Председательствующий по делу Дело № 33а-2178/2022
Судья Порошина Е.В. (I инстанция 2а-59/2022)
УИД 75RS0002-01-2021-002874-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстоброва А.А.,
судей краевого суда Жилинского А.Г., Пичуева В.В.,
при секретаре судебного заседания Жигжитовой Е.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 6 июля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении обязанности устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей,
по апелляционной жалобе начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Германа В.Я.
на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 16 февраля 2022 года (с учетом определения об исправлении описки того же суда от 4 мая 2022 года).
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском, ссылаясь, что, прокуратурой Забайкальского края с участием специалистов Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чита УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в период с 02.08.2021 по 13.08.2021 проведена проверка соблюдения федерального законодательства в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, в ходе которой выявлены нарушения закона в части материально-бытового обеспечения содержащихся в учреждении лиц из числа спецконтингента. Проверкой установлено, что в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, в которых содержатся и длительное время (2 месяца и более) проживают лица, заключенные под стражу, надлежащие материально-бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности не созданы. Так, в нарушение требований пункта 14.12 СП 247.1325800.2016 в камерах № отмечена повсеместная загрязненность поверхностей стен и потолков с отслаивающейся штукатуркой и следами подтеков. В нарушение требований п. 14.10 СП 247.1325800.2016 в камерах № повреждена деревянная конструкция полов, частично отсутствуют доски. В нарушение требований пункта 12.9.2 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 28.09.2001 № 276, в камере № поврежден оконный стеклопакет. В нарушение требований раздела 13 приложения 7 названной Инструкции в камере № технически неисправный кран системы водоснабжения на раковине; в камерах № в неисправном состоянии находятся смывные бачки унитазов; в камере № унитаз не прикреплен к полу; в камерах № раковины не прикреплены к стенам. В нарушение требований пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 №, в камерах № отсутствуют бачки с питьевой водой; в камерах № отсутствуют вмонтированные в стены зеркала. В нарушение требований пункта 10.1.20 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214, в камерах № отсутствуют плафоны на лампах электрического освещения. Кроме того, в нарушение требований пунктов 3, 12, 17, 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, ответственным за пожарную безопасность не пройдено обучение пожарно-техническому минимуму; помещение склада, расположенное на втором этаже комплексного здания (мастерские (цех), гараж), не имеет обозначение категории по пожарной и взрывопожарной опасности; не проведены расчеты категорирования по пожарной и взрывопожарной безопасности помещений производственного и складского назначения, наружных установок специализированной организацией; руководителем организации не организовано проведение испытаний наружной пожарной лестницы здания пекарни не реже 1 раза в 5 лет; руководителем организации не организовано проведение испытания наружной лестницы здания мужского корпуса общежития отряда по хозяйственному обслуживанию на 150 мест не реже 1 раза в 5 лет; в режимном корпусе № не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком). Кроме того, в учреждении отсутствует исполнительная документация на установку пожарной сигнализации в женском, мужском корпусах в зданиях общежития отряда по хозяйственному обслуживанию на 150 мест и оздоровительно-восстановительного комплекса, а также в комплексном здании (мастерские (цех), гараж), не проведена огнезащитная обработка стропильных конструкций чердачных помещений указанных зданий. В помещении склада, расположенном на втором этаже комплексного здания (мастерские (цех), гараж), отсутствует соответствующее заполнение противопожарных преград, отделяющих его от помещений с иным классом функционального назначения. В женском корпусе здания оздоровительно-восстановительного комплекса помещение кухни не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, не оборудована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В спальном помещении женского корпуса здания оздоровительно-восстановительного комплекса расстояние от пожарного извещателя до электросветильников составляет менее 0,5 м. Ненадлежащее исполнение материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических требований, непринятие своевременных мер к устранению выявленных нарушений, с учетом предмета и цели деятельности учреждения влечет нарушение прав и законных интересов значительного числа граждан неопределенного круга лиц.
На основании изложенного с учетом уточнений просил суд обязать ФКУ «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Забайкальскому краю», УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями:
- произвести ремонт стен и потолков в камерах №;
- произвести ремонт полов в камерах №;
- обеспечить бачками с питьевой водой камеры №;
- оборудовать вмонтированными в стену зеркалами камеры №;
- произвести ремонт крана системы водоснабжения на раковине в камере №;
- произвести ремонт смывных бачков унитазов в камерах №;
- прикрепить к полу унитаз в камере №;
- прикрепить к стенам раковины в камерах №;
- обеспечить наличие плафонов на лампах электрического освещения в камерах №;
- организовать обучение ответственного за пожарную безопасность пожарно-техническому минимуму;
- обеспечить обозначение в помещении склада, расположенном на втором этаже комплексного здания (мастерские (цех), гараж), категории по пожарной и взрывопожарной опасности;
- провести расчеты категорирования по пожарной и взрывопожарной безопасности помещений производственного и складского назначения, наружных установок с привлечением специализированной организации;
- организовать проведение испытаний наружной пожарной лестницы здания пекарни;
- организовать проведение испытания наружной лестницы здания мужского корпуса в общежитии отряда по хозяйственному обслуживанию на 150 мест;
- в режимном корпусе № провести испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в установленном порядке при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком);
- обеспечить исполнительной документацией на установку пожарной сигнализации в женском, мужском корпусах зданий общежития отряда по хозяйственному обслуживанию на 150 мест и оздоровительно-восстановительного комплекса, а также в комплексном здании (мастерские (цех), гараж);
- в помещении склада, расположенном на втором этаже комплексного здания (мастерские (цех), гараж), произвести соответствующее заполнение противопожарных преград, отделяющих его от помещений с иным классом функционального назначения.
В случае недостаточности денежных средств на проведение указанный мероприятий обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю провести расчет потребности в денежных средствах, который направить в УФСИН России по Забайкальскому краю, а УФСИН России по Забайкальскому краю - направить указанную потребность в финансировании в ФСИН России.
Обязать ФСИН России в случае недостаточности денежных средств профинансировать проведение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений и обеспечению надлежащих материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических условий содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями.
Определением Ингодинского районного суда г. Читы от 16 февраля 2022 года принят отказ заместителя прокурора Забайкальского края от части исковых требований к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении обязанности устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащее материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, в части требований о возложении обязанности на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России:
-произвести ремонт стен и потолков в камерах №;
-произвести ремонт полов в камерах №;
-произвести ремонт смывных бачков унитазов в камерах №;
-обеспечить бачками с питьевой водой камеры №;
-оборудовать вмонтированными в стену зеркалами камеры №;
- заменить стекла в стеклопакете окна в камере №;
- произвести ремонт смывных бачков унитазов в камерах №;
- обеспечить наличие плафонов на лампах электрического освещения в камерах №.
- провести огнезащитную обработку стропильных конструкций чердачных помещений зданий женского, мужского корпусов общежития отряда хозяйственного обслуживания на 150 мест, оздоровительно-восстановительного комплекса и комплексного здания (мастерские (цех), гараж);
- оборудовать в женском корпусе здания оздоровительно-восстановительного комплекса помещение кухни автоматической установкой пожарной сигнализации;
- оборудовать женский корпус здания оздоровительно-восстановительного комплекса системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- в спальном помещении женского корпуса здания оздоровительно-восстановительного комплекса установить пожарный извещатель с соблюдением нормативных требований по отношению к электросветильникам.
Производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Ингодинского районного суда г. Читы от 16 февраля 2022 года постановлено: исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Обязать ФКУ «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Забайкальскому краю», УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями:
- произвести ремонт стен и потолков в камерах №;
- произвести ремонт полов в камерах №;
- обеспечить бачками с питьевой водой камеры №;
- оборудовать вмонтированными в стену зеркалами камеры №;
- произвести ремонт крана системы водоснабжения на раковине в камере №;
- произвести ремонт смывных бачков унитазов в камерах №; прикрепить к полу унитаз в камере №;
- прикрепить к стенам раковины в камерах №;
- обеспечить наличие плафонов на лампах электрического освещения в камерах №;
- организовать обучение ответственного за пожарную безопасность пожарно-техническому минимуму;
- обеспечить обозначение в помещении склада, распложенном на втором этаже комплексного здания (мастерские (цех) гараж), категории по пожарной, взрывопожарной опасности;
- провести расчеты категорирования по пожарной и взрывопожарной безопасности помещений производственного и складского назначения, наружных установок с привлечением специализированной организации;
- организовать проведение испытания наружной пожарной лестницы здания пекарни;
-организовать проведение испытаний наружной лестницы здания мужского корпуса в общежитии отряда по хозяйственному обслуживанию на 150 мест;
- в режимном корпусе № провести испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в установленном порядке при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком);
- обеспечить исполнительной документацией на установку пожарной сигнализации в женском, мужском корпусах задний общежития отряда по хозяйственному обслуживанию на 150 мест и оздоровительно-восстановительного комплекса, а также в комплексном здании (мастерские (цех) гараж);
- провести огнезащитную обработку стропильных конструкций чердачных помещений зданий женского, мужского корпусов общежития отряда хозяйственного обслуживания на 150 мест, оздоровительно-восстановительного комплекса и комплексного здания (мастерские (цех) гараж);
- в помещении склад, расположенном на втором этаже комплексного здания (мастерские (цех) гараж) произвести соответствующее заполнение противопожарных преград, отделяющих его от помещений с иным классом функционального назначения.
В случае недостаточности денежных средств на проведение указанных мероприятий обязать ФКУ «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Забайкальскому краю» провести расчет потребности в денежных средствах, который направить в УФСИН России по Забайкальскому краю, а УФСИН России по Забайкальскому краю - направить указанную потребность в финансировании во ФСИН России.
Обязать ФСИН России в случае недостаточности денежных средств профинансировать проведение ФКУ «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Забайкальскому краю» вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений и обеспечению надлежащих материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических условий содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями.
Определением Ингодинского районного суда г. Читы от 4 мая 2022 года об исправлении описки постановлено считать опечаткой указание в решении Ингодинского районного суда г.Читы от 16 февраля 2022 г. по исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении обязанности устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, фразы: «Обязать ФКУ «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Забайкальскому краю», УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России в течении четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями: - провести огнезащитную обработку стропильных конструкций чердачных помещений зданий женского, мужского корпусов общежития отряда хозяйственного обслуживания на 150 мест, оздоровительно-восстановительного комплекса и комплексного здания (мастерские (цех) гараж)».
В остальной части решение суда оставлено в прежней редакции.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Герман В.Я., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что обжалуемое решение суда является незаконным, необоснованным и подлежит отмене, поскольку при его вынесении судом были нарушены нормы материального и процессуального права, не приняты во внимание все доводы представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, имеющие значение для дела. Полагает, что истребуемый перечень мероприятий не является первостепенным, ремонтные работы проводятся по мере финансирования, однако прокурором не приведено доводов о необходимости их осуществления в принудительном порядке, не представлено каких-либо жалоб спецконтингента на действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю в данной части. Кроме того, судом не дана соответствующая оценка доводам представителей административных ответчиков о вмешательстве прокуратуры в административно-хозяйственную деятельность Учреждения и о недопустимости подмены тем самым органа, в чью компетенцию входит разрешение вопросов о формировании бюджета и выделении бюджетных ассигнований на соответствующие нужды. Также ссылается на невозможность исполнить решение суда в четырехмесячных срок с момента его вступления в законную силу по причине отсутствия у Учреждения необходимых денежных средств. Указывает, что суду были представлены документы, подтверждающие факт неоднократного запроса финансирования, в виде направления потребностей на выделение денежных средств в УФСИН России по Забайкальскому краю. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю не осуществляет приносящей доход деятельности. По мере выделения денежных средств УФСИН России по Забайкальскому краю, необходимые работы постепенно выполняются администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, что подтверждается материалами дела. Фактическое финансирование и выделение соответствующих лимитов денежных обязательств осуществляется в начале финансового года. Таким образом, финансирование следственного изолятора на 2022 год уже осуществлено, выделенных денежных средств недостаточно для выполнения всех видов работ по устранению установленных в решении суда нарушений. Полагает, что решение суда является неисполнимым в установленные судом сроки.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Кмит Н.С., поддержавшей доводы жалобы, помощника прокурора Забайкальского края по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Филиппова А.Г. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проведения проверки прокуратурой Забайкальского края в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю с участием специалистов Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чита УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в период с 02.08.2021 по 13.08.2021 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, было установлено, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю не обеспечены надлежащие условия содержания, в нарушение указанных в административном иске правовых норм допущены указанные административным истцом нарушения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта наличия заявленных прокурором нарушений прав лиц, содержащихся в следственном изоляторе, обоснованности требований и удовлетворил заявленные прокурором требования.
С выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований к ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю о возложении обязанности на данных административных ответчиков устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с Уставом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия Учреждения осуществляет ФСИН России, собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (пункт 1.2); ФСИН России в отношении Учреждения осуществляет контроль деятельности за использованием закрепленного за ним имущества (пункт 4.2); УФСИН России по Забайкальскому краю в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль использования закрепленного за Учреждением имущества (пункт 4.3). Начальник Учреждения в установленном порядке распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными Учреждению из федерального бюджета, и несет ответственность за их целевое использование (пункт 4.4). Источниками формирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (пункт 5.8). Заключение и оплата Учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных ранее обязательств (пункт 5.10).
В соответствии с договором № 76-09 от 4 апреля 2018 г. ФСИН России передало ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю в оперативное управление имущество с целью осуществления задач, возложенных на Учреждение уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, согласно приложению 1, включающее все недвижимое имущество, используемое в последующем исправительным учреждением. Согласно условиям данного договора Учреждение обязуется нести расходы по содержанию переданного имущества, поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт (пункт 2.1.4).
Поскольку устранение выявленных нарушений с целью обеспечения надлежащих материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических условий в помещении следственного изолятора охватывается понятиями текущий и капитальный ремонт, что является договорной обязанностью ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, подлежащей исполнению в натуре, ее возложение на иных лиц вышеприведенному регулированию не соответствует.
Вследствие чего решение суда в части удовлетворения требований к ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю о возложении обязанности на данных административных ответчиков устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями нельзя признать законным и обоснованным, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ в указанной части оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в этой части.
Оснований не согласиться с решением суда в остальной части судебная коллегия не находит.
В связи с тем, что устранение выявленных нарушений с целью обеспечения надлежащих материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических условий является обязанностью ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, возложение обязанности по устранению недостатков на данного административного ответчика является правомерным.
По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу данных норм закона кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
В силу приведенных положений и разъяснений закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России. Следовательно, при недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю средств, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет ФСИН России.
Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства не будет являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, поскольку выполнение данной обязанности предусмотрено действующим законодательством в целях устранения выявленных нарушений, обязанности по выполнению которых не исполняются.
При таком положении решение суда в части возложения обязанностей на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю в случае недостаточности денежных средств провести расчет потребности в денежных средствах, который направить в УФСИН России по Забайкальскому краю, на УФСИН России по Забайкальскому краю - направить указанную потребность в финансировании во ФСИН России, на ФСИН России - в случае недостаточности денежных средств профинансировать проведение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю указанные в решении решении мероприятия, является правильным.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, в связи с чем, подлежат отклонению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ингодинского районного суда г. Читы от 16 февраля 2022 года в части возложения обязанности на УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России устранить выявленные нарушений и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями, отменить, в иске в этой части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи