Судья: Нетесова Е.В. Дело <данные изъяты>а-22555/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
при секретаре Чугуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района <данные изъяты> на решение Лотошинского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административным исковым заявлениям <данные изъяты> регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в <данные изъяты> отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> к Совету депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным решения <данные изъяты> от <данные изъяты> «О формировании состава Избирательной комиссии муниципального образования «Городское поселение Лотошино»,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя Совета депутатов г.<данные изъяты> – ФИО1, представителя ТИК <данные изъяты> – ФИО2, представителя МОРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – ФИО3, представителя ИК <данные изъяты> – ФИО4
заключение прокурора Смирновой М.В.,
установила:
Московское областное региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области, Московское областное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, территориальная избирательная комиссия Лотошинского района (далее – ТИК Лотошинского района) обратились с самостоятельными административными исками к Совету депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области о признании незаконным решения <данные изъяты> от 13 июня 2017 г. «О формировании состава Избирательной комиссии муниципального образования «Городское поселение Лотошино».
Определениями судьи Лотошинского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> названные административные исковые заявления объединены в одно производство и принято решение о рассмотрении данных административных исков в рамках административного дела <данные изъяты>.
В обоснование требований административные истцы указывали, что в силу статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» они вправе участвовать в формировании избирательной комиссии городского поселения Лотошино, в связи с чем представили в Совет депутатов городского поселения каждый свои кандидатуры путем направления соответствующих заявлений с документами.
Административными истцы отмечали, что предложенные ими кандидатуры были необоснованно отклонены, и оспариваемым решением Совета депутатов поселения избирательная комиссия городского поселения была сформирована исключительно на основании предложений собраний избирателей по месту работы (3 человека – 1/2 состава комиссии) и предложений собраний избирателей по месту жительства (3 человека – 1/2 состава комиссии), что, по мнению административных истцов, противоречит закону и нарушает их права на участие в формировании избирательной комиссии поселения.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Московского областного регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по доверенности ФИО3 поддержал заявленные требования.
Административный истец Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области своего представителя не направило, было извещено, в материалах дела было представлено ходатайство Председателя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный истец Московское областное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России своего представителя также не направило, было извещено.
Представитель административного истца территориальной избирательной комиссии Лотошинского района по доверенности ФИО2 поддержал заявленный административный иск.
Представители административного ответчика Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области по доверенностям ФИО1, ФИО5, возражали против административных исков, в материалы дела представлены письменные возражения (л.д.246-251 т.2). Отмечалось, что документы по кандидатурам от политических партий и территориальной избирательной комиссии Лотошинского района не соответствуют требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Методическим рекомендациям ЦИК, поскольку форма письменного согласия гражданина РФ на назначение его в состав комиссии не в полном объеме отражает сведения о заявителе, отсутствует согласие гражданина на назначение его кандидатуры в состав комиссии и согласие на обработку персональных данных, которое в обязательном порядке заверяется собственноручной подписью гражданина с указанием даты. Данные нарушения выявлены по шести кандидатурам, представленным политическими партиями и территориальной избирательной комиссией. Кроме того, в представленном политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ решении содержится факсимильное воспроизведение печати и подписи председателя совета, что не допускается. Соответственно, формирование избирательной комиссии городского поселения Лотошино осуществлялось на основании предложений, поступивших от собраний избирателей по месту жительства и по месту работы. Представители полагали заявленные требования неподсудными Лотошинскому районному суду Московской области. Указывали, что каждый из административных истцов не вправе оспаривать решение Совета депутатов в целом, а может оспорить его лишь в части невключения в состав избирательной комиссии предложенных каждым из административных истцов кандидатов. Ссылались, что не может быть выбран предложенный одним из административных истцов способ восстановления прав (а именно: путем возложения полномочий по формированию избирательной комиссии городского поселения Лотошино на территориальную избирательную комиссию Лотошинского района и путем обращения решения суда к немедленному исполнению), поскольку избирательная комиссия поселения сформирована в установленный законом срок и уже осуществляет свои функции по подготовке и проведению выборов, начался период избирательной кампании, и в случае расформировании избирательной комиссии подлежат применению положения пункта 9 статьи 31 Федерального закона № 67-ФЗ, а не указанный способ формирования избирательной комиссии. Отмечали, что в настоящее время Совет депутатов отменил свое решение, которое касалось обращения в Избирательные комиссию Московской области по вопросу возложения полномочий избирательной комиссии Лотошинского района на ТИК Лотошинского района, в связи с чем ТИК Лотошинского района не вправе осуществлять полномочия избирательной комиссии Лотошинского района, которая должна быть сформирована самостоятельно.
Представитель заинтересованного лица - избирательной комиссии городское поселение Лотошино по доверенности ФИО4, считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Участвующий в деле прокурор Чернов P.M. полагал, что оспариваемое решение Совета депутатов подлежит признанию незаконным и в целях восстановления нарушенных прав участников избирательного процесса в соответствии с требованиями пунктом 7 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ следует возложить на территориальную избирательную комиссию Лотошинского района обязанность назначить состав избирательной комиссии городского поселения Лотошино.
Решением Лотошинского районного суда Московской области от 11 июля 2017 г. административные иски удовлетворены. Оспариваемое решение Совета депутатов от 13 июня 2017 г. признано незаконным. На территориальную избирательную комиссию Лотошинского района возложена обязанность в течение десяти дней со дня принятия судом решения назначить состав избирательной комиссии городское поселение Лотошино в соответствии с требованиями статей 22, 24 Федерального «Об основных гарантиях избирательных прав и а на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В апелляционной жалобе Совет депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования установлен статьями 22, 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 5 статьи 24 данного Федерального закона срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 этого Федерального закона законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу. При этом для окружных избирательных комиссий период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен оставлять не менее 10 дней, а для иных комиссий - не менее 30 дней.
В силу пункта 6 статьи 24 названного Федерального закона число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Пунктом 7 статьи 24 указанного Федерального закона определено, что формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 данного Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной миссии муниципального района, территориальной комиссии.
При этом согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 данное статьи, то есть на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, предложений других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 24 этого Федерального закона представительный орган муниципального образования обязан назначить половину общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 данного Федерального закона;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
В силу пункта 9.1 статьи 24 названного Федерального закона представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:
а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.
Пунктом 9.2 статьи 24 указанного Федерального закона определено, что предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии, указанные в пунктах 9 и 9.1 данной статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, указанных в пункте 8 данной статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.
Согласно пункту 9.3 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае, если указанных в пунктах 8, 9 или 9.1 данной статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пунктов 8, 9 или 9.1 данной статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 7 данной статьи.
Аналогичные положения закреплены в статье 12 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» и в Уставе Городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области (принят решением Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области от 24 апреля 2006 г. № 28/7).
Из содержания приведенных выше положений следует, что закон допускает возможность включения в состав избирательных комиссий граждан, выдвинутых непосредственно избирателями (на собраниях по месту жительства или работы), лишь в случае, если кандидатов от политических партий и избирательной комиссии, имеющих право на их выдвижение, недостаточно для формирования избирательной комиссии в полном составе.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 28 апреля 2017 г. Советом депутатов городского поселения Лотошино было принято решение <данные изъяты> сформировать избирательную комиссию городского поселения Лотошино сроком на пять лет в количестве шести членов с правом решающего голоса. В этих целях утвержден текст информационного сообщения о приеме предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в состав избирательной комиссии городское поселение Лотошино, постановлено прием документов осуществлять в течении 30 дней со дня опубликования информационного сообщения о приеме предложений по кандидатурам членов избирательной комиссии в газете «Сельская новь» с 04 мая 2017 г. по 05 июня 2017 г. в будние дни с понедельника по пятницу с 09 ч. 00 мин. по 16 ч. 00 мин., а 05 июня 2017 года с 09 ч. 00 мин. до 18 ч. 00 мин. по московскому времени по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> Данное решение и текст информационного сообщения были опубликованы в местной газете «Сельская новь» от 05 мая 2017 г. <данные изъяты>.
В установленный указанным решением срок - до 18 ч. 00 мин. 05 июня 2017 г. в Совет депутатов городского поселения Лотошино поступило десять предложений по двенадцати кандидатурам для назначения в состав избирательной комиссии городское поселение Лотошино, а именно:
три кандидатуры от собрания избирателей по месту жительства (01 июня 2017 г. – ФИО6, 05 июня 2017 г. – ФИО7, 05 июня 2017 г. – ФИО8),
три кандидатуры от избирателей по месту работы (30 мая 2017 г. – ФИО9, 02 июня 2017 г. – ФИО4, 02 июня 2017 г. – ФИО10),
три кандидатуры от территориальной избирательной комиссии Лотошинского района (02 июня 2017 г. – ФИО11, ФИО12, ФИО13),
и три кандидатуры от политических партий (05 июня 2017 г. от Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – ФИО14, 05 июня 2017 г. от Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ФИО15, 05 июня 2017 г. от Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России – ФИО16).
