ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-221/2022 от 05.04.2022 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

судья Манджиев О.Б. дело № 33а-221/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 5 апреля 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Литовкина В.В.,

судей Буджаевой С.А. и Кутлановой Л.М.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-34/2022 (УИД 08RS0013-01-2022-000049-32) по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия) об установлении административного надзора в отношении Гончарова Дмитрия Сергеевича по апелляционной жалобе административного ответчика Гончарова Д.С. на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 8 февраля 2022 г.

Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, заключение прокурора Дюдишевой Д.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя следующим.

Гончаров Д.С. осужден приговором Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 июля 2021 г. за совершение преступления, предусмотренного ст. ХХХ УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на восемь месяцев в исправительной колонии строгого режима. Указанное преступление им совершено в период нахождения под административным надзором, установленным решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 27 февраля 2019 г. сроком на 3 года. Кроме того, осужденный Гончаров Д.С. имеет непогашенные и неснятые судимости. 13 марта 2022 г. административный ответчик подлежит освобождению. В целях предупреждения совершения осужденным преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, административный истец просил установить в отношении Гончарова Д.С. административный надзор сроком на 3 года с соответствующими административными ограничениями.

Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 8 февраля 2022 г. административное исковое заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия удовлетворено частично. В отношении Гончарова Д.С. установлен административный надзор на срок 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 13 марта 2025 г. включительно, со следующими административными ограничениями: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, избранного и являющегося местом его жительства либо пребывания, с 22 час. до 6 час.; запрет выезда за пределы территории муниципального образования – ХХХ; обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки Гончарова Д.С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В апелляционной жалобе административный ответчик Гончаров Д.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. Указывает, что при решении вопроса об установлении административного надзора судом не учтено, что в период отбывания наказания он не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; осужден за преступление небольшой тяжести; предыдущая судимость за тяжкое преступление погашена, совершенное им преступление не относится к категории тяжких преступлений. Полагает, что установленный судом срок административного надзора является чрезмерно суровым наказанием.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в пункте 3 части 1, части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приговором Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 мая 2010 г. Гончаров Д.С. осужден по ХХХ УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 11 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освободился 10 сентября 2015 г. В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения приговора) судимость погашена 10 сентября 2021 г.

Приговором Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29 мая 2018 г. Гончаров Д.С. осужден по ХХХ УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 1 год 7 месяцев, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 29 апреля 2019 г. по постановлению Ленинского районного суда г. Астрахани от 18 апреля 2019 г. Гончаров Д.С. освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 2 месяца 21 день. В соответствии с п. «в» ч. 2 ст. 86 УК РФ срок погашения указанной судимости истекает 29 апреля 2022 г.

Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 27 февраля 2019 г. в отношении Гончарова Д.С. установлен административный надзор на срок 3 года с административными ограничениями.

Приговором Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 июля 2021 г. Гончаров Д.С. осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. ХХХ УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на восемь месяцев в исправительной колонии строгого режима. Из указанного приговора следует, что преступление Гончаровым Д.С. совершено 16 марта 2021 г.

Таким образом, административный ответчик Гончаров Д.С., освобождаемый из мест лишения свободы, по приговору от 14 июля 2021 г. имеет непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ является безусловным основанием для применения административного надзора с установлением необходимых ограничений.

С учетом установленных обстоятельств, вышеприведенных правовых норм, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Гончарова Д.С. является законным и обоснованным.

Приведенный в жалобе довод о том, что установленный судом срок административного надзора является чрезмерно суровым наказанием, является несостоятельным, поскольку срок административного надзора соответствует сроку погашения судимости за преступление небольшой тяжести, что соотносится с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеназванного Федерального закона, а также п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Также следует отметить, что административный надзор не является повторным наказанием и согласно ст. 2 Закона № 64-ФЗ устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного закона преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем поднадзорное лицо по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора не лишено возможности обратиться в суд с административным иском о досрочном прекращении административного надзора при условии, что он добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения (часть 2 статьи 9 Закона № 64-ФЗ).

Не имеют правового значения для рассматриваемого дела приведенные в жалобе ссылки на то, что в период отбывания наказания административный ответчик не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; осужден за преступление небольшой тяжести; судимость за тяжкое преступление погашена, поскольку основанием для установления административного надзора в отношении Гончарова Д.С. является сам факт совершения лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

Применительно к указанному, доводы жалобы о необоснованности установленного в отношении Гончарова Д.С. административного надзора со ссылками на положения ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 64-ФЗ, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017№ 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» основаны на неправильном толковании норм материального права.

Вопреки доводам жалобы при установлении административного надзора судом первой инстанции учитывались характеризующие личность данные, в том числе и поведение осужденного в период отбывания наказания.

С учетом имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания оснований для уменьшения объема и характера административных ограничений судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Судебная коллегия считает, что установленные судом первой инстанции ограничения соответствуют требованиям Федерального закона № 64-ФЗ. При этом суд принял во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности осужденного, его поведение за весь период отбывания наказания.

Порядок исчисления срока административного надзора и установленные ограничения применены судом первой инстанции в соответствии со ст. 4 и 5 Закона № 64-ФЗ и ч. 8 ст. 272 КАС РФ.

Каких-либо иных правовых доводов, опровергающих выводы суда, либо свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.

Определяя срок окончания административного надзора - 13 марта 2025 г., суд исходил из даты освобождения Гончарова Д.С. - 13 марта 2022 г.

Вместе с тем, согласно уведомления начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия от 11 марта 2022 г. и справки № ХХХ от 11 марта 2022 г., имеющихся в личном деле осужденного Гончарова Д.С., последний освобождён по отбытию срока наказания 11 марта 2022 г.

В целях исключения неопределенности при исполнении решения суда, судебная коллегия считает необходимым абзац второй резолютивной части решения суда первой инстанции изложить в иной редакции, заменив указание конкретной даты истечения срока административного надзора указанием на приговор, которым назначено наказание за совершенное преступление, послужившее основанием установления административного надзора.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 8 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончарова Д.С. – без удовлетворения.

В абзаце втором резолютивной части решения суда слова – «то есть до 13 марта 2025 года включительно» заменить словами – «по приговору Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 июля 2021 года».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий В.В. Литовкин

Судьи С.А. Буджаева

Л.М. Кутланова