В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-2232/2019
Строка 019а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«09» апреля 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего-судьи Кобзевой И.В.,
судей Дёминой О.В., Ясинской И.И.,
при секретаре Кузнецове С.С.,
заслушав в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кобзевой И.В.
административное дело по административному исковому заявлению Смотрова Владимира Ивановича к Главному управлению МЧС России по Воронежской области, начальнику Главного управления МЧС России по Воронежской области Кошелю Александру Николаевичу, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконными действий, связанных с возвратом денежных средств, предназначенных для предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе начальника Главного управления МЧС России по Воронежской области Кошеля Александра Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 30 ноября 2018 года,
(судья районного суда Галкин К.А.)
У С Т А Н О В И Л А :
Смотров В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Воронежской области и МЧС России о признании незаконными действий начальника управления, связанных с возвратом денежных средств; признании незаконным решения комиссии министерства об отзыве денежных средств, поступивших на счет управления по Воронежской области, предназначенных для социальной выплаты на жилье. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен начальник Главного управления МЧС России по Воронежской области Кошель А.Н.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он проходил службу в ФГБОУ ДПО Учебный центр ФПС по Воронежской области в должности водителя УПЧ с 31 июля 2001 года по 13 мая 2014 года. Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Воронежской области от 27 декабря 2013 года поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 02 декабря 2013 года, с составом семьи четыре человека.
На счет ГУ МЧС России по Воронежской области 04 сентября 2017 года поступили денежные средства в размере 8 731 000 рублей для предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
09 сентября 2017 года в ГУ МЧС России по Воронежской области поступило обращение Петра Семенова о том, что у одного из очередников, включенных в список для предоставления единовременной социальной выплаты в 2013 году, имеется жилая площадь и им представлены фиктивные документы.
10 сентября 2017 года начальником ГУ МЧС России по Воронежской области на имя Департамента гражданской защиты МЧС России направлена докладная записка о необходимости проведения дополнительной проверки представленных очередниками 2013 года документов, в связи с поступившим 09 сентября 2017 года обращением и необходимости рассмотрения вопроса об отзыве денежных средств, выделенных ГУ МЧС России по Воронежской области, в целях недопущения неправомерной единовременной социальной выплаты.
На основании указанной выше докладной записки 13 сентября 2017 года МЧС России со счетов ГУ МЧС России по Воронежской области отозваны денежные средства в размере 8 731 000 рублей.
Административный истец указывает, что в единовременной социальной выплате ему отказано и в отношении него начато проведение дополнительной проверки о наличии в собственности недвижимого имущества.
По результатам дополнительной проверки доводы, изложенные в обращении Петра Семенова от 09 сентября 2017 года, в отношении административного истца не подтвердились, состава преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, в его действиях усмотрено не было.
Прокуратурой Воронежской области в адрес начальника ГУ МЧС России по Воронежской области вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором указано, что у ГУ МЧС России по Воронежской области в лице его начальника не имелось оснований для возврата денежных средств, предназначенных для единовременной социальной выплаты, в том числе Смотрову В.И.
В связи с этим, с учетом уточненных требований Смотров В.И. просил суд признать незаконными действия начальника ГУ МЧС России по Воронежской области, ГУ МЧС России по Воронежской области, связанные с возвратом денежных средств, поступивших 04 сентября 2017 года в размере 8 731 000 рублей, предназначенных для предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, включенным в список для предоставления единовременной социальной выплаты в 2013 году; признать незаконным решение комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат от 13 сентября 2017 года об отзыве денежных средств, поступивших на счет главного управления МЧС России по Воронежской области в размере 8 731 000 рублей для предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятым на учет в 2013 году.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 30 ноября 2018 года требования Смотрова В.И., заявленные к начальнику ГУ МЧС России по Воронежской области Кошелю А.Н. и комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат удовлетворены. В удовлетворении требований Смотрова В.И. к ГУ МЧС России по Воронежской области отказано (т.2 л.д.47-57).
В апелляционной жалобе начальник Главного управления МЧС России по Воронежской области Кошель А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу (т.2 л.д. 69-76).
В судебном заседании представитель МЧС России и ГУ МЧС России по Воронежской области по доверенности Павлова Н.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснила, что решение суда первой инстанции считает незаконным и необоснованным, просила его отменить.
Смотров В.И. и его представитель по устному заявлению Мешков М.С. возражали против удовлетворения жалобы, полагали, что решение районного суда является законным и обоснованным.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктами 23 и 25 раздела IV указанных Правил установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет и считается предоставленной сотруднику с даты ее перечисления на банковский счет последнего.
Судом установлено, что административный истец в период с 31 июля 2001 года по 13 мая 2014 года проходил службу в ФГБОУ ДПО Учебный центр ФПС по Воронежской области в должности водителя УПЧ.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от 27 декабря 2013 года Смотров В.И. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи четыре человека: он, жена - Смотрова С.В., 07 ноября 1973 года рождения, сын - Смотров С.В., 01 марта 1994 года рождения, дочь – Смотрова К.В., 21 марта 2003 года рождения. На сентябрь 2017 года Смотров В.И. состоял первым на очереди.
В соответствии с приказом МЧС России от 07 июня 2017 года №244 «О дополнительных мерах по повышению социальной защищенности, обеспечению комфортных условий труда и службы личного состава МЧС России», на основании решения комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат от 23 августа 2017 года, оформленного протоколом № 9, на счет ГУ МЧС России по Воронежской области 04 сентября 2017 года поступили денежные средства в размере 8 731 000 рублей, для предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с письмом МЧС России №43-5239-14 от 30 августа 2017 года руководителям территориальных органов и организаций МЧС России поручено взять на особый контроль расчеты по единовременным социальным выплатам и субсидиям, обеспечив законность и строгое целевое использование денежных средств, открытость и доступность информации для всех категорий личного состава; перед использованием единовременной социальной выплаты и субсидий организовать уточнение сведений о сотрудниках ФПС ГПС, военнослужащих и ФГГС, состоящих на учете для получения выплат и др. Также руководители территориальных органов и организаций МЧС России предупреждены о персональной ответственности за перечисление единовременных социальных выплат и субсидий сотрудникам ФПС ГПС, военнослужащим и ФГГС, предоставившим недостоверную информацию, необходимую для получения указанных выплат.
09 сентября 2017 года в ГУ МЧС России по Воронежской области поступило электронное обращение Петра Семенова, в котором указано, что у одного из очередников, включенных в список для предоставления единовременной социальной выплаты в 2013 году, имеется жилая площадь и им представлены фиктивные документы, в связи с чем, возникла необходимость проведения дополнительной проверки предоставленных очередниками 2013 года документов.
10 сентября 2017 года начальником ГУ МЧС России по Воронежской области на имя начальника Департамента гражданской защиты МЧС России направлена докладная записка №9311-1-19 о необходимости проведения дополнительной проверки представленных очередниками 2013 года документов. Также в докладной записке изложена просьба рассмотреть вопрос об отзыве денежных средств, выделенных ГУ МЧС России по Воронежской области (т.1 л.д.11).
В соответствии с решением комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат, принятым на основании докладной записки начальника ГУ МЧС России по Воронежской области от 10 сентября 2017 года №9311-1-19, денежные средства для предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 8 731 000 рублей отозваны 13 сентября 2017 года главным распорядителем со счетов ГУ МЧС России по Воронежской области (т.2 л.д.18, 19-20).
Разрешая заявленные административным истцом требования о признании незаконными действий начальника ГУ МЧС России по Воронежской области Кошеля А.Н., связанные с возвратом денежных средств, поступивших 04 сентября 2017 года и предназначенных для предоставления сотрудникам ФПС ГПС (в том числе Смотрову В.И.) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, включенным в список для предоставления единовременной социальной выплаты в 2013 году и признании незаконным решения комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат об отзыве денежных средств, поступивших на счет главного управления МЧС России по Воронежской области в размере 8 731 000 рублей для предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принятым на учет в 2013 году, суд первой инстанции, проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, пришел к выводу об удовлетворении требований в этой части, поскольку установил, что решением комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат необоснованно отозваны денежные средства в размере 8 731 000 рублей, а действия начальника ГУ МЧС России по Воронежской области Кошеля А.Н. фактически привели к необоснованному возвращению указанных денежных средств.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
В ходе проведенной прокуратурой Воронежской области проверки установлено, что очередниками 2013 года являются три пенсионера: Смотров В.И., Ракитин И.Н. и Городинский П.И. Данными гражданами в Главное управление МЧС России по Воронежской области были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные законодательством для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
08 сентября 2017 года МЧС России на лицевые счета Главного управления МЧС России по Воронежской области, открытые в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области, были доведены лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации РФ «Субсидии гражданам на приобретение жилья» на сумму 8 731 000 рублей в виде единовременной субсидии на приобретение жилого помещения сотрудникам ФПС ГПС в 2017 году в собственность с приложением №8 к протоколу заседания комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат от 23 августа 2017 года №9.
В нарушение права на получение социальной гарантии, установленного законодательством, до настоящего времени единовременная социальная выплата Смотрову В.И., Ракитину И.Н. и Городинскому П.И. не представлена.
07 ноября 2018 года в адрес начальника Главного управления МЧС России по Воронежской области Кошеля А.Н. заместителем прокурора Воронежской области Немкиным Ю.А. по итогам проверки внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства №7/1-8-2017, которым предложено безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием сотрудников прокуратуры области, принять реальные меры по устранению выявленных нарушений, недопущению их в дальнейшей деятельности и рассмотреть вопрос об ответственности виновных лиц (т.3 л.д. 21-22). Указанное представление начальником ГУ МЧС России по Воронежской области не обжаловалось.
Кроме того, в соответствии с п. 3 и п.4 части 9, ч.11 ст. 226 КАС РФ на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возложена обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что таких доказательств административными ответчиками в материалы дела не представлено.
Пунктом 2 Порядка формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом МЧС России от 14 января 2015 года № 6, установлено, что комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, созданными в целях рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам (гражданам) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с п. 7 указанного Порядка комиссии осуществляют следующие функции:
- принимают решения о постановке или об отказе в постановке на учет сотрудника (гражданина) для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- проверяют при решении вопроса о постановке сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании документов, представленных сотрудником (гражданином), наличие условий, необходимых для постановки на учет;
- принимают решения о снятии сотрудника (гражданина) с учета для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных Правилами;
- принимают решения о предоставлении сотруднику (гражданину) единовременной социальной выплаты.
Решение о предоставлении сотруднику (гражданину) единовременной социальной выплаты утверждается приказом начальника территориального органа, организации и учреждения МЧС России (п.18 Порядка).
По смыслу указанных положений начальник территориального органа МЧС России не наделен правом единоличного распоряжения денежными средствами, поступившими на счет территориального органа МЧС для предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты, а также правом проверки документов, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет в качестве нуждающегося в получении выплаты.
При этом какого-либо решения комиссии, созданной и действующей в ГУ МСЧ России по Воронежской области, об отзыве денежных средств, поступивших на счет управления, не принималось.
Кроме того, п.6 Приказа МЧС России от 27 апреля 2016 года № 222 «Об организации распределения в системе МЧС России финансовых средств, направленных на выполнение мероприятий по жилищному обеспечению сотрудников МЧС России» установлено, что в случае неиспользования сотрудниками ФПС ГПС, военнослужащими и гражданскими служащими выделенных финансовых средств для приобретения (строительства) жилого помещения в течение 6 месяцев с даты получения этих средств, начальники территориальных органов и учреждений МЧС России, СУ ФПС N 3 МЧС России организуют работу по их возврату в федеральный бюджет.
Таким образом, единственным основанием для осуществления начальником территориального органа МЧС мероприятий по возврату в федеральный бюджет выделенных финансовых средств для приобретения (строительства) жилого помещения является их неиспользование сотрудниками ФПС ГПС в течение 6 месяцев с даты получения этих средств.
Наличия таких оснований для постановки начальником ГУ МЧС России по Воронежской области Кошелем А.Н. вопроса об отзыве денежных средств, поступивших на счет на основании решения комиссии МЧС России для предоставления сотрудникам в качестве единовременной социальной выплаты, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о необоснованности действий начальника ГУ МЧС России по Воронежской области Кошеля А.Н., связанных с возвратом в адрес МЧС России денежных средств, поступивших 04 сентября 2017 года в размере 8 731 000 рублей, а также о признании незаконным решения комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат об отзыве денежных средств, принятого на основании докладной записки Кошеля А.Н., которые повлекли нарушение прав и законных интересов Смотрова В.И., состоящего первым в очереди на получение единовременной социальной выплаты в 2017 году, у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, следует отметить, что на неоднократные запросы и предложения суда первой инстанции (т.1 л.д.166,169, т.1 л.д.5) МЧС России не было представлено оспариваемое решение комиссии МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат об отзыве денежных средств, хотя факт принятия такового решения административными ответчиками не оспаривался, в том числе в письменных возражениях на иск (т.2 л.д.23-27) и в ответе в прокуратуру Воронежской области (л.д.19). Не представлено указанное решение и в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, административным ответчиком не были доказаны в соответствии с п. 3 и п.4 части 9, ч.11 ст. 226 КАС РФ полномочия органа по принятию оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и наличия оснований, соответствующих требованиям закона, для принятия такого решения.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 30 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Главного управления МЧС России по Воронежской области Кошеля А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии: