Дело № 33а-2182/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 13 апреля 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А. и Муратовой С.В.
при секретаре Степановой Д.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 26 января 2017 года оспаривании решения таможенного органа.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Выборгской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России, в котором просил признать незаконными требование Выборгской таможни об уплате таможенных платежей от 18.07.2016 г. №523 и отказ в освобождении от уплаты таможенного платежа.
В обоснование административного иска указывалось, что 05.08.2016 г. в адрес ФИО1 поступило требование Выборгской таможни от 18.07.2016 г. №523 об уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты> в связи с невывозом ввезенного транспортного средства №.
Ранее в адрес Выборгской таможни административным истом направлялась справка о пожаре от 17.06.2016 г., выданная отделом надзорной деятельности Гатчинского района ГУ МЧС России по Ленинградской области, в которой сообщалось, что 22.12.2014 г. произошел пожар в указанном автомобиле по причине аварийного режима участка электросети.
В целях урегулирования спора административный истец обращался в Выборгскую таможню с просьбой не производить взыскание таможенных платежей, так как невывоз иностранного транспортного средства произошел из-за его безвозвратной утраты.
Административный истец, ссылаясь на подп. 3 п. 2 ст. 80 ТК ТС, полагал, что обязанность по уплате таможенных пошлин в отношении данного транспортного средства у него прекращена, поскольку оно уничтожено (безвозвратно утрачено) вследствие аварии, непреодолимой силы.
В суде первой инстанции административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали.
Представитель Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России ФИО3 возражал против удовлетворения требований административного иска.
В возражениях представителя Выборгской таможни указывалось на несостоятельность доводов административного иска, поскольку факт уничтожения транспортного средства не исключает возможности его вывоза или помещения под соответствующую таможенную процедуру, автомобиль не выбыл из владения декларанта. Срок временного ввоза максимально допустимый нарушен более года и по настоящее время транспортное средство не вывезено за пределы таможенного союза.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 26 января 2017 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
На поставленное судом решение ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, полагая, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены процессуальные нормы.
В жалобе отмечается, что суд неверно расценил уничтожение транспортного средства вследствие пожара как не относящееся к влиянию непреодолимой силы.
Относительно апелляционной жалобы от представителя Выборгской таможни поступили возражения о несостоятельности ее доводов и законности решения суда.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 11.11.2014 года через таможенный пост МАПП Брусничное Выборгской таможни ФИО1 временно ввез на территорию Российской Федерации принадлежащий ему автомобиль №
Автомобиль помещен под таможенный режим временного ввоза для личного пользования без уплаты таможенных платежей на срок до 11.02.2015 года.
До истечения установленного срока временного ввоза ФИО1 не были совершены действия, связанные с декларированием № с целью выпуска в свободное обращение, его обратного вывоза или помещения под иные таможенные процедуры. Сведения о дальнейшем оформлении этого транспортного средства, а также иных обстоятельствах его пребывания на таможенной территории ЕАЭС отсутствуют.
В силу статьи 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с п. 2 ст. 358 ТК ТС, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Исходя из положений п. 5 ст. 358 ТК ТС, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 г.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Согласно п. 3 ст. 11 Соглашения до истечения срока временного ввоза транспортные средства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Как следует из п. 5. ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза.
В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 79 ТК ТС являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Декларантом временно ввезенного автомобиля, является ФИО1, на которого в соответствии с требованиями вышеизложенных законоположений возложена обязанность по истечении срока временного ввоза уплатить таможенные пошлины за временно ввезенное транспортное средство.
Однако, в срок, установленный таможней, автомобиль не вывезен, таможенные платежи не уплачены.
21.06.2016 г. Выборгской таможней составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей в федеральный бюджет.
В адрес ФИО1 Выборгской таможней направлено требование об уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, из них таможенные платежи – <данные изъяты> пени – <данные изъяты>
Пунктом 6 ст. 358 ТК ТС установлено, что в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 4 ТК ТС авария - это вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства. Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.
Административный истец в обоснование доводов утверждает, что с его автомобилем №, VIN: № произошла авария (поджог), по факту которого ОНД Гатчинского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области проведена проверка.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что протокол осмотра места происшествия составлен старшим дознавателем ОНД Гатчинского района УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО4 лишь 17.06.2016 года по заявлению ФИО1 от 17.06.2016, то есть спустя 1 год и 5 месяцев и за пределами установленного таможенным органом срока временного ввоза.
Протокол осмотра содержит информацию о том, что был произведен осмотр автомобиля № и установлено, что сгорели сгораемые части автомобиля.
Между тем указанный протокол осмотра места происшествия, иные материалы проверки не содержат информации об идентификационном номере автомобиля, поджог которого произошел.
Отсутствие информации об идентификационном номере автомобиля по мнению судебной коллегии не служит основанием для вывода о том, что в результате поджога был уничтожен именно автомобиль №, VIN: №.
Совокупность изложенных обстоятельств, указывает на несостоятельность утверждения административного истца об уничтожении транспортного средства, помещенного под процедуру временного ввоза, вследствие пожара.
Довод жалобы об отсутствии у административного истца обязанности по уплате таможенных платежей в связи с уничтожением транспортного средства в результате пожара не может быть принят во внимание, поскольку таможенным органом не признан в соответствии с положениями п. 6 ст. 358 ТК ТС факт аварии или действия непреодолимой силы.
Согласно ст. 307 ТК ТС уничтожение - таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Таможенная процедура уничтожения может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.
Заключение не требуется в случаях, когда товары безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения должны быть представлены документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
В этой связи, следует также отметить, что декларант должен был вывезти поврежденный автомобиль за пределы территории Таможенного союза, поскольку такая возможность не исключается, или, в соответствии с положениями главы 42 ТК ТС поместить это транспортное средство под таможенную процедуру уничтожения.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут повлечь отмену судебного решения.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 26 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Судья Вериго Н.Б.