ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2252 от 15.03.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Буланова Н.А. Дело № 33а-2252

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Кудриной Я.Г., Туктамышевой О.В.

при секретаре Горовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края по апелляционной жалобе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 12 сентября 2017 года, которым требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично: признано незаконным бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в непринятии мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Малиновка; на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края возложена обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установление границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Малиновка, в соответствии с представленными полномочиями и в установленном порядке. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителей департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края: ФИО1, ФИО2, прокурора Маториной О.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований водного законодательства, по результатам которой установлено бездействий департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в неустановлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта р.Малиновка. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями по осуществлению мер по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 августа 2014 года утверждена схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Амур. Указанной схемой утвержден перечень водных объектов бассейна реки Уссури и их частей, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти Приморского края. Данный перечень предусматривает 36 водных объектов особо ценного рыбохозяйственного значения, границы водоохранных зон которых должны быть установлены в первую очередь, в том числе для р.Малиновка. До настоящего времени уполномоченным органом не приняты меры по охране водного объекта р.Малиновка в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта), сведения о водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта для включения в государственный водный реестр, а также в орган регистрации прав не направлены. Просит признать незаконным бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в неустановлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Малиновка, возложить на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу в отношении р.Малиновка обязанность по: определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст.65 ВК РФ; описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических координатах; установлению на всем протяжении в пределах Приморского края водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водного объекта с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр; предоставлению в установленном порядке документов (содержащихся в них сведений) о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в Единый государственный реестр недвижимости.

Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в судебное заседание не явился, направил возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что обязательным условием осуществления департаментом мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы конкретного водного объекта и закреплению их на местности специальными информационными знаками является включение данных мероприятий в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, и поступление денежных средств в виде субвенций на соответствующие мероприятия. Поскольку мероприятия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Малиновка и закреплению их на местности в данный перечень не включены и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, у департамента не возникло обязанности по осуществлению данных мероприятий. Департаментом ежегодно проводятся работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных зон. Реализация указанных в административном иске мероприятий предполагает двухстадийное выполнение: один год – разработка проектной документации, второй год – закрепление на местности посредством установки специальных информационных знаков. Предоставление документов о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в ЕГРН осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного водного реестра, а не департаментом.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

По делу установлено, что Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Приморского края от 13 февраля 2017 года была проведена проверка исполнения требований водного законодательства, в том числе полноты и своевременности мер, принимаемых департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края к охране водных объектов, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В результате проверки установлено, что Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 августа 2014 года утвержден перечень водных объектов бассейна реки Уссури и их частей, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти Приморского края, который предусматривает 50 водных объектов – 36 рек, 7 озер и 7 водохранилищ.

Однако уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до настоящего времени не приняты меры по охране водных объектов в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов), в том числе р.Малиновка.

Рассмотрев административные исковые требования прокурора к Департаменту, суд первой инстанции принял во внимание, что обязанность по установлению и описанию границ водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Малиновка Департаментом не исполнена, сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта в Федеральное агентство водных ресурсов до настоящего времени не представлены, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность по исполнению требований закона.

Между тем, удовлетворяя административный иск прокурора к Департаменту, суд первой инстанции не учел следующее.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.3 ст.26 Водного кодекса РФ).

В силу ст.33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливается предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 года N 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В соответствии с п.5.6.4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Кроме того, Росводресурсы осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (п.5.13 Положения).

В силу п.1 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N 883, схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

Согласно п.2 Правил схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.

Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (п.3 Правил).

Схемами устанавливается, в том числе перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.п «б» п.6 Правил).

Регламент формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный Приказом Росводресурсов от 23 июня 2016 года N 123, определяет состав и формы прогнозных материалов, порядок представления и рассмотрения предложений о необходимых объемах бюджетных ассигнований на финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий и работ, направленных на реализацию государственных задач в сфере водных ресурсов по обеспечению социально-экономических потребностей в водных ресурсах, безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, предупреждению и снижению ущербов от наводнений и другого негативного воздействия вод, включая предложения по реализации субъектами Российской Федерации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Согласно п.1.9 Регламента решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ, указанных в пункте 1.2 настоящего Регламента, принимается руководством Росводресурсов на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению материалов бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 и на плановый период 2018 - 2019 годов (далее - Комиссия) по результатам рассмотрения материалов бюджетных проектировок Комиссией в соответствии с разделом 4 настоящего Регламента.

Из вышеприведенных положений Водного кодекса РФ и подзаконных нормативных правовых актов в их совокупности следует вывод, что именно Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов, принимает решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ в области водных отношений.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции подлежали выяснению вопросы о включении мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, в схему комплексного использования и охраны водных объектов, а также вопросы выделения бюджетных средств в виде субвенций на соответствующие мероприятия.

При этом, судебная коллегия полагает, что рассмотрение данного дела без привлечения к участию в качестве заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов не может быть полным и всесторонним.

В соответствии с ч.1 ст.310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права и вышеуказанных положений КАС РФ решение суда подлежит отмене с передачей дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 12 сентября 2017 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение во Фрунзенский районный суд г.Владивостока.

Председательствующий

Судьи