ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-22281/19 от 22.08.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33а-22281/2019 Судья: Никандрова С.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 22 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Чуфистова И.В.

судей

Ивановой Ю.В., Князевой О.Е.

с участием прокурора

Андреевой Н.А.

при секретаре

Мерцаловой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7586/2019 по апелляционной жалобе Максимова Романа Игоревича на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 августа 2019 года по административному иску Ермиловой Елены Николаевны к Территориальной избирательной комиссии № 22 Санкт-Петербурга об оспаривании решения от 06 августа 2019 года № 92-2 «О регистрации Максимова Романа Игоревича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235».

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя административного истца Ермиловой Е.Н. – Миронова М.А. (по доверенности), возражения председателя Территориальной избирательной комиссии № 22 Санкт-Петербурга – Ткаченко О.В. и представителя ТИК № 22 Санкт-Петербурга – адвоката Стацура Ф.И. (по ордеру), заинтересованного лица Максимова Р.И. и его представителя – Уварова М.В. (по устному ходатайству), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга – Андреевой Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии № 22 Санкт-Петербурга (далее – ТИК № 22) от 06 августа 2019 года № 92-2 «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235».

В обоснование административного иска ФИО2 ссылалась на то обстоятельство, что решением ТИК № 22 она зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235, однако этой же избирательной комиссией 06 августа 2019 года принято решение № 92-2 о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по указанному избирательному, с которым истец не согласна по причине предоставления ФИО1 недостаточного количество достоверных подписей избирателей.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 августа 2019 года административный иск Ермиловой Е.Н. удовлетворен; признано незаконным и отменено решение Территориальной избирательной комиссии № 22 Санкт-Петербурга от 06 августа 2019 года № 92-2 о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ФИО1 просит решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 15 августа 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального права.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещена судом надлежащим образом посредством телефонной связи; доказательств уважительности причин неявки не представила, об отложении судебного разбирательства не просила; направила в судебное заседание своего представителя, имеющего надлежащим образом оформленную доверенность.

Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав).

Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее – Закон о выборах депутатов муниципальных советов).

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав).

Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее – Закон о выборах депутатов муниципальных советов).

При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.

25 июня 2019 года ФИО1 подал в ИКМО Сампсониевское заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское по пятимандатному избирательному округу № 235 в порядке самовыдвижения (л.д. 35).

Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу № 235 (л.д. 34), членом ИКМО Сампсониевсике 25 июня 2019 года в 16 часов 39 минут от ФИО1 приняты следующие документы:

- заявление о согласии баллотироваться;

- копия паспорта;

- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (пенсионное удостоверение);

- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;

- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.

06 июля 2019 года заместителем председателя ТИК № 22 от ФИО1 были приняты (л.д. 36):

- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;

- протокол об итогах сбора подписей избирателей;

- документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;

- данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию;

- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.

Как следует из итогового протокола о результатах проверки подписных листов из 16 заявленных подписей избирателей в поддержку выдвижения ФИО1 кандидатом в депутаты, подлежащих проверке, семь подписей были признаны недействительными (л.д. 42).

Решением ТИК № 22 от 15 июля 2019 года № 85-1 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному округу № 235 по основанию, предусмотренному подпунктами «г», «д», «з» пункта 4 статьи 29 Закон о выборах депутатов муниципальных советов, а именно: отсутствуют документы, подтверждающие факт оплаты подписных листов; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

На данное решение ФИО1 была подана жалоба в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 02 августа 2019 года № 126-58 решение ТИК № 22 от 15 июля 2019 года № 85-1 отменено; на избирательную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному округу № 235 не позднее, чем через пять дней после принятия данного решения (л.д. 17-20).

Решением ТИК № 22 от 06 августа 2019 года № 92-2 ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному округу № 235 (л.д. 23-24).

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения у ТИК № 22 отсутствовали правовые основания для регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты, поскольку имелось недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Данный вывод суда следует признать правильным.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, или иным законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об основных гарантиях избирательных прав, самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 названого Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определён в статье 37 этого же Закона.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов форма подписного листа устанавливается в соответствии с федеральным законом.

Форма подписного листа установлена Приложением № 8 к Закону об основных гарантиях избирательных прав.

Согласно названному Приложению в подписном листе указывается адрес места жительства избирателя, а также сборщика подписей.

Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что адресом места жительства является адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, необходимость указания в подписных листах адреса места жительства избирателя - прямое требование федерального закона, выполнение которого не зависит от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса.

В соответствии со статьей 28 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, о чем должны извещаться кандидат, его представители и доверенные лица.

В силу пункта 10 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной.

В силу пункта 13 статьи 28 названного закона недействительными признаются:

- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт «б»);

- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом настоящей статьи (подпункт «в»);

- все подписи избирателей в подписном листе в случае, в том числе, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (подпункт «з»).

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское от 18 июня 2019 года № 2-10 определено, что при проведении выборов депутатов муниципального совета для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу № 235, необходимо 12 подписей избирателей в поддержку выдвижения соответствующего кандидата (л.д. 25).

Решением муниципального совета названного выше внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга от 20 февраля 2014 года № 1-63 утверждена схема избирательных округов для проведения выборов муниципального совета названного муниципального образования (л.д. 28-33).

В соответствии с протоколом об итогах сбора подписей избирателей, ФИО1 представил в ТИК № 22 10 подписных листов, содержащих 16 подписей избирателей (л.д. 37).

В подписном листе № 9 в строках 1 и 2, в подписном листе № 10 в строке 1 в столбце таблицы «адрес места жительства» избирателями <...> А.В., <...> Е.А. и <...> А.В. дом, в котором проживают названные избиратели, указан как строение под литерой «А» (л.д. 54-55).

Между тем, в состав избирательного округа № 235 решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское от 20 февраля 2014 года № 1-63 <адрес> и <адрес> не включены (л.д. 30). Следовательно, подписи избирателей <...> А.В., <...> Е.А. и <...> А.В. правильно признаны избирательной комиссией муниципального округа Сампсониевское недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 13 статьи 28 Закона о выборах депутатов муниципальных советов.

В подписном <...> в строках 1 и 2 в графе «адрес места жительства» избирателей <...> Г.В. и <...> М.Ю. указано: г. <адрес> (л.д. 51).

Между тем, из справки Санкт-Петербургского ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» от 09 июля 2019 года следует, что по адресу: <адрес><...> Г.В. и <...> М.Ю. не зарегистрированы (л.д. 26), в связи с чем, подписи указанных лиц обоснованно признаны избирательной комиссией муниципального округа Сампсониевское недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 13 статьи 28 Закона о выборах депутатов муниципальных советов.

Пунктом 12 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав установлено требование, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривает такое основание для признания недействительными всех подписей избирателей в подписном листе, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указанные в подписном листе, не соответствуют действительности.

Из материалов дела следует, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты ФИО1 указал в графе «адрес места жительства»: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 35).

Вместе с тем, в подписном листе № 5 в графе «подписной лист удостоверяю» имеется запись о том, что ФИО1 проживает по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 50).

С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку 6 из 16 представленных кандидатом подписей признаны недействительными, при необходимом минимальном количестве достоверных подписей – 12, постольку в силу подпункта «з» пункта 4 статьи 29 названного закона указанное обстоятельство обоснованно послужило основанием для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Утверждение ФИО1 о том, что Санкт-Петербургское ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» не наделено полномочиями, связанными с выдачей справок о регистрационном учёта граждан по месту жительства, несостоятельно.

Согласно Распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.08.2019 N 145-р "Об утверждении примерной формы устава санкт-петербургских государственных казенных учреждений - районных жилищных агентств" (пункты 2.3.8.6; 2.3.8.7; 2.3.8.8), к компетенции названных государственных казённых учреждений относится Прием и передача в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"; ведение учета граждан вселяемых по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга, договорам безвозмездного пользования и договорам найма специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга, в том числе с использованием городской информационно-поисковой системы "Население. Жилой фонд", а также выдача справок о регистрации (форма 9), выдача справок о характеристике жилого помещения (форма 7), выдача справок о снятии с регистрации некоторых категорий граждан (форма 12), в том числе в порядке осуществления межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 августа 2019 года по административному делу № 2а-7586/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: