Судья Иванова Н.В. дело № 33а-56/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 17 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А.,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора города Йошкар-Олы на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
9 октября 2018 года, которым постановлено:
прокурору города Йошкар-Олы в удовлетворении административного искового заявления, предъявленного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о признании информации о предоставлении услуг по оформлению фиктивной временной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации за вознаграждение, размещенной в сети «Интернет» на сайте
http://propiska-help.ru, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор города Йошкар-Олы, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации о предоставлении услуг по оформлению фиктивной временной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации за вознаграждение, размещенной в сети «Интернет» по электронному адресу:
http://propiska-help.ru, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки Интернет-ресурсов на предмет исполнения требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства о противодействии коррупции установлено, что в сети «Интернет» на сайте с адресом http://propiska-help.ru размещена информация о предоставлении услуг по оформлению фиктивной временной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации за вознаграждение. Ссылаясь на положения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статью 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, прокурор указал, что названная информация, размещенная на сайте, потворствует совершению коррупционных правонарушений в сфере миграции, использованию поддельных документов для получения ИНН, медицинского полиса и т.д.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурором города Йошкар-Олы ставится вопрос об отмене решения суда по основанию нарушения судом норм материального права. Приводя определение понятия «фиктивная регистрация по месту жительства», данное в Федеральном законе от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», прокурор указывает, что из содержания информации, размещенной в сети «Интернет» по электронному адресу: http://propiska-help.ru, следует, что собственники жилых помещений за вознаграждение готовы зарегистрировать иностранного гражданина по месту жительства. Денежное вознаграждение уплачивается иностранными гражданами собственникам лишь за регистрацию по месту жительства, то есть фактическое проживание иностранных граждан в жилых помещениях, где они будут зарегистрированы, не предполагается.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) явку представителя не обеспечила, заинтересованное лицо ФИО1 - владелец доменного имени
propiska-help.ru в судебное заседание не явился. Указанные лица извещены о времени и месте рассмотрения апелляционного представления прокурора, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения прокурора Назарова А.А., поддержавшего апелляционное представление, изучив материалы административного дела, доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В статье 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
В силу пунктов 3, 5 части 1 статьи 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; под регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства понимается фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства. Фиктивной регистрацией по месту жительства признается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания (пункт 10 части 1 статьи 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр) (часть 1 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 этого же федерального закона вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, на сайте в сети «Интернет» http://propiska-help.ru предлагается оказание содействия в оформлении постоянной регистрации по месту жительства в <...> и <адрес>. Так, на интернет-страницах данного сайта представлена, в частности, информация о том, какие социальные льготы и преимущества дает регистрация (прописка) в <...> – «устроиться на престижную работу, устроить детей в учебные заведения, получить заграничный паспорт и т.д.», указаны основания регистрации – «договор безвозмездного пользования или заявление собственника жилого помещения», процедура регистрации – «с собственником лично подаете документы в паспортный стол/УФМС, лично получаете», место прописки – «регистрация производится в квартиру или частный дом собственника», а также стоимость регистрации в Москве - от <...> рублей и в области - от <...> рублей.
В обоснование требования о признании размещенной на указанном сайте в сети «Интернет» информации информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор города Йошкар-Олы указал, что размещенная информация свидетельствует о предоставлении услуг по оформлению фиктивной временной регистрации иностранных граждан на территории Российской Федерации за вознаграждение.
Осмотр интернет-ресурса показал, что информация общедоступна в сети «Интернет» на сайте http://propiska-help.ru.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав данные об услугах по регистрации по месту жительства в <...> и <адрес>, о предоставлении которых содержится информация на сайте http://propiska-help.ru, дав оценку тексту публикации на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства, пришел к выводу о том, что из него с очевидностью не следует, что он содержит информацию о предложении услуг по фиктивной регистрации.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, поскольку содержательное наполнение веб-сайта http://propiska-help.ru, формулировка предложений об услуге - содействии в оформлении регистрации по месту жительства от собственника, в тексте которых не упоминается о заселении и проживании в жилом помещении, в которое производится регистрация, при этом приводится алгоритм действий по регистрации, указывается стоимость регистрации, делается акцент на социальных услугах и льготах, которые предоставляются гражданам, имеющим регистрацию в <...> и <адрес>, однозначно свидетельствует о том, что регистрация граждан по месту жительства в <...> и <адрес> предлагается фиктивная, то есть осуществляемая без намерения лица проживать в соответствующем жилом помещении, где оно регистрируется, а также без намерения собственника соответствующего жилого помещения предоставить лицу это жилое помещение для проживания.
Таким образом, контент сайта, в частности его текстовая часть, дает представление о том, что регистрация по месту жительства, производимая при посредничестве лиц, предлагающих оказание содействия в регистрации, будет носить формальный характер, не повлечет правовых последствий в виде проживания по месту регистрации, цель такой регистрации - получение возможности пользоваться социальными услугами, которые предоставляются лицам, зарегистрированным по месту жительства в <...> и <адрес>.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.
В рассматриваемом случае судебная коллегия считает достаточными и бесспорными доказательства нарушения требований закона размещением приведенной информации на Интернет-сайте http://propiska-help.ru ввиду наличия в Российской Федерации уголовной ответственности за фиктивную регистрацию. Материалы дела содержат скриншоты с изображением страниц названного сайта, акты осмотра Интернет-ресурса, подтверждающие установленные обстоятельства.
Тот факт, что на день рассмотрения апелляционного представления прокурора в суде апелляционной инстанции сайт временно отключен по причине закрытия на реконструкцию, не исключает правомерность требований прокурора города Йошкар-Олы.
Таким образом, административный иск прокурора основан на законе и подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения доменного имени propiska-help.ru в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
9 октября 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административный иск прокурора города Йошкар-Олы удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте http://propiska-help.ru, с предложением оказания содействия в оформлении регистрации по месту жительства в <...> и <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Председательствующий | О.А. Петрова |
Судьи | И.А. Медведева Э.И. Салихова |