13 июня 2017 г. на внеочередном заседании Совет депутатов городского поселения Лотошино принял решение сформировать избирательную комиссию поселение Лотошино сроком на пять лет в количестве шести членов с правом шающего голоса, включив в состав избирательной комиссии только кандидатуры, предложенные в состав избирательной комиссии собраниями избирателей по месту гельства и месту работы. При этом были отклонены и не включены в состав избирательной комиссии кандидатуры от политических партий и территориальной избирательной комиссии со ссылкой на то обстоятельство, что предложения, поступившие от политических партий и территориальной избирательной комиссии не соответствовали требованиям законодательства, поскольку в заявлениях кандидатов политических партий и территориальной избирательной комиссии отсутствовало согласие данных кандидатов на обработку их персональных данных, заверенное их собственноручной подписью с указанием даты, а в представленном политической партией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» решении содержится также факсимильное воспроизведение печати и подписи председателя совета.
Исследовав и оценив представленные в Совет депутатов городского поселения Лотошино заявления кандидатов для назначение на должность членов избирательной комиссии поселение с правом решающего голоса от политических партий и территориальной избирательной комиссии Лотошинского района, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по своей форме и содержанию заявления соответствуют примерной форме письменного согласия гражданина Российской Федерации на его назначение в состав избирательной комиссии, содержащейся в приложении 1 к Методическим рекомендациям о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (утверждены постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5). В указанных заявлениях кандидатов содержатся сведения о том, что они уведомлены, что на основании пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» их персональные данные будут обрабатываться и могут быть опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации.
Кроме того, отметил суд, действующее законодательство не предусматривает требований о предоставлении исключительно подлинного экземпляра решения политической партии о выдвижении кандидатуры для назначения членом избирательной комиссии, в связи с чем соответствующие доводы представителей Совета депутатов признаны судом несостоятельными.
Ограничений, предусмотренных положениями пункта 1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в отношении кандидатур, предложенных для назначения в члены избирательной комиссии поселение от политических партий и территориальной избирательной комиссии Лотошинского района, Советом депутатов установлено не было.
Утверждения представителей административного ответчика об отсутствии у Совета депутатов городского поселения законных оснований для предоставления политическим партиям и территориальной избирательной комиссии Лотошинского района возможности исправить выявленные соответствия и недостатки в оформлении документов по поступившим от них предложениям кандидатов в члены избирательной комиссии, отклонены судом со ссылкой на положения 4.1, 4.2, 12.3 Методических рекомендаций, которые в их системной связи определяют, что Совет депутатов городского поселения Лотошино в случае выявления фактов несоответствия требованиям, предъявляемым к членам избирательной комиссии, по кандидатурам для назначения членами избирательной комиссии поселения от политических партий и территориальной избирательной комиссии Лотошинского района, либо недостатков при оформлении документов по указанным предложениям от политических партий и территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Совет депутатов должен был сообщить об этом политической партии, территориальной избирательной комиссии, и подтвердить факт такого сообщения документально. Однако, как указал суд, Совет депутатов городского поселения Лотошино указанную обязанность не исполнил, ни при приеме документов, ни в последующем: об установленных Советом депутатов несоответствиях или недостатках по оформлению документов, своевременно поступивших от политических партий и территориальной избирательной комиссии Лотошинского района, им не сообщил.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для невключения в состав избирательной комиссии поселения кандидатур, предложенный политическими партиями и избирательной комиссией района, в связи с чем указал на нарушение статей 22 и 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при формировании состава избирательной комиссии поселения и признал оспариваемое решение Совета депутатов незаконным.
Способ защиты нарушенных прав выбран судом исходя из положений пункта 7 статьи 22 названного Федерального закона, из которых следует, что если уполномоченные на то данным Федеральным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии поселения назначается избирательной комиссией муниципального района с соблюдением требований, установленных данным Федеральным законом, иным законом.
Вышестоящей избирательной комиссией по отношению к избирательной комиссии городского поселения Лотошино является избирательная комиссия Лотошинского муниципального района, полномочия которой согласно решению Избирательной комиссии Московской области от 26 декабря 2014 г. № <данные изъяты> возложены на ТИК Волоколамского района. Данное решение Избирательной комиссии Московской области от 26 декабря 2014 г. <данные изъяты> не было отменено и не признавалось утратившим силу.
Возлагая обязанность по формированию избирательной комиссии поселения на ТИК Лотошинского района, суд установил срок для исполнения такой обязанности – 10 дней с даты принятия решения суда, и обратил решение суда к немедленному исполнению с учетом начавшейся избирательной кампании и того, что замедление в исполнении приведет к нарушению избирательных прав.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, а доводы в апелляционной жалобе, основанные на иной (нежели у суда) оценке представленных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, и на неверном понимании действующего законодательства, не могут повлечь его отмену.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лотошинского районного суда Московской области от 11 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи