СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
дело 33а- 2209/20
судья Лисиенков К.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 16 ноября 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Домрачева И.Г.,
судей коллегии Мочаловой Н.В. и Семейкиной С.А.,
при секретаре Березовской Т.В.,
рассмотрела дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» Королёва Ю.В. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Долгушиной И.В., судебная коллегия
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» в лице представителя Королёва В.С. обратилось в суд с административным исковым заявлением к департаменту образования Ямало-Ненецкого АО об оспаривании ответа от 3 апреля 2020 г. № 801-18-01/7847 об отказе от взаимодействия с добровольческим молодежным движением.
В обоснование требований административного иска указано, что 10 марта 2020 г. административный истец направил в адрес административного ответчика письмо, в котором со ссылкой на законодательную базу просил оказать содействие в проведении благотворительного мероприятия «Военный заем 1942-1945» для целевой аудитории. Административный ответчик отказался от взаимодействия с административным истцом, чем по мнению заявителя, нарушил требования действующего законодательства.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 28 августа 2020 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Королёв Ю.В., полагая, что суд неверно определил имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, дал неправильное толкования нормам процессуального и материального закона, просит об отмене решения суда с принятием нового решения. Указывает, что вопреки заявленному ходатайству, административный истец не получил возражение административного ответчика на административный иск, в связи с чем был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон.
Относительно доводов апелляционной жалобы директором департамента образования Ямало-Ненецкого АО Кравец М.В. направлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Проверив материалы административного дела, судебная коллегия оставляет решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке содержит статья 310 КАС РФ.
Таких оснований судебной коллегией не установлено.
Постановлением Правительства ЯНАО от 30.08.2013 N 687-П утверждено Положение о департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, автономный округ) является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере образования, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, реализации специальных разрешительных и иных регулятивных функций и полномочий, а также координации деятельности в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, управления деятельностью находящихся в его ведении государственных организаций автономного округа.
Департамент в пределах своих полномочий осуществляет координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти автономного округа (пункт 1.1. Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 марта 2020 г. административный истец обратился к административному ответчику, ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039 «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» с просьбой обеспечить участие в благотворительном мероприятии «Военный заем 1942-1945» не менее 100 человек из следующих групп населения: обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; граждане с низким уровнем доходов; граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья (л.д. 54-58).
В соответствии с положениями п. 3 ст. 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» органы государственной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;
6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;
8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» рекомендует органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления при разработке порядков, указанных в подп. 3 п. 3 и подп. 2 п. 4 ст. 17.3 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», учитывать положения порядков, разработанных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с п. 2 настоящего постановления.
Согласно п. 2.1.153 Положения департамент образования осуществляет в пределах компетенции полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
- участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
- оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
- популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;
- поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
- методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований в автономном округе;
- формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при департаменте.
Установлено и обоснованно указано судом на то, что к полномочиям департамента образования не относится взаимодействие с целевыми группами населения - гражданами с низким и средним уровнем доходов и пенсионного и предпенсионного возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья. На территории округа отсутствуют образовательные организации высшего образования.
В силу ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
С целью организации работы по взаимодействию обучающихся образовательных организаций письмо административного истца от 10 марта 2020 г. было доведено до органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, для рассмотрения и принятия самостоятельного решения об участии в мероприятии обучающихся муниципальных школ.
По информации, поступившей от органов местного самоуправления, в мероприятии, проводимом административным истцом, планируют принять участие 107 обучающихся 8-11 классов муниципальных общеобразовательных организаций (школ) из г. Губкинский. Данная информация была доведена до административного истца письмом от 03 апреля 2020 г. № 801-18-01/7847 с указанием в письме необходимой контактной информации с целью дальнейшей организации проведения планируемого административным истцом мероприятия (л.д. 52-53).
Административный ответчик, являющийся исполнительным органом государственной власти автономного округа, в рамках имеющихся полномочий, праве рекомендовать органам местного самоуправления осуществлять какие-либо действия. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, самостоятельно принимают решение об участии в предлагаемом истцом мероприятии.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 3 той же статьи КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия)…
При производстве по делу в суде первой и апелляционной инстанции оснований для удовлетворения административного искового заявления не установлено.
Разрешая административное исковое заявление, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что департамент образования не отказывал административному истцу во взаимодействии по планируемому им мероприятию «Военный заем 1942-1945», напротив, в рамках имеющихся полномочий содействовал его проведению.
В установленных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 180 КАС РФ резолютивная часть решения должна содержать указание на распределение судебных расходов.
В соответствии с частью 4 статьи 311 КАС РФ в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей иска, апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 103, статье 104 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Подп. 7 и 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ установлен размер государственной пошлины при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 2 000 рублей. При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 % размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
При подаче административного искового заявления и подаче апелляционной жалобы на решение суда административным истцом не была уплачена государственная пошлина.
Освобождённым от уплаты государственной пошлины лицом в соответствии со ст. 333.35-333.37 НК РФ административный истец не является.
При указанных обстоятельствах, с административного истца подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 28 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» государственную пошлину в размере 3 000 (трёх тысяч) рублей в доход местного бюджета.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи