ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2219/2022 от 28.09.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Семенова Г.В. Дело №33а-2219/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«28» сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

при секретаре Потаповой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0003-01-2022-000939-96, №2а-623/2022) по апелляционной жалобе главы Поназыревского муниципального района Костромской области Удаловой Л.И. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 07 июля 2022 года, которым административное исковое заявление прокурора Поназыревского района Костромской области к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по созданию на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать в Якшангском сельском поселении Поназыревского муниципального района Костромской области муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения прокурора Рыловой Т.В. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Поназыревского района Костромской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области (далее также – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по созданию на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать в Якшангском сельском поселении Поназыревского муниципального района Костромской области муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Поназыревского района Костромской области по заданию прокуратуры Костромской области проведена проверка деятельности Администрации в сфере гражданской обороны и противодействия терроризму, в ходе которой установлено, что Администрацией в нарушение приказа МЧС России №578, Минкомсвязи России №365 от 31 июля 2020 года «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» не приняты меры к оснащению системой оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на территориях, расположенных в границах Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области. Вместе с тем муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления, которые должны принимать исчерпывающий комплекс мер по обеспечению надлежащего содержания муниципальных объектов, обратив особое внимание на объекты гражданской обороны, в частности, на минимизацию последствий проявлений терроризма на данных объектах. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях. На территории Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области располагаются муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Якшангская средняя общеобразовательная школа» и муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение, осуществляют деятельность Якшангский сельский клуб и Якшангская детская библиотека, то есть имеются места массового нахождения несовершеннолетних, размещены объекты жилищно-коммунального хозяйства (водонапорная башня, водопроводные сети), с помощью которых осуществляется централизованное водоснабжение, котельные, осуществляющие теплоснабжение муниципальных учреждений. Отсутствие системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создает угрозу жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, приведения в негодность объектов инфраструктуры. В связи с тем, что требования закона по содержанию и использованию системы оповещения населения об опасностях на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области не исполняются и меры по установке систем оповещения не приняты, 25 мая 2022 года в адрес администрации Поназыревского муниципального района Костромской области прокурором Поназыревского района Костромской области внесено представление, которое рассмотрено 25 июня 2022 года, однако, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 07 июля 2022 года административные исковые требования прокурора Поназыревского района Костромской области удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Поназыревского муниципального района Костромской области, выразившееся в неисполнении обязанностей по созданию на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. На администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать в Якшангском сельском поселении Поназыревского муниципального района Костромской области муниципальную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

В апелляционной жалобе глава Поназыревского муниципального района Костромской области Удалова Л.И., полагая решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что нормами действующего законодательства предусмотрено, что органы местного самоуправления создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, создается на региональном уровне. Оповещение населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создается и поддерживается как на региональном, так и на муниципальном уровнях. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 21 марта 2022 года №96-а «О перечнях населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров» зоной экстренного оповещения населения является поселок Поназырево, а именно прилегающие к лесному массиву улицы поселка Поназырево. В границах городского поселения поселок Поназырево комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций создана и поддерживается в рабочем состоянии. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов, людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования. Задачей комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровня. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с Положением о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В Якшангском сельском поселении Поназыревского муниципального района Костромской области отсутствуют объекты и организации, отнесенные к категориям гражданской обороны и объектов с опасными производствами, в связи с чем установка автоматизированного экстренного оповещения населения не требуется. На территории населенных пунктов в границах Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области отсутствуют круглосуточные дежурно-диспетчерские службы и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сельских поселений. Создание единых дежурно-диспетчерских служб и органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на районном уровне принято в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (переносных и мобильных). Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Поназыревского муниципального района Костромской области оповещение в населенных пунктах в границах Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области проводится громкоговорящими средствами на подвижных объектах, носимыми средствами оповещения. Кроме того, для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться сети связи операторов (передача смс-сообщений), социальные сети в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Таким образом, администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области выполняются возложенные на нее функции по передаче населению оповещения об опасностях, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В возражениях относительно апелляционной жалобы исполняющий обязанности прокурора Поназыревского района Костромской области Попутников И.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Поназыревского муниципального района Костромской области Удаловой Л.И. – без удовлетворения.

Представитель администрации Поназыревского муниципального района Костромской области в заседание судебной коллегии не явился, извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 25 мая 2022 года прокурором Поназыревского района Костромской области по заданию прокуратуры Костромской области проведена проверка соблюдения администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области требований законодательства в сфере гражданской обороны, противодействия терроризму, в ходе которой установлено, что администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области в нарушение приказа МЧС России №578, Минкомсвязи России №365 от 31 июля 2020 года «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» не приняты меры к оснащению системой оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на территориях, расположенных в границах Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области (л.д. 11-13).

25 мая 2022 года заместителем прокурора Поназыревского района Костромской области ФИО8 заместителю главы администрации Поназыревского муниципального района Костромской области ФИО9 внесено представление №16-2022, предложено принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, в частности, меры по оснащению системой оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и поддержанию ее в состоянии постоянной готовности к использованию на территориях, расположенных в границах Якшангского, Полдневицкого, Хмелевского поселений Поназыревского муниципального района Костромской области (л.д. 14-17).

На указанное представление администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области направлен ответ от 22 июня 2022 года №1502, согласно которому в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции от 01 мая 2019 года), Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 06 октября 2002 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года №578/365, органы местного самоуправления создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, создается на региональном уровне. Оповещение населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создается и поддерживается как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы. Зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 21 марта 2022 года №96-а «О перечнях населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров» зоной экстренного оповещения населения является поселок Поназырево, а именно прилегающие к лесному массиву улицы поселка Поназырево. В границах городского поселения поселок Поназырево комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций создана и поддерживается в рабочем состоянии. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов, людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования. Задачей комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровня. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с Положением о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На территории населенных пунктов Якшангского, Полдневицкого, Хмелевского сельских поселений Поназыревского муниципального района Костромской области отсутствуют объекты и организации, отнесенные к категориям гражданской обороны и объектов с опасными производствами, в связи с чем установка автоматизированного экстренного оповещения населения не требуется. На территории населенных пунктов в границах Якшангского, Полдневицкого, Хмелевского сельских поселений Поназыревского муниципального района Костромской области отсутствуют круглосуточные дежурно-диспетчерские службы и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сельских поселений. Создание единых дежурно-диспетчерских служб и органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на районном уровне принято в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (переносных и мобильных). Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Поназыревского муниципального района Костромской области оповещение в населенных пунктах в границах Якшангского, Полдневицкого, Хмелевского сельских поселений Поназыревского муниципального района Костромской области проводится громкоговорящими средствами на подвижных объектах (СГУ автомашин ГИБДД и так далее), носимыми средствами оповещения (мегафоны). Кроме того, для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться сети связи операторов (передача смс-сообщений), социальные сети в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Таким образом, администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области выполняются возложенные на нее функции по передаче населению оповещения об опасностях, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 18-20).

Неисполнение предписания повлекло обращение прокурора с настоящим административным иском в суд.

Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд исходил из того, что нормами действующего законодательства предусмотрено обязательное наличие в населенных пунктах муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, обязанность обеспечения которой в Поназыревском районе Костромской области возложена на администрацию муниципального района. Доказательств создания муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями закона на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области в ходе рассмотрения административного дела со стороны административного ответчика не представлено.

Данные выводы судом мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, и судебная коллегия с ними соглашается.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно пунктам 7.1 и 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу пунктов 6.1 и 7 части 1 статьи 15 названного выше Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Пунктами 7 и 9 статьи 7 Устава муниципального образования Поназыревский муниципальный район Костромской области, принятого решением Собрания депутатов Поназыревского муниципального района Костромской области от 23 января 2020 года №2, установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В соответствии с пунктами «в», «г», «м» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях, финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

В силу Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России №578, Минкомсвязи России №365 от 31 июля 2020 года, система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее также – ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее также – РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации (пункт 4).

На муниципальном уровне создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно (пункт 7).

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 9).

Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС (пункт 11).

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (пункт 13).

Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 16).

Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.

В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.

В ручном режиме функционирования уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения – автоматизированный (пункт 19).

В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года №687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года №1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» органам местного самоуправления предписано разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяющее порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (пункт 2).

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (пункт 3).

Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации (пункт 22).

Проанализировав вышеприведенные нормы закона, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по созданию на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях должна быть возложена на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области.

Доказательств своевременного выполнения действий, предусмотренных вышеприведенными нормами права, административным ответчиком представлено не было, что подтверждает наличие правовых оснований к удовлетворению требований административного иска.

Вопреки доводам апелляционной жалобы создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны является обязанностью органа местного самоуправления, следовательно, ответственность за надлежащее исполнение возложенных обязанностей в данном случае лежит на администрации Поназыревского муниципального района Костромской области.

То обстоятельство, что на территории Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области отсутствуют объекты и организации, отнесенные к категориям гражданской обороны и объектов с опасными производства, а также круглосуточные дежурно-диспетчерские службы и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сельских поселений, в связи с чем оповещение в границах Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области проводится громкоговорящими средствами на подвижных объектах, носимыми средствами оповещения, а для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться сети связи операторов (передача смс-сообщений), социальные сети в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», освобождение администрации Поназыревского муниципального района Костромской области от соблюдения установленных действующим законодательством требований не влечет.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для признания состоявшегося по делу решения незаконным, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, не содержат указания на существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 07 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Поназыревского муниципального района Костромской области Удаловой Л.И. – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: