Судья: Антонова О.А. Дело <данные изъяты>а-22040/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Вороновой М.Н., судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М., при секретаре - помощнике судьи Галстян Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 31 августа 2020 года апелляционную жалобу Фролова Н.Д. на решение Лыткаринского городского суда Московской области от 10 августа 2020 года по делу по административному исковому заявлению кандидата Фролова Н. Д. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии городского округа Лыткарино от 28.07.2020 № 58/8 «О регистрации Семененко А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Лыткарино по многомандатному избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Лыткарино, назначенных на 13 сентября 2020 года». Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н., объяснения представителя Фролова Н.Д. – Журавлева А.Е., представителя избирательной комиссии городского округа Лыткарино – Ефимовой Е.А., заключение прокурора Ищенко Е.И., установила: решением Совета депутатов городского округа Лыткарино Московской области от 23.06.2020 № 543/64 на 13.09.2020 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Лыткарино. Решением Избирательной комиссии городского округа Лыткарино Московской области от 31.07.2020 № 77/9 Фролов Н. Д. зарегистрирован кандидатом в депутаты на предстоящих выборах по многомандатному избирательному округу № 3; основание регистрации – выдвижение МООПП «ЛДПР». Решением этой же избирательной комиссии от 28.07.2020 № 58/8 кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу зарегистрирован Семененко Андрей Алексеевич, основание регистрации – подписи избирателей в поддержку самовыдвижения. Считая данное решение незаконным, Фролов Н.Д. 04.08.2020 обратился в суд с административным иском о его отмене, ссылаясь на нарушение его, истца, избирательных прав и принципа равенства всех кандидатов. Указал, что решение о регистрации Семененко А.А. кандидатом в депутаты принято избирательной комиссией с нарушением требований пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), поскольку в избирательной комиссии отсутствовали документы, необходимые для выдвижения и регистрации данного кандидата; какие – не конкретизировано. Решением Лыткаринского городского суда Московской области от 10 августа 2020 года административный иск оставлен без удовлетворения. Не соглашаясь с данным решением, Фролов Н.Д. обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, указывая, что суд дал неверную правовую оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, допустил существенные нарушения процессуального закона. Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц и заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему. В соответствии со статьей 204 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме. Носители информации, полученной с использованием судом стенографирования и (или) иных технических средств, приобщаются к протоколу (часть 4 статьи 205 КАС РФ). Как следует из письменного протокола судебного заседания по настоящему административному делу, состоявшегося 10.08.2020, разбирательство дела началось в 10:10, при этом указано, что аудиопротоколирование не ведется (л.д. 78). Таким образом, суд начал судебное заседание, заведомо зная, что аудиопротоколирование не ведется. На последней странице протокола указано, что аудиозапись судебного заседания осуществлялась на диктофон (л.д. 81), при этом носитель информации к протоколу судебного заседания не приобщен. Согласно имеющейся в материалах дела справке от 10.08.2020, подписанной судьей и секретарем судебного заседания, ввиду перепада электрического напряжения, сбоя в работе диктофона, аудиопротокол судебного заседания от 10.08.2020 отсутствует (л.д. 82). Вместе с тем, отклоняя замечания административного истца на протокол, судья в определении от 14.08.2020 указал, что при рассмотрении административного дела велось аудиопротоколирование, которое отражает все сведения о разбирательстве дела (л.д. 95-96). Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущено нарушение правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания. Согласно части 1 статьи 206 КАС РФ протокол судебного заседания или совершенного вне судебного заседания отдельного процессуального действия должен отражать все существенные сведения о разбирательстве административного дела или совершении отдельного процессуального действия. В силу пункта 9 части 3 указанной выше статьи в протоколе судебного заседания в обязательном порядке указываются устные заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей. В нарушение требований процессуального закона из письменного протокола судебного заседания от 10.08.2020 (оно же единственное по делу) невозможно установить, какие объяснения давал представитель административного истца в ходе судебного разбирательства. Как было указано выше, поданные административным истцом замечания на письменный протокол отклонены судом. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае отсутствия в деле протокола судебного заседания, нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания. При таких данных постановленное по делу решение подлежит отмене как постановленное с существенными нарушениями процессуального закона. Рассматривая административное дело, судебная коллегия установила следующее. В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ). В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ, определяющему основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (статья 2). Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 названного Федерального закона). Фролов Н.Д. и Семененко А.А. являются зарегистрированными кандидатами на предстоящих 13.09.2020 выборах депутатов Совета депутатов городского округа Лыткарино Московской области по многомандатному избирательному округу № 3, основание регистрации Фролова Н.Д. - выдвижение избирательным объединением, Семененко А.А. – подписи избирателей в поддержку самовыдвижения. В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются (применительно к кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления) документы, предусмотренные пунктами 2.2 и 3 статьи 33 Закона. Из материалов дела усматривается, что 10.07.2020 Семененко А.А. представил в ИК городского округа Лыткарино заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты на предстоящих выборах, а также необходимый пакет документов. Представитель Фролова Н.Д. пояснил судебной коллегии, что под отсутствием документов, необходимых для регистрации Семененко А.А. кандидатом в депутаты, он имеет в виду отсутствие копии паспорта и копии справки с места работы, заверенных лично кандидатом, а также копии диплома об образовании, заверенной кандидатом в соответствии с положениями ГОСТа. Действительно, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с тем, Семененко А.А. лично представил в ИК городского округа Лыткарино подлинный паспорт; копия данного документа была изготовлена и заверена членом комиссии, принимавшим документы. Данная ситуация предусмотрена частью 3.1 статьи 23 Закона Московской области «О муниципальных выборах». Также из материалов дела усматривается, что Семененко А.А. представил в избирательную комиссию подлинную справку с места работы, подтверждающую указанные им в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом сведения о месте работы и занимаемой должности (л.д. 31). В этой связи отсутствовала необходимость представлять в комиссию заверенную копию данной справки. Представленная в ИК копия диплома о высшем профессиональном образовании заверена лично кандидатом Семененко А.А. (л.д. 33). Действующим избирательным законодательством требования к порядку заверения документов подавшим их кандидатом не предусмотрены. Следует отметить, что смысл требований, установленных положениями статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, состоит в обеспечении полной и объективной информированности избирательной комиссии о данных лица, претендующего на регистрацию в качестве кандидата, то есть в обеспечении возможности идентифицировать лицо, обратившееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить, сообщает ли это лицо достоверные сведения о себе и о своем имуществе, не имеется ли у него ограничений пассивного избирательного права. Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей. Решением ИК городского округа Лыткарино от 25.06.2020 № 11/3 определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу № 3 - 10 подписей, а также количество подписей, подлежащих проверке, - все 100% из числа представленных кандидатом. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что кандидат Семененко А.А. представил в ИК городского округа Лыткарино 3 подписных листа, содержащие 13 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения. Основания для признания подписей недействительными установлены п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Представитель административного истца пояснил судебной коллегии, что все подписи, представленные кандидатом, являются недействительными, так как в них отсутствует информация о занимаемой Семененко А.А. должности; кроме того, все избиратели, а также сборщик подписей указали неполную информацию об адресе своего места жительства, а именно: не указан субъект РФ, в котором они проживают. В силу пункта 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно Приложениюриложению № 8 к настоящему Федеральному закону. Как следует из данной формы, в «шапке» подписного листа в обязательном порядке должны быть указаны место работы, занимаемая должность или род занятий кандидата. Действительно, в силу пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. Вместе с тем, в рассматриваемом случае в подписных листах кандидат Семененко А.А. указал сведения о своем месте работы и занимаемой должности: АО «Лыткаринский завод оптического стекла», начальник службы № 69. Данная информация соответствует как информации, указанной им в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом, так и фактическим обстоятельствам дела: согласно трудовой книжке Семененко А.А., его должность имеет как развернутое, так и сокращенное наименование (л.д. 36, об.). В силу пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист. Из материалов дела усматривается, что во всех подписных листах в графе «Адрес места жительства избирателя» наименование субъекта РФ указано как «МО»; при этом сокращение наименования региона Российской Федерации – Московская область - в рассматриваемом случае является общеупотребительным, не препятствуют однозначному восприятию этих сведений, - выборы проводятся в городском округе Лыткарино Московской области; город с таким наименованием единственный в Московской области и в РФ. Действительно, сборщик подписей в сведениях об адресе своего места жительства не указал наименование субъекта РФ. Вместе с тем, согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. В рассматриваемом случае сборщик подписей указал город, в котором проживает, – Лыткарино; город с таким наименованием - единственный в Московской области и в РФ. Кроме того, сборщиком подписей являлся сам кандидат Семененко А.А.; в «шапке» подписного листа он указал, что проживает в городе Лыткарино Московской области (л.д. 42-44). В силу положений части 1 статьи 62 КАС РФ административный истец по делам о защите избирательных прав в случае оспаривания решения о регистрации другого кандидата (списка кандидатов) обязан не только доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, но и указать конкретные нарушения избирательного законодательства, свидетельствующие о незаконности регистрации кандидата (списка кандидатов). При таких данных, отменив решение суда первой инстанции, судебная коллегия постановляет новое решение об отклонении заявленного кандидатом Фроловым Н.Д. административного иска. На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Лыткаринского городского суда Московской области от 10 августа 2020 года отменить. Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления кандидата Фролова Н. Д. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии городского округа Лыткарино от 28.07.2020 № 58/8 «О регистрации Семененко А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Лыткарино по многомандатному избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Лыткарино, назначенных на 13 сентября 2020 года» - отказать. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |