Дело № 33а-2177/2019 г.Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 марта 2019 года административное дело по административному исковому заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 августа 2018 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения заинтересованного лица - ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд административным иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИО ИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 и освобождении от взыскания исполнительских сборов, вынесенных 28.06.2018 по исполнительным производствам № в пользу взыскателя ФИО3, № в пользу взыскателя ФИО4, № в пользу взыскателя ФИО2, № в пользу взыскателя ФИО5
В обоснование требований указало, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств 28.06.2018 вынесены постановления о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере по 50 000 рублей в связи с отказом добровольно исполнить решения суда, длительным неисполнением исполнительных документов без наличия уважительных причин неисполнения. Полагает данные постановления необоснованными, подлежащими отмене, поскольку Министерством, в рамках возложенных на него полномочий, предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, в частности в министерство строительства Хабаровского края своевременно направлена заявка и дополнительная заявка на строительство (приобретение) жилых помещений по указанным исполнительным производствам. В связи с чем, в действиях министерства отсутствуют виновные действия. Кроме того, в постановлении, в предмете исполнения, не указан населенный пункт, в котором необходимо предоставить жилое помещение.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 17 августа 2018 года административные исковые требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края удовлетворены частично.
Снижен размер подлежащего взысканию с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора до 37 500 рублей по постановлениям судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России о Хабаровскому краю и ЕАО от 28.06.2018 №, №, №, №.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда отменить, освободить министерство от взыскания исполнительского сбора. Указывает, что в соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти края по вопросам приобретения в собственность Хабаровского края жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 № 136-пр, министерством жилищно-коммунального хозяйства края в министерство строительства Хабаровского края направлены заявки на приобретение жилых помещений для вышеуказанных взыскателей. Процедура приобретения жилого помещения - объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав является длительной, и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Жилые помещения будут предоставлены взыскателям после их приобретения министерством имущественных отношений края. Министерство не является главным распорядителем бюджетных средств на приобретение жилых помещений в собственность края. Главным распорядителем является Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края. Министерство жилищно-коммунального хозяйства края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями только по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края, по принятию решений о предоставлении жилых помещений. Самостоятельно строить и приобретать жилые помещения министерство жилищно-коммунального хозяйства не может. Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся министерством неоднократно, в связи с чем, требования действующего законодательства министерством не нарушены, виновные действия министерства отсутствуют.
В возражениях на жалобу судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав взыскателя ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пункт 13 части 1 статьи 64, статья 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также Методическими рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора, закрепленными в Письме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 № 0001/16, утвержденном Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 07.06.2014.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, пункт 4.1 Методических рекомендаций).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (ст.401 ГК РФ).
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 74 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. N 50, при рассмотрении данной категории дел суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Аналогичные положения закреплены в абзацах 7, 8 пункта 4.4 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решениями Центрального районного суда города Хабаровска, вступившими в законную силу 27.02.2018, 21.12.2016, 04.05.2018, 26.05.2016, на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность по предоставлению ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений, отвечающих установленным техническим и санитарным требованиям.
Во исполнение указанных решений, на основании исполнительных листов, выданных Центральным районным судом г.Хабаровска, возбуждены 24.05.2018 исполнительные производства: № (взыскатель ФИО2), № (взыскатель ФИО5), № (взыскатель ФИО3); 14.05.2018 исполнительное производство № (взыскатель ФИО4).
Копии постановлений о возбуждении исполнительных производств получены министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края; в указанных постановлениях должнику предлагалось в срок 5 дней со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно неотвратимых обстоятельств, должнику предлагалось сообщить судебному приставу-исполнителю о наличии таких обстоятельств, затрудняющих добровольное исполнение исполнительного документа.
Административным истцом, во исполнение решений суда, в адрес министерства строительства Хабаровского края направлены дополнительные заявки на строительство (приобретение) квартир 28.02.2018 (ФИО2), 21.05.2016 (ФИО4), 21.06.2018(ФИО3), 03.02.2017 ( ФИО5).
Судебному приставу-исполнителю МОСП по ИО ИП УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Министерством ЖКХ Хабаровского края 20.06.2018, 25.06.2018, 27.06.2018, 01.06.2018 направлены сообщения о частичном исполнении решения суда – включении взыскателей в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений с даты вступления решений суда в законную силу; сообщено о направлении заявок в министерство строительства края на строительство квартир взыскателям. Кроме того, сообщено о причинах невозможности исполнения решения суда в полном объеме, исходя из длительности процедуры приобретения жилого помещения для указанной категории граждан (объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав, осуществляемых в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», после выполнения которой, как следует из сообщения, будут предоставлены жилые помещения взыскателям.
К сообщениям приложены распоряжения министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список взыскателей; копии заявок, направленных в министерство строительства Хабаровского края на строительство (приобретение) квартир взыскателям.
28.06.2018 судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО в рамках указанных исполнительных производств вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с должника министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
В обоснование постановлений о взыскании исполнительского сбора от 28.06.2018 указано, что исполнительный документ в установленный срок не исполнен; доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено; должником, надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлено суду доказательств того, что неисполнение требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
В этой связи, суд не усмотрел оснований для признания оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя незаконными.
Вместе с тем, суд, учитывая принятые Министерством меры для исполнения требований исполнительных документов, а именно, своевременное направление заявок на строительство(приобретение) жилых помещений для взыскателей, посчитал указанные обстоятельства достаточными основаниями для уменьшения исполнительских сборов на одну четверть до 37 500 рублей по каждому исполнительному производству.
Не оспаривая факт неисполнения в установленный для добровольного исполнения срок требований, автор жалобы ссылается на обстоятельства, объективно исключающие возможность такого исполнения в установленные сроки.
Соглашаясь с отсутствием оснований для признания постановлений о взыскании исполнительских сборов незаконными, с учетом вынесения их судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст.112 Федерального закона « Об исполнительном производстве», при подверженности неисполнения требований исполнительных документов должником в установленные сроки, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительских сборов (ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Фактические обстоятельства, связанные с особенностями исполнений решений суда, характер мероприятий, которые необходимо выполнить, как и предпринятые должником меры для исполнения требований исполнительных документов, подтверждённые доказательствами, представленными в материалы дела, необоснованно не приняты судом в качестве оснований для освобождения должника от взыскания исполнительских сборов.
Согласно п.72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, но и освободить должника от его взыскания.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора судом должно быть связано с установлением отсутствия его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В то же время законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (с.49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Вместе с тем, указанные положения законодательства и разъяснения по его применению не учтены судом первой инстанции, как и разъяснения, изложенные в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. №50, в силу которых, основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы, тогда как иные лица, в том числе и органы государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Такие меры, по мнению судебной коллегии, были приняты административным истцом.
В силу Положения о министерстве ЖКХ Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр, министерство является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных настоящим Положением и постановлением Губернатора края от 25 апреля 2006 г. № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края».
Согласно Постановлению Губернатора Хабаровского края «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края наделено полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 № 136-пр министерством ЖКХ края в министерство строительства края направляются дополнительные заявки во исполнение вступивших в законную силу решений суда, в том числе, на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Копии заявок на строительство (приобретение) жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются министерством ЖКХ края в министерство образования и науки края.
Министерство строительства края в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу закона края о краевом бюджете на очередной год и плановый период доводит до министерства ЖКХ края объем бюджетных ассигнований, планируемый на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для граждан отдельных категорий и информирует министерство образования и науки края об объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных краевым бюджетом.
Министерство ЖКХ края направляет в министерство строительства края дополнительные заявки во исполнение вступивших в законную силу решений судов.
Из представленных материалов дела следует, что во исполнение решений суда министерством ЖКХ Хабаровского края изданы распоряжения о включении в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указанных выше взыскателей, в адрес министерства строительства Хабаровского края направлены дополнительные заявки на строительство (приобретение) квартир.
Учитывая, что административным истцом приняты меры для исполнения требований исполнительных документов, а обстоятельства, связанные с их исполнением и характер необходимых мероприятий свидетельствуют о невозможности исполнения требований в установленный срок, что не было учтено судом при рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для освобождения министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от уплаты исполнительских сборов.
Поскольку судом неправильно применены нормы права при разрешении требований об освобождении от взыскания исполнительских сборов, решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 августа 2018 года отменить в части, принять по делу новое решение, которым требования министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края удовлетворить в части.
Освободить министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО от 28.06.2018 по исполнительным производствам: № (взыскатель ФИО3), № (взыскатель ФИО4), № (взыскатель ФИО2), № (взыскатель ФИО5).
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Е.Л.Унтевская
Судьи О.Ю.Позднякова
И.А.Романова