Судья: Рыбкин М.И. Дело <данные изъяты>а-22533/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Курлаевой И.В., Цыцаркиной С.И., при помощнике судьи Налапкине А.П., рассмотрела в открытом судебном заседании 07 сентября 2020 года апелляционные жалобы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 24 августа 2020 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха о признании незаконными решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатами в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха, обязании зарегистрировать в качестве кандидатов. Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В., объяснения ФИО1, ФИО4, ФИО3, представителя Избирательной комиссии городского округа Балашиха – ФИО5, заключение прокурора Ищенко Е.И., установила: Решением Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 10 августа 2020 года № 22/211 ФИО3 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 6, в связи с недостаточным количеством подписей избирателей для регистрации кандидата. ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 10 августа 2020 года № 22/211 об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 6, ссылаясь на то, что все собранные ею подписи были выполнены избирателями собственноручно и в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. Справка специалиста ЭКЦ МУ МВД России «Балашихинское», по мнению административного истца, составлена с нарушениями, которые не позволяют рассматривать ее в качестве заключения эксперта. Решением Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 10 августа 2020 года № 22/202 ФИО4 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 1, в связи с недостаточным количеством подписей избирателей для регистрации кандидата. ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 10 августа 2020 года № 22/202 об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 1, ссылаясь на то, что не был извещен о проведении проверки представленных им подписных листов. Справка специалиста ЭКЦ МУ МВД России «Балашихинское», по мнению административного истца, не является документом, который может служить основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты. Решением Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 09 августа 2020 года № 21/197 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 3, в связи с недостаточным количеством подписей избирателей для регистрации кандидата. ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 09 августа 2020 года № 21/197 об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 3, ссылаясь на то, что не был извещен о проведении проверки представленных им подписных листов. Справка специалиста ЭКЦ МУ МВД России «Балашихинское», по мнению административного истца, не является документом, который может служить основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты. Решением Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 09 августа 2020 года № 21/191 ФИО2 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 6, в связи с недостаточным количеством подписей избирателей для регистрации кандидата. ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 10 августа 2020 года № 22/211 об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатному избирательному округу № 6, ссылаясь на то, что все собранные им подписи были выполнены избирателями собственноручно и в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. Справка специалиста ЭКЦ МУ МВД России «Балашихинское», по мнению административного истца, составлена с нарушениями, которые не позволяют рассматривать ее в качестве заключения эксперта. Определениями Железнодорожного городского суда Московской области от 21 августа 2020 года административные дела по административным искам ФИО4, ФИО1 и ФИО2 объединены в одно производство с административным делом по административному иску ФИО3 Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 24 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционных жалобах ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 просят об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом норм действующего законодательства. Заслушав объяснения явившихся лиц, а также заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений Избирательной комиссии городского округа Балашиха на них, судебная коллегия пришла к следующему. В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ). Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ). В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ, определяющему основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (статья 2). Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 названного Федерального закона). Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей. Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 23.06.2020 года № 06/85 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области на 13 сентября 2020 года. Решением Избирательной комиссии городского округа Балашиха полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов городского округа Балашиха по многомандатным избирательным округам, назначенных на 13 сентября 2020 года, возложены на Избирательную комиссию городского округа Балашиха. Решением Избирательной комиссии городского округа Балашиха от 29 июня 2020 года № 3/17 определено необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата по многомандатному округу и максимальное количество подписей избирателей, представляемых в Избирательную комиссию городского округа Балашиха для регистрации кандидата: по многомандатному округу № 1 необходимое количество подписей – 50, максимальное количество подписей – 55; по многомандатному округу № 3 – необходимое – 51, максимальное – 56; по многомандатному округу № 6 – необходимое – 51, максимальное – 56. В целях регистрации кандидатами в депутаты административные истцы представили в Избирательную комиссию городского округа Балашиха заявления о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты, приложив соответствующие документы, а также подписные листы: ФИО1 – в количестве 12 листов с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения – заявленное количество подписей 56; ФИО2 – в количестве 17 листов с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения – заявленное количество подписей 56; ФИО3 – в количестве 15 листов с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения – заявленное количество подписей 56; ФИО4 – в количестве 12 листов с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения – заявленное количество подписей 55. Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии установленных законом документов и необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исчерпывающий перечень оснований признания недействительными подписи избирателей содержится в пункте 6.4 статьи 38 данного Федерального закона. По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1 Федерального закона № 67-ФЗ). Если при проверке подписей избирателей, участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя, участника референдума в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными (п. 6.2 Федерального закона № 67-ФЗ). Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п. 6.3 Федерального закона № 67-ФЗ). Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если: подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»); сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «л»). Основанием отказа в регистрации кандидата является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации). Из материалов дела следует и судом установлено, что из итоговых протоколов проверки подписных листов, представленных кандидатами ФИО3, ФИО2, ФИО4 и ФИО1, рабочей группой по проверке требований к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, признаны недостоверными (недействительными): у ФИО3 – 6 подписей; у ФИО2 – 9 подписей; у ФИО4 – 6 подписей; у ФИО1 – 6 подписей. Основаниями признания подписей избирателей недостоверными (недействительными) послужило проведенное комплексное исследование подписей и рукописных записей и технико-криминалистическое исследование представленных документов сотрудником ЭКЦ ГУ МВД по Московской области экспертом отдела по ЭКО МУ МВД России «Балашихинское» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области. ФИО1 в Избирательную комиссию городского округа Балашиха представлены 12 подписных листов, каждый заполнен на лицевой стороне. Всего 56 подписей избирателей (при необходимом минимуме – 51 подпись). В результате проведенных раздельного и сравнительного исследований записей, содержащих сведения об избирателях (в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Адрес места жительства», Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина»), и рукописных записей от имени лица, осуществляющего сбор подписей (в строке «Подписной лист удостоверяю»), было установлено, что рукописные записи в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», «Дата внесения подписи», кроме рукописных записей в графе «Фамилия, имя, отчестве» в строке № 1 листа № 5 и строке № 2 и № 3 листа № 11, в графе «Дата внесения подписи» строк № № 1 и 4 листа № 1, строки № 3 листа № 3, строк № № 4 и 5 листа № 5, строк № 1 и 2 листа № 6, строк № № 2 и 4 листа № 8, выполнены разными лицами; рукописные записи в строках «Подписной лист удостоверяю» и в графе «Фамилия, имя, отчество» в строке № 1 листа № 5, рукописные записи в графе «Фамилия, имя, отчество» в строках № 2 и № 3 листа № 11, в графе «Дата внесения подписи» строки № 3 листа № 3 выполнены одним лицом; в графе «Фамилия имя отчество» строк № № 4 и 5 листа № 5 - выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» строк № № 1 и 4 листа № 1 выполнены одним лицом, строк № 1 и 2 листа № 6, строк № № 2 и 4 листа № 8 - выполнены одним лицом. Общее количество недостоверных (недействительных) подписей составило – 6 подписей. ФИО2 в Избирательную комиссию городского округа Балашиха представлены 17 подписных листов, каждый заполнен на лицевой стороне. Всего 56 подписей избирателей (при необходимом минимуме – 51 подпись). В результате проведенных раздельного и сравнительного исследований записей, содержащих сведения об избирателях (в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Адрес места жительства», Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина»), и рукописных записей от имени лица, осуществляющего сбор подписей (в строке «Подписной лист удостоверяю»), было установлено, что рукописные записи в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», кроме рукописных записей в графе «Фамилия, имя, отчество» в строке № 5 листа № 1, в строке № 1 и № 3 листа № 5, выполнены разными лицами; рукописные записи в строках «Подписной лист удостоверяю», строке № 5 листа № 1, графе «Дата внесения подписи» строки № 4 листа № 17, графе «Фамилия, имя, отчество» в строке № 1 листа № 12 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Фамилия, имя, отчество» в строках № 1 и № 3 листа № 5 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в строке № 5 листа № 4 и строке № 5 листа № 5 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в строке № 5 листа № 6 и строке № 5 листа № 14 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в строке № 2 листа № 4 и строке № 5 листа № 7 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в строках № 3 и № 4 листа № 16 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в строке № 2 листа № 16 и строке № 4 листа № 6 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в строке № 4 листа № 1 и строке № 2 листа № 9 выполнены одним лицом. Общее количество недостоверных (недействительных) подписей составило – 9 подписей. ФИО3 в Избирательную комиссию городского округа Балашиха представлены 15 подписных листов, каждый заполнен на лицевой стороне. Всего 56 подписей избирателей (при необходимом минимуме – 51 подпись). В результате проведенных раздельного и сравнительного исследований записей, содержащих сведения об избирателях (в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Адрес места жительства», Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина»), и рукописных записей от имени лица, осуществляющего сбор подписей (в строке «Подписной лист удостоверяю»), было установлено, что рукописные записи в графах «Фамилия, имя, отчество», кроме рукописных записей в графе «Фамилия, имя, отчество» в строке № 1 и № 3 листа № 2, выполнены разными лицами; рукописные записи в графе «Фамилия, имя, отчество» в строках № l и № 3 листа № 2 выполнены одним лицом; рукописные записи в строках «Подписной лист удостоверяю», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», «Дата внесения подписи» в строке № 3 листа № 1, строке № 3 листа № 5, строке № 4 листа № 6, строке № 4 листа № 9 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в строках № 1 и № 5 листа № 3 выполнены одним лицом, в строках № 1 листа № 12 и № 4 листа № 11 выполнены одним лицом, в остальных строках - выполнены разными лицами. Общее количество недостоверных (недействительных) подписей составило – 6 подписей. ФИО4 в Избирательную комиссию городского округа Балашиха представлены 12 подписных листов, каждый заполнен на лицевой стороне. Всего 55 подписей избирателей (при необходимом минимуме – 50 подпись). В результате проведенных раздельного и сравнительного исследований записей, содержащих сведения об избирателях (в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Адрес места жительства», Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина»), и рукописных записей от имени лица, осуществляющего сбор подписей (в строке «Подписной лист удостоверяю»), было установлено, что рукописные записи в графах «Фамилия, имя, отчество», «Дата внесения подписи», кроме строки № 5 листа № 3, строк № 1 и № 5 листа № 4, строки № 4 листа № 7, строки № 3 листа № 10, строки № 4 листа № 11, строк № 1 и № 4 листа № 12 выполнены разными лицами; рукописные записи в строках «Подписной лист удостоверяю», «Адрес места жительства», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», в графе «Дата внесения подписи» в строках № 1 и № 5 листа № 4, строке № 4 листа № 7, строке № 1 листа № 12 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в строках № 4 листа № 11 и строке № 4 листа № 12 выполнены одним лицом; рукописные записи в графе «Дата внесения подписи» в строках № 3 листа № 5 и строке № 3 листа № 10 выполнены одним лицом. Общее количество недостоверных (недействительных) подписей, согласно итоговому протоколу составило – 6 подписей. Кроме того, в подписном листе № 8 в строке № 4 в графе «Дата внесения записи» имеются неоговоренные избирателем, либо сборщиком подписей исправления в числе «28»: цифра «0» исправлена на цифру «8» и цифра «1» исправлена на цифру «2». В соответствии с положениями пп. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума. С учетом изложенного, общее количество недостоверных (недействительных) подписей в представленных ФИО4 подписных листах составило – 7 подписей. С учетом изложенного, вывод Избирательной комиссии городского округа Балашиха о невыполнении административными истцами требований Федерального закона № 67-ФЗ, предъявляемых к оформлению подписных листов, выразившееся в том, что в части подписных листов данные о фамилии, имени и отчестве избирателей, а также даты внесения подписи, внесены ими не собственноручно, что на основании подпунктов «е» и «л» пункта 6.4. статьи 38 указанного Федерального закона влечет недействительность таких подписей избирателей, является обоснованным. Судом первой инстанции правомерно отклонено ходатайство административных истцов о проведении по делу судебной почерковедческой экспертизы. Выводы Избирательной комиссии сделаны на основании заключений специалиста-почерковеда. При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в административном деле доказательств. Оснований не доверять заключению специалиста у суда первой инстанции не имелось. Представленные в суд административными истцами ФИО4 и ФИО1 заключения специалиста специализированного частного учреждения АНО ЭКЦ «Судебная экспертиза» от 18.08.2020 года, подготовленные по договору с указанными административными истцами, относительно принадлежности почерка на фотокопиях подписных листов избирателям, не опровергают выводов избирательной комиссии, основанных на названном выше заключении специалиста-почерковеда. Заключения специалиста специализированного частного учреждения, являются другой точкой зрения в условиях ограниченного исследовательского материала, предоставленного в копиях, который не знакомился с совокупностью подписных листов в отличие от специалиста-почерковеда ЭКО МУ МВД России «Балашихинское» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области. Обоснованно отклонен судом довод административных истцов о возможности доказывания факта собственноручного внесения дат в подписные листы избирателями посредством оценки показаний свидетелей, поскольку данные обстоятельства подлежат подтверждению иными доказательствами в соответствии с частью 1 статьи 61 КАС РФ. Федеральный закон не содержит требований к форме заключения эксперта. Законодательство о выборах допускает оформление результатов в форме справки и не содержит требования об отражении в письменном виде, как всего хода экспертного исследования, так и его отдельных элементов, в том числе данных о методике. В связи, с чем отсутствие в письменном виде исследовательской части, на основании которой эксперт пришел к выводам, отраженным в справке, не свидетельствует о допущенных при проведении экспертизы нарушениях. Не могут свидетельствовать об ошибочности выводов эксперта либо о допущенных им нарушениях предоставленные административными истцами письменные доказательства, в том числе рецензия на заключение специалиста МВД, ввиду специфики доказывания по данной категории дел, а также особенности применяемой методики исследования при проверки подписных листов. Суды первой инстанции пришел к правильному выводу, что проверка достоверности и действительности подписей избирателей, представленных административными истцами, проведена в полном объеме и в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, а также Методических рекомендаций, утвержденных постановлением ЦИК РФ от 13.06.2012 года № 128/986-6. Эксперт ФИО6 к проверке подписей был привлечен в соответствии положениями данных нормативных актов, имела необходимые специальные знания и опыт работы. Как правильно указал суд первой инстанции на правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Установленные названным законом правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Поскольку общее количество представленных административными истцами в Избирательную комиссию городского округа Балашиха действительных подписей избирателей являлось недостаточным для их регистрации кандидатами в депутаты Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области по соответствующим многомандатным избирательным округам на предстоящих 13.09.2020 года выборах, решения Избирательной комиссии городского округа Балашиха об административным истцам в регистрации кандидатами являются правомерными. Неправильное указание отдельных положений п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, устанавливающих основания для признания подписей избирателей недействительными, не влечет отмену по существу правильного решения суда. Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе административным истцам в удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционных жалоб административных истцов были предметом исследования и оценки суда первой инстанции; они не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, иному толкованию положений материального закона, регулирующего возникшие правоотношения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Железнодорожного городского суда Московской области от 24 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |