ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2225 от 18.08.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 33а-2225 судья Илларионова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2020 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе: председательствующего Щербаковой Н.В.,

судей Назарова В.В., Юрковой Т.А.,

при секретаре Павловой Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Ахаевой Н.В. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 28 мая 2020 года по административному исковому заявлению Ахаевой Н.В. к Федеральной службе исполнения наказания России об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия

установила:

Ахаева Н.В. обратилась в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению ФСИН России по Тульской области об оспаривании решения, выраженного в ответе от 24 декабря 2019 года №ог-20-51740, о возложении обязанности рассмотреть заявку на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в порядке очереди, с момента подачи рапорта 31 января 2014 года.

В обосновании заявленных требований указывает на то, что 31.01.2014 в установленном порядке она обратилась с заявлением (рапортом) о принятии её на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с предоставлением необходимых документов. Комиссией ФСИН России 25.05.2016 ей было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением Центрального районного суда г. Тулы от 02.05.2017 за ней признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 № 228-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

01.12.2019 она обратилась в ФСИН России с заявлением о выдаче причитающейся единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом вынесенного решения Центрального районного суда г. Тулы от 02.05.2017.

24.12.2019 поступил ответ в соответствии с которым, согласно п. 23 Правил от 24.04.2013 №369 единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников. Так как истица принята на учет с 25.05.2016, представление ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения будет производиться в порядке общей очередности среди принятых на учет, но не ранее предоставления указанной выплаты сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в том же году. В настоящее время единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в 2014 году, а также сотрудникам и гражданам, принятым на соответствующий учет в январе 2014 года.

Полагает, что данным ответом нарушается её право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня подачи ею рапорта 31.01.2014.

В связи с отказом комиссии ФСИН в постановке её на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ей пришлось в судебном порядке отстаивать свои права. Суд поставил её на учет с момента заседания комиссии ФСИН, то есть с 25.05.2016 года.

Из полученного ответа следует, что комиссия ФСИН России не рассматривала её заявление, предложений о единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения директору ФСИН России не поступало, как и не поступал отказ от их выплат. Таким образом, полагала, что её заявление, адресованное на имя директора ФСИН России <...>, не было рассмотрено в полном объеме. Ответ ей дан единолично Врио начальника УКСНЭР ФСИН России <...>, что нарушает требование Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

На основании изложенного просит суд обязать административного ответчика рассмотреть заявку на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в порядке очереди, с момента подачи рапорта 31.01.2014.

В процессе рассмотрения дела административный истец Ахаева Н.В. уточнила административные требования, просила суд признать незаконным и нарушающим её права ответ административного ответчика от 24.12.2019 №ог-20-51740 на её заявление от 01.12.2019 о рассмотрении вопроса о выдаче причитающейся ей единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья; обязать административного ответчика рассмотреть её заявление на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в порядке очереди, с момента подачи рапорта 31.01.2014.

Административный истец Ахаева Н.В., ее представитель по доверенности Шамонов А.Н. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные административные требования поддержали по тем же основаниям.

Представителя административного ответчика Федеральной службы исполнения наказания России и заинтересованного лица Управления ФСИН России по Тульской области по доверенности Козлова К.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь в обоснование возражений на тот факт, что 31.01.2014 Ахаева Н.В. обратилась с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о принятии её на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. В заявлении Ахаева Н.В. указала состав семьи: дочь <...> Решением комиссии ФСИН России от 25.05.2016 № 36 Ахаевой Н.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. Не была предоставлена информация о регистрации дочери за пятилетний период, а также в связи с обеспеченностью общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения).

Не согласившись с данным решением, Ахаева Н.В. обратилась с иском в суд. Решением Центрального районного суда г. Тулы от 02.05.2017 исковые требования Ахаевой Н.В. удовлетворены частично. Суд признал незаконным и подлежащим отмене решение комиссии, признал за Ахаевой Н.В. право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, обязал ФСИН России поставить семью Ахаевой Н.В. в составе 2 человек на учет для получения единовременной выплаты с 25.05.2016.

31.10.2017 Ахаева Н.В., составом семьи 2 человека, поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 25.05.2016 в соответствии с решением суда.

В соответствии с п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, единовременная социальная выплата на приобретение или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Таким образом, законодательством не предусмотрены основания для осуществления единовременной социальной выплаты Ахаевой Н.В. ранее срока постановки её на учет, то есть ранее 25.05.2016.

Относительно полномочий врио начальника УКСНЭР ФСИН России <...> на подписание обжалуемого ответа, указала на то, что управлением делами ФСИН России, поступившее заявление Ахаевой Н.В. от 01.12.2019, зарегистрировано 06.12.2019 за №ог-35307 и направлено для рассмотрения по компетенции в управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России (УКСНЭР ФСИН России). На основании подпункта «е» пункта 1.19 Регламента ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от 19.05.2006 № 245, а также п. 17.17 Положения об УКСНЭР ФСИН России начальник УКСНЭР ФСИН России обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных заявлений или жалоб граждан в части, касающейся деятельности управления, и подписывает ответы на них. Таким образом, врио начальника УКСНЭР ФСИН России <...> является уполномоченным лицом ФСИН России, который обеспечил рассмотрение заявления Ахаевой Н.В. от 01.12.2019, а также подписал ответ от 24.12.2019 №ог-20-51740.

Решением Центрального районного суда г.Тулы от 28 мая 2020 административные исковые требования Ахаевой Н.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец Ахаева Н.В. просит решение суда отменить, как не законное и необоснованное ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.

В соответствии со ст.150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просившего об отложении судебного разбирательства представителя административного истца Ахаевой Н.В. по доверенности Шамонова А.Н.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения административного истца Ахаевой Н.В., представителя административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Тульской области по доверенности Козлова К.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, и следует из материалов дела Ахаева Н.В. – майор внутренней службы инспектор отделения воспитательной работы с осужденными УФСИН России по Тульской области, 31.01.2014 года обратилась с рапортом на имя директора ФСИН России о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369 с составом семьи 2 человека (она и дочь – <...>, <...> года рождения). На момент обращения с данным рапортом (заявлением) выслуга лет Ахаевой Н.В. в календарном исчислении составляла более 21 года.

Решением Комиссии ФСИН России от 25.05.2016 Ахаевой Н.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил (к заявлению не представлена информация о регистрации дочери за пятилетний период), а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Не согласившись с данным решением, Ахаева Н.В. обратилась с иском в суд. Решением Центрального районного суда г. Тулы от 02.05.2017 исковые требования Ахаевой Н.В. удовлетворены частично. Судом признано незаконным и подлежащим отмене решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной систем, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 25.05.2016 об отказе Ахаевой Н.В. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Признано право Ахаевой Н.В. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. ФСИН России обязано поставить семью Ахаевой Н.В. в составе двух человек (Ахаева Н.В. и дочь – <...>) на учет для получения единовременной выплаты с 25.05.2016. В остальной части исковых требований Ахаевой Н.В. отказано.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 15.08.2017 решение Центрального районного суда г. Тулы от 02.05.2017 оставлено без изменения, апелляционные жалобы административного истца Ахаевой Н.В. и административного ответчика ФСИН России – без удовлетворения.

01.12.2019 Ахаева Н.В. обратилась в УФСИН России с заявлением о выдаче причитающейся единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом вынесенного решения Центрального районного суда г. Тулы от 02.05.2017.

24.12.2019 Ахаевой Н.В. был дан ответ №ог-20-51740 за подписью Врио начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России <...>, в котором было указано на то, что решением комиссии ФСИН России от 31.10.2017 (протокол № 40) она поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 2 человека с 25.05.2016 года в соответствии с решением суда. Единовременная социальная выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на соответствующие цели. Согласно п. 23 Правил от 24.04.2013 № 369 единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников. Так как она принята на учет с 25.05.2016 года, представление ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения будет производиться в порядке общей очередности среди принятых на учет, но не ранее предоставления указанной выплаты сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в том же году. В настоящее время единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в 2014 году, а также сотрудникам и гражданам, принятым на соответствующий учет в январе 2014 года.

Ахаева Н.В. полагает, что данным ответом нарушается её право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня подачи рапорта 31.01.2014, что послужило основанием для обращения с административным иском в суд.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» утверждены «Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации».

В соответствии с п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами закона и правомерно исходил из того, что вопрос о постановке административного истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения был разрешен судом 02.05.2017, Ахаева Н.В., составом семьи 2 человека, обоснованно поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 25.05.2016, что подтверждается представленной административным ответчиком выпиской из протокола ФСИН России от 31.10.2017 № 40.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.

Вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Кроме того, получение сотрудником ФСИН России единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников, поставленных на учет ранее административного истца.

Ахаева Н.В., принятая на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с 25.05.2016, вправе получить соответствующую выплату исключительно в порядке очередности.

Поскольку административный истец не имеет права на внеочередное предоставление ему единовременной социальной выплаты, последняя должна быть предоставлена ему в соответствии с очередностью даты постановки на учет - с 25.05.2016.

С учетом изложенного, принимая во внимание что административный истец вправе получить единовременную выплату в порядке очередности, так как оснований и условий получения соответствующей выплаты вне очереди действующее законодательство не предусматривает, вместе с тем, осуществляя свои права, административный истец не вправе нарушать права и законные интересы иных лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый ответ нельзя признать не соответствующим требованиям действующего законодательства.

Проанализировав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, с учетом приведенных норм законодательства, суд первой инстанции обоснованно признал, что обращение Ахаевой Н.В. рассмотрено в установленном законом порядке, уполномоченным лицом, по существу поставленных в нем вопросов, заявителю подготовлен и направлен мотивированный ответ в установленные законом сроки.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При этом суд правильно в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 62 КАС РФ установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст.310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Тулы от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Ахаевой Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи