Судья Пластова Т.В. Дело№33а-2204/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.
судей Степановой Л.А., Луковкиной Е.О.
при секретаре Паниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степановой Л.А.
дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ивановской области, призывной комиссии муниципального образования Фрунзенского и Ленинского районов города Иваново на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 06 июля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к призывной комиссии муниципального образования Фрунзенского и Ленинского районов города Иваново об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново от 01 июня 2018 года в отношении ФИО1 о не прохождении военной службы по призыву, не имея на то законных оснований; признать за ФИО1 право на получение военного билета без отметок о непрохождении военной службы по призыву, не имея на то законных оснований, обязать военной комиссариат Ивановской области выдать военный билет в установленные сроки.
Требования мотивированы тем, что на протяжении всего периода обучения в ГПС МЧС России указанным образовательным учреждением осуществлялось взаимодействие с военным комиссариатом путем направления документов, подтверждающих право на отсрочку от призыва на военную службу. После окончания обучения в указанном образовательном учреждении в 2012 году ФИО1 был откомандирован в ФГКУ «13 ОФПС по МО», где был назначен на должность начальника караула 67 пожарно-спасательной части и до достижения 27 лет службу не прерывал, контракт не расторгал. Ссылаясь на Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, административный истец полагает, что он имел законные основания для непрохождения военной службы в Вооруженных силах РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 06 июля 2018 года исковые требования ФИО1 удовлетворены: решение призывной комиссии муниципального образования Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново от 01 июня 2018 года, принятое в отношении ФИО1 в части признания его «не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований» признано незаконным; на призывную комиссию муниципального образования Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново возложена обязанность восстановить нарушенные право ФИО1 и повторно рассмотреть вопрос о зачислении ФИО1 в запас и выдаче военного билета.
Не согласившись с решением суда, представителем Военного комиссариата Ивановской области и призывной комиссии муниципального образования Фрунзенского и Ленинского районов города Иваново была подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново и заинтересованного лица Военного комиссариата по Ивановской области не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный истец ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, полагая, решение суда законным и обоснованным.
Выслушав административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено, что с 13 января 2006 года ФИО1 состоял на воинском учете в военном комиссариате Ленинского района г. Иваново.
На основании приказа Ивановского института ГПС МЧС России от 30 августа 2007 года № 189 л/с ФИО1 зачислен курсантом факультета инженеров пожарной безопасности сроком обучения с 01 сентября 2007 года по 01 февраля 2011 года.
С 01 февраля 2011 года по 31 июля 2012 года ФИО1 проходил обучение в качестве курсанта в ФГБОУ ВПО Ивановский институт государственной противопожарной службы МЧС России.
Сведения об обучении ФИО1 в указанном учебном заведении по очной форме обучения ежегодно в период его обучения направлялись в военный комиссариат Ленинского района г. Иваново, в связи с чем ему предоставлялась отсрочка от прохождения военной службы по призыву.
Приказом ГУ МЧС России по Московской области от 02 августа 2012 года № 74-нс ФИО1 с 31 июля 2012 года назначен на должность начальника караула 67 пожарной части ФГКУ « 12 отряд ФПС по Московской области».
27-летнего возраста ФИО1 достиг <адрес>
Приказом ГУ МЧС России по Московской области от 29 июня 2017 года № 63-нс ФИО1 с 30 июня 2017 года уволен из ФПС ГПС МЧС России на основании п.2 ч.2 ст. 83 ФЗ № 141-ФЗ от 23 мая 2016 года.
01 июня 2018 года решением призывной комиссии муниципального образования Фрунзенского и Ленинского районов г. Иваново ФИО1 зачислен в запас на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с выдачей справки взамен военного билета.
Указанное решение принято в связи с достижением административным истцом 27-летнего возраста и не представлением документов, подтверждающих право на предоставление отсрочки от прохождения военной службы, с момента окончания отсрочки от прохождения военной службы, то есть с июля 2012 года.
Разрешая заявленные ФИО1 требования, суд пришел к выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для принятия оспариваемого решения. При этом суд исходил из того, что административный истец проходил обучение и дальнейшую службу в органах Государственной противопожарной службы, в связи с чем имел право на предоставление ему отсрочки на основании п. "з" ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Кроме того, в спорном периоде в отношении истца призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу.
В апелляционной жалобе оспариваются указанные выводы суда как несоответствующие обстоятельствам дела и указывается на законность и обоснованность принятого в отношении ФИО1 решения.
Эти доводы, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего возникшие правоотношения, не являются основанием для отмены решения суда, по существу они сводятся к изложению обстоятельств, исследованных судом первой инстанции, и к выражению несогласия заинтересованной стороны с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Доводы жалобы предметом проверки суда первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом решении с указанием норм права, регулирующих спорные административные правоотношения.
Оснований для переоценки доказательств и иного применения норм процессуального права у Судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и административный спор по существу разрешен верно, оценка имеющимся в настоящем административном деле доказательствам дана судом в полном соответствии со статьей84 КАС РФ.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 поименованного Закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).
Статья 28 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663.
В силу пункта 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в пункте 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установил требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Закона N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
В силу пп. «з» ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях.
В силу Положения о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 719 от 27 ноября 2006 года воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением. Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков. Руководители соответствующих органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах, а также обучение в образовательных организациях указанных органов.
Согласно приказу МЧС России от 03 ноября 2011 N 668 снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в ФПС ГПС на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам организаций, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков (приложение N 5). Военные билеты приобщаются в личное дело сотрудников. Кадровые подразделения организаций МЧС России представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы, а также обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России. При увольнении граждан со службы кадровые подразделения организаций МЧС России письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения (приложение N 6).
Принимая во внимание, что ФИО1 после окончания высшего учебного заведения вплоть до достижения возраста 27 лет проходил службу в органах Государственной противопожарной службы, что предоставляло административному истцу права на предоставление отсрочки, суд пришел к правильному выводу о незаконности принятого в отношении административного истца призывной комиссией решения о зачислении его в запас как гражданина, непрошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы жалобы о том, что после снятия ФИО1 с воинского учета в военном комиссариате Ленинского района г. Иваново административный истец не был поставлен на воинский учет по месту жительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из указанных выше правовых норм зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в ФПС ГПС на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам организаций, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.
Утверждение административного ответчика о том, что на момент принятия решения, по поводу которого возник спор, он не располагал всеми необходимыми документами, в том числе изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для дела, не опровергают, а, напротив, свидетельствуют о том, что решение призывной комиссии было принято по неполно затребованным документам.
Ссылка представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, что сведений о прохождении ФИО1 службы в ФПС ГПС не имелось, военным комиссариатом осуществлялся розыск ФИО1, обоснованно отклонена судом как несостоятельная, поскольку из представленных в материалы дела документов следует, что истцом сообщалось о том, что он будет проходить службу в ГУ МЧС России по Московской области. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, запросами в военный комиссариат Московской области, где военный комиссариат Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново ссылается на данную информацию.
Как верно отметил суд, располагая сведениями об убытии ФИО1 к месту службы в ГУ МСЧ по Московской области, военный комиссариат по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново, тем не менее, необходимую информацию в указанной службе не запрашивал, за спорный период времени в отношении административного истца никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу не осуществлял, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ФИО1 не направлял.
Таким образом, оснований для вынесения обжалуемого решения у административного ответчика не имелось.
В целом доводы жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, но не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Иваново от 06 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Ивановской области, призывной комиссии муниципального образования Фрунзенского и Ленинского районов города Иваново – без удовлетворения.
Председательствующий Мудрова Е.В.
Судьи Степанова Л.А.
Луковкина Е.О.