ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2183/2017 от 07.03.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Варгас О.В.

Судья-докладчик Каракич Л.Л. По делу № 33а-2183/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 марта 2017 года г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Каракич Л.Л.,

судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И.,

при секретаре Колесниковой К.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Братского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1к Иркутской таможне о признании незаконным отказа в выдаче паспорта транспортного средства

по апелляционной жалобе Иркутской таможни на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 2 декабря 2016 года, которым требования Братского транспортного прокурора в интересах ФИО1удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Каракич Л.Л., объяснения представителя Иркутской таможни ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Салимова А.Р., возражавшего против жалобы, судебная коллегия по административным делам

УСТАНОВИЛА:

Братский транспортный прокурор в интересах ФИО1обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа Братского таможенного поста Иркутской таможни в выдаче ФИО1 паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль (данные изъяты).

В обоснование требований указано, что ФИО1, как член семьи участника Государственной программы переселения в Российскую Федерацию соотечественников, ФИО1 (сына) в сентябре 2015 года переехал из Республики Казахстан на постоянное место жительство в Иркутскую область. Для личного пользования он ввез на территорию РФ приобретенный на территории Республики Казахстан принадлежащий ему автомобиль.

ФИО1 обратился в Братский таможенный пост с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства, к которому приложил соответствующие документы. Письмом от Дата изъята в оформлении и выдаче ПТС ему было отказано со ссылкой на необходимость представления сертификата соответствия и уплаты утилизационного сбора.

Полагая отказ незаконным, нарушающим национальное и международное законодательство, права собственника, прокурор просил обязать Братский таможенный пост Иркутской таможни выдать ФИО1 паспорт транспортного средства на автомобиль без уплаты утилизационного сбора и без подтверждения соответствия автомобиля экологическому классу не ниже действующего (ЕВРО 4).

В судебном заседании административные исковые требования были поддержаны представителем административного истца.

Представитель Иркутской таможни исковые требования не признал, ссылаясь на то, что на членов семьи участников программы переселения таможенные льготы не распространяются.

Решением суда отказ в выдаче ПТС признан незаконным, на Братский таможенный пост возложена обязанность выдать ФИО1 ПТС на автомобиль без представления сертификата соответствия и уплаты утилизационного сбора.

В апелляционной жалобе представитель Иркутской таможни просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что суд неправильно определил существенные обстоятельства и нарушил нормы материального права.

Настаивает на том, что ФИО1, как член семьи участника Государственной программы по переселению соотечественников, не имеет право на льготы, предусмотренные для участника Программы – его сына ФИО1 и на него не распространяется требование подпункта 5 пункта 3 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Выдача ПТС ФИО1 возможна только при подтверждении экологического класса транспортного средства и уплаты утилизационного сбора.

Братским транспортным прокурором на жалобу принесены возражения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 прибыл из Республики Казахстан для постоянного проживания в Иркутскую область в качестве члена семьи сына - ФИО1, который является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В свидетельстве Номер изъят, выданном участнику Программы ФИО1, имеется соответствующая запись.

При переселении ими в составе личного имущества был ввезен в Российскую Федерацию автомобиль (данные изъяты), государственный регистрационный номер Номер изъят, от Дата изъята Номер изъят, выданный органами государственной автомобильной инспекции Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан на имя ФИО1

Дата изъята ФИО1 обратился в Братский таможенный пост Иркутской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства (ПТС) на автомобиль, в чем ему было отказано.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств для личного пользования регулируется главой 45 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском 18 июня 2010 года, Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 311.

Согласно статье 150 Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российская Федерация на основании Договора о таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.

В целях содействия в реализации права соотечественников, постоянно проживающих в иностранных государствах, на возвращение в Российскую Федерацию, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с пунктом 6 Государственной программы к членам семьи участника Государственной программы, переселяющимся совместно с ним на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, относятся его родители. В рамках Госпрограммы участники и члены их семьи наделены равными правами.

В частности, в силу пунктов 19, 44 Государственной программы ее участник и члены его семьи освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Аналогичная льгота предусмотрена пунктом 24 Приложения № 3 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза от 18 июня 2010 года, согласно которому от уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых в государство - член Евразийского экономического союза, освобождаются участники национальных программ содействия добровольному переселению и члены их семей.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу статьи 2 Федерального закона «О техническом регулировании» технический регламент является документом, принятым международным договором, ратифицированным в установленном порядке и устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе продукции.

Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 9 декабря 2011 года № 877 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

По общему правилу транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в целях эксплуатации, должны соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом Таможенного союза, в том числе, по уровню выбросов для различных экологических классов транспортных средств.

На основании статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1989 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, с учетом их технических характеристик и износа.

В соответствии с пунктом 6 настоящей статьи утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Порядок выдачи на автомобиль паспорта транспортного средства урегулирован Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года № 496/192/134. Согласно пункту 6 Положения обязанность по выдаче ПТС на транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, возложена на таможенные органы, уполномоченные ФТС России.

Согласно абзацу 4 пункта 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, паспорта не выдаются.

В то же время, пунктом 71 Положения предусмотрено, что требования абзаца четвертого пункта 70 не распространяются на транспортные средства, принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

Аналогичные нормы содержит международное законодательство.

Так, в соответствии со статьей 352 Таможенного кодекса Таможенного союза к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования.

Согласно пункту 3 статьи 4 Соглашения к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, меры технического регулирования не применяются.

Пунктом 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 также предусмотрено, что его действие не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (подпункт 5).

Как следует из письма от Дата изъята , Братским таможенным постом в выдаче ПТС на автомобиль ФИО1 отказано со ссылкой на необходимость уплатить утилизационный сбор и подтвердить соответствие транспортного средства экологическому классу – 4, поскольку право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений не распространяется на членов семьи участника Государственной программы.

Анализируя приведенные нормы законодательства, суд первой инстанции сделал обоснованное суждение о том, что согласно содержанию пункта 71 Положения о паспортах транспортных средств ограничения в выдаче ПТС, установленные абзацем 4 пункта 70 не распространяются на транспортные средства, принадлежащие всем физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, без дифференциации их статуса. При этом Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников участники программы и члены их семьи наделены равными правами.

Таким образом, из содержания норм международного и национального законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, в их взаимосвязи с положениями Государственной программы, следует, что используемые в пункте 71 Положения о паспортах транспортных средств понятие «физическое лицо, переселяющееся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства» и в пункте 6 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие «участник» Государственной программы включает в себя как непосредственно участников Государственной программы, так и членов семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на определенных указанной Программой условиях.

Иное толкование противоречило бы целям и задачам Государственной программы по содействию переселения в Российскую Федерацию соотечественников.

Проверяя законность отказа таможни в выдаче паспорта транспортного средства, суд первой инстанции оценил представленные доказательства, доводы административного истца и возражения административного ответчика, и пришел к выводу о том, что отказ в выдаче паспорта транспортного средства является незаконным, противоречит нормам закона, нарушает права ФИО1, и удовлетворил административные исковые требования Братского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1.

Судебная коллегия полагает возможным с указанными выводами суда первой инстанции согласиться, поскольку они основаны на фактически установленных обстоятельствах и нормам материального права не противоречат.

Доводы апелляционной жалобы повторяющие правовую позицию административного ответчика, изложенную в возражениях на исковые требования, которой в решении суда дана мотивированная оценка, и судебной коллегией отклоняются по выше изложенным мотивам.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 2 декабря 2016 года по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Л. Каракич

Судьи Л.В. Гусарова

Р.И. Харин