ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-22166/19 от 08.07.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Хлюстов В.В. Дело <данные изъяты>а-22166/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Елизаровой М.Ю.,

судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,

при секретаре Галстян Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 8 июля 2019 года апелляционную жалобу администрации Можайского городского округа <данные изъяты> на решение Можайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Трофимовой И. Н. к администрации Можайского городского округа <данные изъяты> об оспаривании действий должностного лица,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения представителя Администрации Можайского городского округа <данные изъяты>Ивановой Н.В.,

УСТАНОВИЛА:

Трофимова И.Н. обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что является нанимателем <данные изъяты> на Комсомольской площади <данные изъяты>, и <данные изъяты> обратилась в адрес администрации Можайского городского округа с заявлением о проведении жилищной комиссией оценки соответствия занимаемого жилого помещения установленным требованиям. Между тем, письмом <данные изъяты>/Т от <данные изъяты> заместитель главы администрации Можайского ГО Абаренов Д.А. сообщил ей об отсутствии в приложениях к заявлению заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. <данные изъяты>Трофимова И.Н. направила в адрес главы Можайского ГО МО жалобу на действия заместителя главы администрации Абаренова Д.А., на которую письмом от <данные изъяты><данные изъяты>/Т также ответил заместитель главы администрации Абаренов Д.А., вновь указавший на отсутствие в приложенных к заявлению документах заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Полагая действия заместителя главы администрации Можайского ГО Абаренова Д.А., фактически отказавшего ей в рассмотрении поданного заявления, не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими ее права и законные интересы, как нанимателя жилого помещения, Трофимова И.Н. просила признать их незаконными.

Решением Можайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе администрация Можайского городского округа <данные изъяты> ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав пояснения лица, принимавшего участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Не оспаривается, что Трофимова И.Н. является нанимателем комнаты <данные изъяты> в <данные изъяты> на Комсомольской площади <данные изъяты>.

<данные изъяты>Трофимова И.Н. подала на имя главы городского округа Можайск Поночевного И.И. заявление от 27.06.2018г. о признании многоквартирного жилого <данные изъяты> по Комсомольской площади <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в котором указала на: неудовлетворительное техническое состояние фундамента – трещины, глубокие выщербления кирпича, вымывание раствора кладки, сдвиги и просадки; наличие деформации, перекосов, отклонения от оси деревянных стен, их гниение и разрушение; деформацию и ветхость деревянных полов в жилых помещениях, наличие их просадок и отклонения от горизонтальной оси; наличие деформации и наклонов потолочных перекрытий в квартире; разрушение и отклонение от оси стен внутри жилых помещений, нарушение их сопряжения с потолочным перекрытием и полом; отсутствие вентиляции в квартирах; прекращение холодного водоснабжения дома в связи с замерзанием водопровода.

Письмом от <данные изъяты><данные изъяты>/Т заместитель главы администрации Можайского городского округа, Абаренов Д.А., сообщил Трофимовой И.Н. о том, что в приложенном к обращению от <данные изъяты> комплекте документов отсутствует заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, о выявлении оснований для признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

<данные изъяты> представитель Трофимовой И.Н.Сигайлов А.В. – подал на имя главы Можайского городского округа Поночевного И.И. жалобу, в которой указал, что в рассмотрении заявления от <данные изъяты>Трофимовой И.Н. было фактически отказано без обследования многоквартирного дома и дачи какого-либо заключения межведомственной комиссии, в связи с чем, заявитель просил обязать межведомственную комиссию Можайского городского округа по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания провести обследование многоквартирного дома по адресу: <данные изъяты>.

<данные изъяты> на заседании межведомственной комиссии Можайского городского округа <данные изъяты> по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории Можайского городского округа под председательством Абаренова Д.А. был рассмотрен комплект документов по заявлению Трофимовой И.Н. о признании аварийным многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>. Комиссия пришла к выводу о несоответствии состава документов требованиям пункта 45 Постановления Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>, с вынесением предложения: для принятия решения по заявлению считать необходимым представление к рассмотрению комиссии полного комплекта документов.

Письмом от <данные изъяты><данные изъяты>Т заместитель главы администрации Можайского городского округа, Абаренов Д.А., повторно сообщил Трофимовой И.Н. о необходимости представления ею заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, о выявлении оснований для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания возложена на орган местного самоуправления.

Администрация Можайского городского округа является одним из органов местного самоуправления и обладает правами юридического лица (часть 1 статьи 27 и часть 2 статьи 33 Устава Можайского городского округа <данные изъяты>).

Постановлением администрации Можайского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-П (в редакции постановления администрации Можайского городского округа МО от <данные изъяты><данные изъяты>-П) при администрации создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории Можайского городского округа (далее – межведомственная комиссия), которая является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом.

Как установлено судом, Трофимова И.Н., как наниматель жилого помещения, подала в администрацию Можайского городского округа заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в котором сослалась на обстоятельства, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома, - для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения.

Согласно протоколу (выписке) заседания межведомственной комиссии от <данные изъяты> данный вопрос значился в повестке дня, члены комиссии решили предложить заявителю Трофимовой И.Н. представить пакет документов, предусмотренных пунктом 45 Положения. Однако вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешен. Суд верно указал, что изложенное в протоколе заседания межведомственной комиссии решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заявления и вынесла формальное решение об истребовании документов.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) нанимателем жилого помещения предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращался не собственник помещений в доме, а наниматель жилого помещения, поэтому комиссия не вправе требовать от него получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения нанимателя с принятием решения в зависимость от представления им дополнительных документов.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заявление нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

При таких данных суд пришел к выводу о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права Трофимовой И.Н., как нанимателя жилого помещения в таком многоквартирном доме, именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома, вследствие чего оспариваемые действия заместителя главы администрации Можайского городского округа суд не признал законными, и полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Судебная коллегия находит вывод суда об удовлетворении административного иска соответствующим установленным по делу обстоятельствам, ст. 227 КАС РФ и основанным на правильном применении материального закона.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, однако их не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Можайского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи