ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-22120/18 от 03.12.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

судья Благодарова В.А. № 33а-22120/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 декабря 2018 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Гаиткуловой Ф.С.,

Якуповой Н.Н.,

при секретаре Рахматуллине Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Хасанова С.М. на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 августа 2018 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Хасанова С.М. к Совету сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ, заинтересованные лица ООО «Гринхат», Администрация муниципального района Кушнаренковский район РБ (отдел архитектуры и градостроительства)

о признании недействительным (ничтожным) протокола заседания рабочей группы по проведению публичных слушаний по вопросу изменения в Правила землепользования и застройки с. Кушнаренково от 20 сентября 2017 года, как не соответствующий по составу участников рабочей группы по протоколу и несоответствия рассмотрения повестки с протоколом публичных слушаний от 18 сентября 2017 года;

о признании несостоявшимися проведенные 18 сентября 2017 года публичные слушания по правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ;

об отмене решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ, принятых по результатам публичных слушаний от 18 сентября 2017 года:

- № 204 от 04 октября 2017 года «О решении Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет»;

- № 204 от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ»;

- № 233 от 16 февраля 2018 года « Об отмене решения № 204 от 04.07.2017 г. «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет»;

о признании действующими правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ принятые в 2014 году.

о признании незаконным вывода (перевода) земельного участка с кадастровым номером №...адрес из промышленной зоны в жилую,

- отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хасанов С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ, заинтересованное лицо ООО «Гринхат», Администрации муниципального района Кушнаренковский район РБ (отдел архитектуры и градостроительства) об спаривании решения органа местного самоуправления о признании недействительным решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ двадцать седьмого созыва «о внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» принятое на двадцать пятом заседании 04 октября 2017 года в части внесения изменений в генплан с. Кушнаренково, Кушнаренковский район Республики Башкортостан по переводу земельного участка с кадастровым номером №... адресу адрес из промышленной зоны в жилую.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в июне 2017 года рядом с принадлежащими ему производственными зданиями МТМ, ЦВИД (самыми крупными в районе), находящимися в промышленной зоне «Сельхозтехника-Агросервис» началась реконструкция административного здания конторы под малоэтажный социальный 12 квартирный жилой дом. Владелец административного здания (конторы) - ООО «Гринхат» начал работу (реконструкцию) в промышленной зоне без оформления требуемых градостроительным и земельным кодексом документов. После его письма в адрес администрации муниципального района Кушнаренковский район, они обратились в отдел архитектуры и градостроительства с заявлением о переводе арендуемого ими земельного участка с кадастровым номером №... из промышленной зоны в жилую. Отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, не проверив на должном уровне представленный ООО «Гринхат» проект «Капитальный ремонт административного здания с устройством жилых помещений по адрес и не потребовав разработки проекта санитарно-защитной вновь образуемой жилой зоны (земельный участок с кадастровым номером адрес подпадает под 100 м. санитарную зону) внес предложение в Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет по изменению территориальной зоны в принятые 2014 году генплан с. Кушнаренково (по части ПЗЗ).

18 августа 2017 года Совет сельского поселения принял решение № 194 «О проекте решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» решив провести 18 сентября 2017 года публичные слушания с повесткой дня «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет».

18 сентября 2017 года состоялись публичные слушания, публичные слушания были проведены с повесткой дня: «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан. Считает, что председательствующий комиссии глава администрации сельского поселения Кушнаренковский район Республики Башкортостан Саитов Р.Х., изменил повестку публичных слушаний. Советом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан ему было поручено провести публичные слушания «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет». На публичных слушаниях поднимались именно вопросы, связанные с изменениями в правила землепользования и застройки. Абсолютное большинство (за исключением 1 участника), в том числе Хасанов С.М. выступили против перевода земельного участка с кадастровым номером №... из промышленной зоны в жилую.

20 сентября 2017 года прошло заседание рабочей группы по проведению публичных слушаний по вопросу изменения в Правила землепользования и застройки с.Кушнаренково, где принято решение считать состоявшимися слушания по данному вопросу и направить протокол публичных слушаний в Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан.

04 октября 2017 года Советом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, принято решение № 204 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет». Решение было опубликовано на официальном сайте администрации сельского поселения 04 октября 2017 года.

Ссылаясь на ст.46 п.13, ст.28 п.9. ст.33 п.5 Градостроительного кодекса РФ, указывает, что глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение и направляет его в представительный орган (совет сельского поселения). Этого сделано не было (рабочая комиссия направила решение напрямую в Совет сельского поселения). Решение по результатам публичных слушаний главой администрации сельского поселения Саитовым Р.Х. не принято, что делает принятый Советом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан решение № 204 от 04 октября 2017 года юридически ничтожным.

Решение № 204 от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет МР Кушнаренковский район РБ» появилось после его обращения в Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан после 28 декабря 2017 года. На момент подачи искового заявления это решение не было опубликовано. В ходе судебного разбирательства в составе судьи Белорусовой Г.С., появилось решение № 233 от 16 февраля 2018 года. «Об отмене решения № 204 от 04 октября 2017г. «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет», где вторым пунктом считается действительным решение Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки
с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан», опубликованное на официальном сайте администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет 06 декабря 2017 года.

Административный истец считает, что решение № 233 от 16 февраля 2018 г. не имеет юридическую силу, поскольку на публичные слушания был вынесен Советом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет
вопрос «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет», а не утверждение правил землепользования и застройки. Опубликованного 06 декабря 2017 года решения № 204 от 04 октября 2017 года на официальном сайте администрации сельского поселения Кушнаренковский сельсовет нет. Датой 04 октября 2017 года на официальном сайте администрации опубликованы одновременно два решения под № 204 от 04 октября 2017г., что дает основания считать оба решения юридически ничтожными, не имеющими юридическую силу), представил скриншот.

Согласно уточнениям от 04 июля 2018 года, принятыми судом, административный истец просил суд признать недействительными (ничтожными): протокол заседания рабочей группы по проведению публичных слушаний по вопросу изменения в Правила землепользования и застройки с. Кушнаренково от 20 сентября 2017 года, как не соответствующий по составу участников рабочей группы по протоколу и несоответствия рассмотрения повестки с протоколом публичных слушаний от 18 сентября 2017 года; проведенные 18 сентября 2017 года публичные слушания по правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ несостоявшимися решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ, принятые по результатам публичных слушаний от 18 сентября 2017 года.: № 204 от 04 октября 2017 года «О решении Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет»; № 204 от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ»; № 233 от 16 февраля 2018 года « Об отмене решения № 204 от 04.07.2017 г. «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет»; Признать действующими правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ принятые в 2014 году. Вывод (перевод) земельного участка с кадастровым номером №...адрес из промышленной зоны в жилую признать незаконным.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Хасанова С.М. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Хасанова С.М., его представителя Гладких А.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, главу сельского поселения Кушнаренковский сельсовет МР Кушнаренковский район РБ Саитова Р.Х., представителя ООО «Гринхат» - Сытдыкова А.Р., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

Разрешая заявленные требования и отказывая Хасанову С.М. в удовлетворении административных исковых требований, суд исходил из того, что обжалуемые истцом решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет МР Кушнаренковский район РБ №204 от 04.10.2017 года, №233 от 16.02.2018 года, права и законные интересы истца не нарушают, истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обжалования указанных решений, поскольку с ними он был ознакомлен в период времени с октября 2017 года по 28 февраля 2018 года, однако с уточненными требованиями он обратился только 04 июля 2018 года.

Суд указал, что требования истца о признании недействительным протокол заседания рабочей группы по проведению публичных слушаний от 20.09.2017 года, признании несостоявшимися проведенных 18.09.2017 года публичных слушаний по правилам землепользования и застройки являются ненадлежащими способами защиты, поскольку протокол является лишь отражением рабочего процесса и не может нарушать права третьих лиц, более того истец не входит в состав участников рабочей группы.

Требования о признании действующими Правил землепользования и застройки с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, принятых в 2014 году, суд признал несостоятельными, поскольку указанные Правила решением № 204 от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ» отменены. Административным истцом не представлено доказательств о нарушенном праве.

Суд отклонил требования истца о признании незаконным вывода (перевода) земельного участка с кадастровым номером №...адрес из промышленной зоны в жилую на том основании, что затрагивают права заинтересованных лиц ООО «Гринхат» и Администрации муниципального района Кушнаренковский район и не могут быть рассмотрены в рамках данного производства.

Кроме того, суд сослался на то, что по результатам прокурорской проверки и внесенного представления в Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет управляющая делами привлечена к дисциплинарной ответственности, протесты прокуратурой в отношении Совета сельского поселения на несоблюдение законодательства не выносились.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Хасанов С.М. с 2007 года является собственником объектов недвижимости: производственного здания IV класса опасности, «Цех восстановления и изготовления деталей» (ЦВИД, кадастровый номер здания №..., свидетельство о государственной регистрации права №... от 26.11.2007 года), расположенного в границах земельного участка, с кадастровым номером №..., площадью 2517 кв.м, с разрешенным использованием для размещения объектов специального назначения, по документу для изготовления конструкций из металла и полимеров, расположенному на земельном участке принадлещим Хасанову С.М. на праве аренды с 2013 года (договор аренды №210 от 14.10.2013 года); производственного здания IV класса опасности, «Машинно-тракторная мастерская (МТМ, кадастровый номер здания №..., свидетельство о государственной регистрации права №... от 25.12.2007 года), расположенного в границах земельного участка, с кадастровым номером №..., площадью 5794 кв.м, с разрешенным использованием для размещения объектов специального назначения, по документу для изготовления конструкций из металла и полимеров, земельный участок принадлежит Хасанову С.М. на праве аренды с 2013 года (договор аренды №209 от 14.10.2013 года); открытой автостоянки, назначение: сооружения транспорта (кадастровый номер автостоянки 02:36:070116:208, свидетельство о государственной регистрации права №... от 26.02.2008 года), IV класса вредности, расположенной в границах земельного участка, с кадастровым номером №..., площадью 4905 кв.м, с разрешенным использованием промышленные предприятия 4 класса вредности, расположенный на земельном участке принадлежащим Хасанову С.М. на праве аренды с 2015 года (договор аренды №105 от 21.09.2015 года).

Соседний земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: садрес поставлен на кадастровый учет 16 мая 2013 года, с разрешенным использованием «для размещения и обслуживания зданий» (л.д. 107-125, т. 1).

Из Правил землепользования и застройки с. Кушнаренково, утвержденного 24 июля 2014 года следует, что земельный участок расположен в производственной зоне для предприятий IV класса вредности.

Постановлением главы администрации МР Кушнаренковский район №7-1343 от 30 июля 2014 года был изменен вид разрешенного использования земельного участка на «для размещения домов малоэтажной жилой застройки», участок был передан в аренду Гилязевой М.М. на 49 лет, заключен договор аренды № 163 от 27 августа 2014 года (л.д. 90-106 т. 1).

В мае 2017 года право собственности на административное здание, расположенное на указанном земельном участке, зарегистрировано за ООО «Гринхат».

В июне 2017 года ООО «Гринхат» начало реконструкцию указанного здания под малоэтажный социальный 12-ти квартирный жилой дом.

В июне 2017 года ООО «Гринхат» обратилось в отдел архитектуры и градостроительства с заявлением о переводе арендуемого земельного участка с кадастровым номером №... из производственной зоны в жилую.

18 августа 2017 года Совет сельского поселения принял решение № 194 «О проекте решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» решив провести 18 сентября 2017 года публичные слушания с повесткой дня «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет».

18 сентября 2017 года на основании протокола публичных слушаний по проекту решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан «Об утверждении правил землепользования и застройки с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет», комиссией Совета было принято решение о внесении на рассмотрение Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан проекта решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан «О правилах землепользования и застройки с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» (л.д. 20-25).

В соответствии с протоколом заседания рабочей группы по проведению публичных слушаний по вопросу изменения в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково от 20 сентября 2017 года решено: «считать публичные слушания по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки с. Кушнаренково состоявшимися, протокол по публичным слушаниям направить в Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет.

04 октября 2017 года Советом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район принято два решения под одним и тем же номером 204:

- «О решении Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» (л.д. 8, т. 1);

- «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поседения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан» в новой редакции. Постановлено решение от 24 июля 2014 года № 205 «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поседения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан» отменить (л.д. 19 т.1)

Согласно справки компании, размещающей документы на сайте, первое решение было опубликовано на официальном сайте администрации сельского поселения 04 октября 2017 года, второе – 06 декабря 2017 года (л.д. 70 т. 2).

По утверждению административного ответчика, второе решение было принято на основании предложения главного архитектора администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан Шарипова Р.З. о необходимости утверждения новых правил землепользования и застройки, так как в результате внесенных в прежнюю редакцию многочисленных изменений существенно изменилась графическая часть прежних Правил, что привело к изложению Правил в новой редакции.

16 февраля 2018 года Советом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на основании решения от 04 октября 2017 года № 204 «Об утверждении правил землепользования и застройки с.Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан» принято решение Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ № 233 «Об отмене решения № 204 от 04 октября 2017 года «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» (л.д. 79).

Обращаясь в суд, административный истец указал, что при проведении процедуры утверждения (внесения изменений) Правил землепользования и застройки и принятии оспариваемых решений допущены грубые нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, чем нарушены его законные права и интересы.

Судебная коллегия соглашается с доводами административного истца.

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением предусмотренных данным Кодексом случаев.

Из части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (часть 3 статьи 30 Градостроительного кодекса).

Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов регламентированы ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 названного Кодекса.

Согласно части 5 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6 статьи 31 названного Кодекса).

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7 статьи 31 названного Кодекса).

В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются: состав и порядок деятельности комиссии; последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки, иные вопросы организации работ.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта(части 9-13 статьи 31 названного Кодекса).

После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления. (части 15-16 статьи 31 названного Кодекса).

Согласно части статьи 32 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 названного Кодекса).

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 3 статьи 32 названного Кодекса).

Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 ст. 32 названного Кодекса).

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3 статьи 33 названного Кодекса).

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 названного Кодекса).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 названного Кодекса).

Процедура назначения публичных слушаний и публичные слушания, состоявшиеся 18 сентября 2017 года по результатам которых составлены протокол и вынесены решения от 04.10.2017 года №204, проведены Советом сельского поселения с грубыми нарушениями вышеуказанных норм Градостроительного кодекса РФ, что оставлено без внимания судом первой инстанции.

В нарушение требований ст. 31 указанного Кодекса решение о подготовке изменений в правила землепользования и застройки, об утверждении состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта, решение о проведении публичных слушаний приняты не главой администрации сельского поселения, а Советом сельского поселения Кушнаренковский сельсовет на основании решения № 194 от 18 августа 2017 года, то есть не уполномоченным лицом.

Согласно п. 12 ст. 31 Кодекса публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

В силу ч. 5 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ (действовавшей до 29.12.2017 г.), в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (ч. 7 ст. 28).

Информация о содержании проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково до населения доведена не была, проект опубликован не был, выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в средствах массовой информации организованы не были.

После принятия комиссией (рабочей группой) решения о признании публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково состоявшимися (протокол от 20 сентября 2017 года), в нарушение требований п.п. 15, 16 ст. 31, п. 4, 5 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ протокол по публичным слушаниям не был направлен Главе местной администрации, а передан непосредственно в Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет, при этом заключение о результатах публичных слушаний принято и опубликовано не было. Суду такой документ представлен не был.

Более того, несмотря на то, что публичные слушания были организованы и проведены по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки, Советом сельского поселения было принято два решения под № 204 от 04 октября 2017 года «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» и «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан» с датой публикации первого 04 октября 2017 года, второго – 06 декабря 2017 года, что недопустимо.

Между тем, как следует из протокола 25 заседания Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан 27 созыва от 04 октября 2017 года, депутатами обсуждался вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки (л.д. 26-29, т. 1).

Тем самым, Совет сельского поселения не вправе был принимать решение об утверждении новых правила землепользования и застройки с. Кушнаренково.

Процедура назначения и проведения публичных слушаний по вопросу утверждения новых правил землепользования и застройки органом местного самоуправления не проведена. При этом порядок подготовки проекта и принятия правил землепользования и застройки отличается особенностью проведения публичных слушаний.

Так, в соответствии с ч. 13 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ продолжительность публичных слушаний составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования проекта правил.

В данном случае сроки проведения публичных слушаний не были соблюдены, поскольку после принятия решения №194 от 18 августа 2017 года «О проекте решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» вынесено, публичные слушания проведены 18 сентября 2017 года, 04 октября 2017 года уже приняты оспариваемые решения.

Проект новых правил землепользования и застройки также не был опубликован и доведен до населения, выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в средствах массовой информации организованы не были.

В соответствии с ч. 9 ст. 31 указанного Градостроительного кодекса РФ, орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Проверка проекта правил землепользования и застройки на его соответствие требованиям технического регламента, генеральному плану поселения, в том числе на соответствие предлагаемых изменений территориальных зон санитарно-эпидемиологическим требованиям, не проводилась, поскольку комиссия (рабочая группа) и Совет сельского поселения фактически рассматривали вопрос только о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Таким образом, Совет сельского поселения Кушнаренковский сельсовет в обход требований закона формально провел публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки, при этом допустив грубые нарушения процедуры их проведения, и принял незаконное решение об утверждении новых правил землепользования и застройки.

После инициирования истцом Хасановым С.М. административного иска, главой сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район вынесено решение № 233 от 16 февраля 2018 года об отмене решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет от 04 октября 2017 года № 204 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет», указав, считать действительным решение Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет от 04 октября 2017 года № 204 «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан».

Исходя из этого, оспариваемые решения № 204 от 04 октября 2017 года «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет», № 204 от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан» следует признать незаконными, поскольку приняты с грубыми нарушениями требований закона, равно как и решение № 233 от 16 февраля 2018 года об отмене решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет от 04 октября 2017 года № 204 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» и признании действительным решения № 204 от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан».

Указанные оспариваемые решения привели к нарушению прав, свобод и законных интересов Хасанова С.М., принятие незаконного решения № 233 от 16 февраля 2018 года об отмене первого решения № 204 от 04 октября 2017 года и признании действительным решения № 204 от 04 октября 2017 года об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково не устранило в полном объеме допущенные нарушения его прав и законных интересов.

В связи с нарушением процедуры проведения публичных слушаний подлежит удовлетворению и требование административного истца о признании недействительным решения, оформленного протоколом заседания рабочей группы от 20 сентября 2017 года, по проведению публичных слушаний по вопросу изменения в Правила землепользования и застройки с. Кушнаренково.

Требования Хасанова С.М. о признании несостоявшимися проведенных 18 сентября 2017 года публичных слушаний не может быть удовлетворено, поскольку такие слушания состоялись. Нарушение процедуры проведения слушаний не может быть основанием для удовлетворения требования истца в заявленном виде.

Признание судом недействительным решения № 204 от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» влечет правовые последствия в виде неприменения новых Правил землепользования и застройки и применения прежних Правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район, утвержденных решением № 205 от 24 июля 2014 года, а потому оснований для удовлетворения требований истца о признании действующими правил землепользования и застройки с. Кушнаренково, принятых в 2014 году, и о признании незаконным вывода (перевода) земельного участка с кадастровым номером №... из промышленной зоны в жилую, не имеется.

При этом, орган местного самоуправления не лишен права организации и проведения повторных публичных слушаний по вопросу утверждения новых Правил землепользования и застройки с. Кушнаренково с соблюдением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчика и выводы суда о том, что принятые административным ответчиком решения не нарушают права и интересы Хасанова С.М., нельзя признать обоснованными.

Хасанов С.М. является собственником производственных помещений, производственный процесс в которых сопровождается целым рядом вредных факторов, включающих различные выбросы в атмосферу, шум от производственного оборудования, вентиляционных систем, автотранспорта, которые неблагоприятно сказываются на жизнедеятельности человека, то есть приемлемый уровень безопасности на жилом объекте в границах земельного участка с кадастровым номером 02:36:070116:169, находящегося в санитарно-защитной зоне, обеспечиваться не будет. Размещение на земельном участке с кадастровым номером 02:36:070116:169 объекта жилого назначения не позволит Хасанову С.М. заниматься производственной деятельностью, т.к. располагается в санитарно-защитной зоне производственных помещений, принадлежащих истцу, следовательно деятельность Хасанова С.М. будет нарушать действующие санитарно-эпидемиологические нормы по отношению к собственникам малоэтажного жилого дома, которые будут вправе требовать прекращения производственной деятельности.

Таким образом, размещение жилых объектов на земельном участке с кадастровым номером №... будет препятствовать ведению Хасановым С.М. предпринимательской деятельности на объекте, который находится в его собственности.

Следовательно, принятием оспариваемых решений, утверждением новых Правил землепользования и застройки, изменением территориальных зон, в том числе переводом земельного участка с кадастровым номером №... с производственной в жилую, разрешены права и обязанности Хасанова С.М., то есть нарушены его права и законные интересы.

Доводы ответчика и выводы суда о том, что истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для оспаривания указанных решений, поскольку с ними он был ознакомлен в период времени с октября 2017 года по 28 февраля 2018 года, однако с уточненными требованиями он обратился только 04 июля 2018 года, не состоятельны.

Об оспаривании решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет от 04 октября 2017 года № 204 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет» Хасанов С.М. обратился в суд 28 декабря 2017 года, то есть в установленный законом трехмесячный срок. О принятых решениях № 204 от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан» и № 233 от 16 февраля 2018 года ему стало известно лишь в процессе рассмотрения дела по существу.

Решение № 233 от 16 февраля 2018 года было приобщено к материалам дела только 28 февраля 2018 года и на его основании в этот же день производство по делу судом было прекращено. По частной жалобе Хасанова С.М. определение отменено судом апелляционной инстанции 25 апреля 2018 года. Таким образом, в указанный период он не имел возможности уточнить свои требования. После поступления дела в суд и принятия к производству другого судьи, Хасанов С.М. уточнил свои требования, от первоначально заявленных требований он не отказывался. Тем самым срок оспаривания указанных решений административным истцом не пропущен.

Ссылка суда на то, что по результатам прокурорской проверки протесты прокуратурой в отношении Совета сельского поселения на несоблюдение законодательства не выносились, не свидетельствуют о законности принятых им оспариваемых решений.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда от 30 августа 2018 года не может быть признано законным и обоснованным, судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований Хасанова С.М.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 августа 2018 года отменить.

Принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Хасанова С.М. к Совету сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан.

Признать недействительным (ничтожным) решение, оформленное протоколом заседания рабочей группы по проведению публичных слушаний по вопросу изменения в Правила землепользования и застройки с. Кушнаренково от 20 сентября 2017 года.

Признать незаконными решения Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ, принятых по результатам публичных слушаний от 18 сентября 2017 года:

- № 204 от 04 октября 2017 года «О решении Совета сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район РБ «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет»;

- № 204 от 04 октября 2017 года «Об утверждении правил землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан»;

- № 233 от 16 февраля 2018 года об отмене решения № 204 от 04 октября 2017 года «О внесении изменений в правила землепользования и застройки с. Кушнаренково сельского поселения Кушнаренковский сельсовет».

В остальной части требований Хасанова С.М. отказать.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Ф.С. Гаиткулова

Н.Н. Якупова