №1933 полномочия избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области возложены на территориальную избирательную комиссию Красносельского муниципального района Костромской области, действующую на постоянной основе, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Красносельского муниципального района Костромской области, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования (том 1 л.д. 242).
Постановлением избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области от 02 июля 2021 года №10 утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов главы Красносельского муниципального района Костромской области (том 1 л.д. 67-75).
Постановлением избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области от 06 июля 2021 года №12 установлена форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, одобрен Перечень документов, представляемых кандидатами в избирательную комиссию Красносельского муниципального района Костромской области при проведении выборов главы Красносельского муниципального района Костромской области, в пункте 1.11.1 которого указано, что кандидат, выдвинутый избирательным объединением, должен представить решение о выдвижении кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области избирательным объединением (том 1 л.д. 86-99).
06 августа 2021 года Воробьева Н.А. обратилась в избирательную комиссию Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о регистрации ее в качестве кандидата, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, приложив к нему, в том числе решение о выдвижении кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области и выписку из протокола заседания Политического совета от 04 августа 2021 года №1/08/21 о праве выдвижения без согласования с Политическим советом и делегировании полномочий по заверению решения о выдвижении кандидата (том 1 л.д. 170-172).
09 августа 2021 года Воробьевой Н.А. в избирательную комиссию Красносельского муниципального района Костромской области представлены дополнительные документы для регистрации в качестве кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области (том 1 л.д. 200).
В этот же день Воробьева Н.А. была уведомлена о том, что 18 августа 2021 года в 13 часов 00 минут по адресу: <адрес>, состоится заседание избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области по вопросу регистрации или отказу в регистрации ее в качестве кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области (том 1 л.д. 214).
Постановлением избирательной комиссии Красносельского района Костромской области от 18 августа 2021 года №44 Воробьевой Н.А. отказано в регистрации кандидатом на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», в связи с тем, что на общем собрании избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», на котором присутствовали председатель избирательной комиссии Красносельского района Костромской области Рогова Л.В. и член избирательной комиссии Красносельского района Костромской области с правом решающего голоса ФИО9, тайное голосование не проводилось. При проведении голосования участники общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» сидели за столами группами по 2 - 3 человека лицом друг к другу и проставляли отметки в бюллетенях для голосования. При этом за голосованием участника общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» наблюдали сидящие рядом участники мероприятия по выдвижению. Решение общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» «О выдвижении кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области» информацию о том, что проводилось тайное голосование, и итоги голосования по этому решению не содержит (том 1 л.д. 219-222).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями – несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 2 статьи 81 Закона Костромской области от 19 октября 2018 года №451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области» (далее также – Избирательный кодекс Костромской области).
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд пришел к выводу о соблюдении избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» требований избирательного законодательства по выдвижению избирательным объединением кандидата на выборную должность муниципального образования – главы Красносельского муниципального района Костромской области. То обстоятельство, что участники общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» сидели за столами по несколько человек в непосредственной близости, не свидетельствует о нарушении процедуры тайного голосования. Доказательств того, что на волеизъявление участников общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» оказывалось какое-либо давление со стороны других лиц, в том числе со стороны председателя данного избирательного объединения, административным ответчиком суду не представлено. Жалоб со стороны участников общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» и кандидатов на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области относительно порядка выдвижения кандидата Воробьевой Н.А. на вышеуказанную должность в избирательную комиссию Красносельского района Костромской области не поступало. Кроме того, представленное в избирательную комиссию решение общего собрания избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области» о выдвижении кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области содержит ссылку на протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования от 06 августа 2021 года.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу разрешенного административного спора у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области выдвижение списков кандидатов в депутаты по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, списков кандидатов по областному избирательному округу, списков кандидатов по муниципальному избирательному округу, кандидатов на должность главы муниципального образования осуществляется политической партией на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации; региональным отделением политической партии – на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии; иным структурным подразделением политической партии – общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» (далее также – Федеральный закон №95-ФЗ) политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
В силу подпункта «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона №95-ФЗ Устав партии определяет порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
В соответствии с пунктами 36.1, 36.3 Устава Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» (далее также – Устав) партия вправе принимать участие в выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской федерации, органы местного самоуправления. Региональное отделение Партии вправе принимать участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской федерации, органы местного самоуправления.
Согласно пункту 37.3 Устава решение об участии Партии или структурного подразделения Партии в выборах органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований принимается Съездом Партии или Политическим Советом Партии. В случае принятия решения об участии в указанных в настоящем пункте Устава выборах Политический Совет Партии выдвигает кандидатов (списки кандидатов) самостоятельно (при отсутствии Регионального отделения Партии) или согласовывает со структурными подразделениями Партии кандидатов (списки кандидатов), или принимает решение о делегировании полномочий по формированию кандидатов (списков кандидатов) и по их выдвижению без согласования структурным подразделениям Партии.
Пунктом 37.6.2 Устава предусмотрено, что конференция или собрание Регионального отделения вправе выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в органы местного самоуправления с учетом пункта 37.3 настоящего Устава.
Решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) принимается тайным голосованием (пункт 38.1 Устава).
В силу пункта 38.2.3 Устава решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) принимается конференцией (собранием) Регионального отделения – большинством голосов зарегистрированных делегатов конференции (участников собрания).
Как усматривается из выписки из протокола заседания Политического совета Всероссийской партии «Гражданская инициатива» от 04 августа 2021 года №1/08/21, политической партией принято решение об участии в выборах органов местного самоуправления муниципального образования (Красносельский район Костромской области) – выборах главы Красносельского муниципального района Костромской области, назначенных на 19 сентября 2021 года. Право выдвижения кандидата без согласования с Политическим советом партии делегированы Региональному отделению партии в Костромской области. Председателю регионального отделения партии в Костромской области делегированы полномочия по заверению решения о выдвижении кандидата (том 1 л.д. 198).
Решение от 06 августа 2021 года о выдвижении кандидата Воробьевой Н.А. на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области принято Региональным отделением Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области на общем собрании на основании протокола №3 Счетной комиссии общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области от 06 августа 2021 года о результатах тайного голосования (том 1 л.д. 228-230).
Из пояснений представителей административного ответчика в суде следует, что основанием к отказу избирательной комиссии в регистрации кандидата Воробьевой Н.А. послужило то обстоятельство, что при посещении общего собрания по выдвижению кандидата Региональным отделением Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области 06 августа 2021 года представителями избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области Роговой Л.В. и ФИО9 было установлено, что тайное голосование не проводилось, поскольку участники сидели за столами группами по 2 и 3 человека лицом друг к другу и проставляли отметки в бюллетенях для голосования, за голосованием наблюдали сидящие рядом участники мероприятия по выдвижению.
При рассмотрении административного спора судом установлено, что для проведения тайного голосования на общем собрании по выдвижению кандидата Региональным отделением Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области 06 августа 2021 года участниками была избрана счетная комиссия, утвержден бюллетень для тайного голосования с включением в него кандидатуры Воробьевой Н.А., с использованием которого каждым из участников (всего 8 человек) проведено голосование, счетной комиссией произведен подсчет голосов («за» - 8, «против» - 0) с составлением протокола №3 о результатах тайного голосования, который доведен до сведения участников. По результатам голосования (на основании протокола №3 Счетной комиссии общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области от 06 августа 2021 года о результатах тайного голосования) принято решение о выдвижении Региональным отделением Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области кандидата Воробьевой Н.А. на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, что отражено в протоколе общего собрания и решении, представленном Воробьевой Н.А. в избирательную комиссию 06.08.2021 г.
Данные обстоятельства не оспаривались представителями административного ответчика, каких-либо бесспорных доказательств, свидетельствующих о нарушении порядка выдвижения кандидата (непроведении тайного голосования), не представлено.
Доводы апелляционной жалобы являлись основанием процессуальной позиции административного ответчика в суде первой инстанции, были тщательно проверены судом и обоснованно отклонены ввиду их несостоятельности. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии достаточных правовых оснований к отказу в регистрации кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», Воробьевой Н.А., отмечает, что принцип тайного голосования, как способ волеизъявления, общепризнанный в российском законодательстве и судебной практике, означает, что каждый голосующий отдает свой голос «за» или «против» втайне от других лиц, в том числе принимающих участие в голосовании. При этом организационные процедуры должны исключать какой-либо контроль за процессом голосования и обеспечивать свободу волеизъявления гражданина.
Из пояснений в заседании апелляционной инстанции председателя избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области Роговой Л.В. видно, что лица, принимавшие участие в голосовании, персонально заполняли бюллетени, бюллетени голосующими помещались в специальную коробку, из которой извлекались счетной комиссией. Жалоб на нарушение тайны голосования участниками общего собрания, принявшими участие в голосовании, не высказывалось. Заинтересованные лица, в частности, присутствовавшие на мероприятии Воробьева Н.А. и сопровождавшее ее лицо, каких-либо действий, направленных на результаты голосования, не предпринимали (находились на определенном расстоянии от голосующих). Иных лиц в помещении не было.
Следовательно, голосование проводилось с использованием бюллетеней для тайного голосования, итоги тайного голосования подведены и доведены до сведения участников общего собрания счетной комиссией (составлен протокол), в связи с чем указание в оспариваемом постановлении на непроведение тайного голосования, отсутствие в решении общего собрания информации о том, что проводилось тайное голосование, неправомерно, а также не учитывает требования, предъявляемые частью 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области к решению общего собрания избирательного объединения о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования.
Предположение представителей избирательной комиссии о том, что заполнение бюллетеней голосующими участниками общего собрания, находящимися за столами по 2 и 3 человека, не обеспечивало тайну голосования, поскольку рядом сидящий участник голосования мог видеть результаты заполнения бюллетеня другим голосующим, отклоняется судебной коллегией, как не подтверждающее наличие наблюдения и контроля за процессом голосования. В рассматриваемом случае предшествующее заполнение бюллетеня исключало возможность искажения волеизъявления голосующего со стороны другого участника голосования.
Более того, представителями административного ответчика в обоснование своей позиции не приведено фактов создания организаторами мероприятия условий, при которых голосующие для заполнения бюллетеня не могли покинуть своего места за столами либо такие попытки были пресечены иными лицами, фактов давления на волеизъявление голосующего со стороны других лиц, принявших участие в голосовании.
Довод апелляционной жалобы о том, что копия выписки из протокола заседания Политического совета от 04 августа 2021 года №1/08/21, представленная в суд административным истцом, отличается от такой же выписки, представленной Воробьевой Н.А. в избирательную комиссию Красносельского муниципального района Костромской области 06 августа 2021 года одновременно с документами для выдвижения, не может быть принят во внимание судебной коллегией.
Данное обстоятельство не являлось основание к отказу в регистрации, не приводилось в обоснование возражений относительно административного иска в суде первой инстанции.
Кроме того, в заседании судебной коллегии представитель избирательной комиссии Рогова Л.В. пояснила, что 06 августа 2021 года в избирательную комиссию Воробьевой Н.А. представлен подлинник выписки из протокола заседания Политического совета от 04 августа 2021 года №1/08/21, заверенной подписями председательствующего ФИО10 и секретаря ФИО11 и печатью политической партии.
При таких обстоятельствах не имеется оснований полагать опровергнутым факт принятия Политическим советом 04 августа 2021 года решения о делегировании председателю регионального отделения партии в Костромской области полномочий по заверению решения о выдвижении кандидата.
С учетом изложенного постановление избирательной комиссии Красносельского муниципального района Костромской области от 18 августа 2021 года №44 «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», Воробьевой Натальи Александровны» правильно признано судом незаконным и отменено, поскольку оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 3 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области, у избирательной комиссии не имелось.
Как следует из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в абзаце шестом пункта 40 Постановления от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд вправе возложить на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать кандидата в случае отмены ее решения об отказе в регистрации кандидата, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
Иные основания для отказа в регистрации кандидата на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Костромской области», Воробьевой Н.А. в ходе судебного разбирательства установлены не были, представителями избирательной комиссии не приводились, в связи с чем суд обоснованно возложил на административного ответчик обязанность зарегистрировать Воробьеву Н.А. кандидатом на должность главы Красносельского муниципального района Костромской области.
При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке и удовлетворения апелляционной жалобы по делу отсутствуют.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Красносельского районного суда Костромской области от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя территориальной избирательной комиссии Красносельского района Костромской области Роговой Л.В. – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: