ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2256 от 15.03.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Буланова Н.А. Дело № 33а-2256

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 марта 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.

при секретаре Горовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 13 сентября 2017 года, которым административные исковые заявления Приморского межрайонного природоохранного прокурора М.Ю. Грицуна в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края о признании бездействия незаконным и возложение обязанности удовлетворены в части. Признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта-реки Нестеровка. На административного ответчика возложена обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установление границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта-реки Нестеровка, в соответствии с представленными полномочиями и в установленном порядке.

Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., пояснения прокурора Маториной О.А., представителей департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Еращенко А.С. и Дубровиной Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - АБВУ) от 25 августа 2014 года № 05-07/79 утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Амур. Указанной Схемой утвержден перечень водных объектов бассейна реки Уссури и их частей, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти Приморского края (департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края), который предусматривает 50 водных объектов, из них, согласно информации Приморского территориального управления Росрыболовства, 36 водных объектов особо ценного рыбохозяйственного значения, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос которых должны быть установлены в первую очередь, в том числе для реки Нестеровка. В силу установленных обстоятельств у уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации возникла обязанность по проведению мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы указанного водного объекта с 1 января 2007 года (с момента вступления в силу соответствующих положений Водного кодекса РФ). Однако, проверкой установлено, что в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. 8 ст. 26, п. 3 ч. 2, ч. 5 ст. 33 ВК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до настоящего времени не приняты меры по охране водного объекта реки Нестеровка - в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта), сведения о водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта для включения в государственный водный реестр, а также в орган регистрации прав не направлены. Так, согласно информации департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 31 января 2017 года № 1.4-2/37/536 границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Нестеровка не установлены. Непринятие Департаментом должных мер по охране водных объектов позволяет использовать их водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в отсутствие каких-либо ограничений хозяйственной и иной деятельности. Необходимость реализации права на обращение в суд обусловлена нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит признать незаконным бездействие, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Нестеровка и возложении обязанности в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу по определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах, установлению на всем протяжении в пределах Приморского края водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водного объекта с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан, предоставлении в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, предоставлению в установленном порядке документов (содержащихся в них сведений) о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме.

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

Решением суда административное исковое заявление удовлетворено в части. В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального права.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, проведенной по заданию прокуратуры Приморского края от 13 февраля 2017 года № 7/3-19-2017 исполнения требований водного законодательства, установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до настоящего времени не приняты меры по охране водных объектов в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов) в отношении реки Нестеровка, в нарушение приказа Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 августа 2014 года № 05-07/79, утвердившего перечень водных объектов бассейна р. Уссури и их частей, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти Приморского края.

Удовлетворяя частично административное исковое заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по установлению и описанию границ водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Нестеровка отнесена к компетенции департамента им не исполнена, поскольку сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта в Федеральное агентство водных ресурсов до настоящего времени не представлены. Установив нарушение природоохранного законодательства, суд возложил на ответчика обязанность по исполнению требований закона.

Между тем, удовлетворяя административный иск прокурора к Департаменту, суд первой инстанции неправильно определили обстоятельства подлежащие доказыванию, что повлекло неправильное определение круга лиц, участвующих в данном деле.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 26 Водного кодекса РФ).

В силу статьи 33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливается предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В соответствии с пункта 5.6.4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Кроме того, Росводресурсы осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (п. 5.13 Положения).

В силу пункта 1 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883, схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

Согласно пункту 2 Правил схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.

Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (п. 3 Правил).

Схемами устанавливается, в том числе перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.п. «б» п. 6 Правил).

Регламент формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный Приказом Росводресурсов от 23.06.2016 № 123, определяет состав и формы прогнозных материалов, порядок представления и рассмотрения предложений о необходимых объемах бюджетных ассигнований на финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий и работ, направленных на реализацию государственных задач в сфере водных ресурсов по обеспечению социально-экономических потребностей в водных ресурсах, безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, предупреждению и снижению ущербов от наводнений и другого негативного воздействия вод, включая предложения по реализации субъектами Российской Федерации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Согласно пункту 1.9 Регламента решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ, указанных в пункте 1.2 настоящего Регламента, принимается руководством Росводресурсов на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению материалов бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 и на плановый период 2018 - 2019 годов (далее - Комиссия) по результатам рассмотрения материалов бюджетных проектировок Комиссией в соответствии с разделом 4 настоящего Регламента.

Из вышеприведенных положений Водного кодекса РФ и подзаконных нормативных правовых актов в их совокупности следует, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов, принимает решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ в области водных отношений.

При рассмотрении иска прокурора о бездействии департамента, суду следовало выяснить вопросы о включении мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Нестеровка в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, в схему комплексного использования и охраны водных объектов, проверить выделение бюджетных средств в виде субвенций на осуществление мер охраны водных объектов и проверить их распределение на цели осуществления природоохранных мероприятий в отношении реки Нестеровка.

Принимая во внимание предмет доказывания по иску прокурора о бездействии государственного органа, возложение на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края обязанности в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установление границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Нестеровка, затрагивает права и обязанности Федерального агентства водных ресурсов, уполномоченного принимать решение о планировании и финансировании данных мероприятий.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит, что рассмотрение дела без привлечения к участию в деле Федерального агентства водных ресурсов влечет нарушение прав данного государственного органа на участие в рассмотрении административного искового заявления прокурора.

В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При указанных обстоятельствах решение Фрунзенского районного суда города Владивостока подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 13 сентября 2017 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение во Фрунзенский районный суд города Владивостока.

Председательствующий

Судьи