Судья Успун И.И. Дело № 33а-2258/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 23 ноября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
судей Железняковой С.А., Кунгаа Т.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Кунгаа Т.В. частную жалобу представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Тыва на определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2017 года об оставлении без движения административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Тыва к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Тыва обратилась в суд с административным иском к ФИО1, указывая, что налогоплательщиком получено требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с указанием срока для добровольного погашения задолженности. В установленный срок задолженность, указанная в требовании, административным ответчиком не была уплачена. Просит суд взыскать с ФИО1 задолженности по штрафу в размере ** рублей. Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, которое мотивировано тем, что срок пропущен по уважительной причине, поскольку в соответствии с приказом ФНС РФ от 25 февраля 2009 года № ММ-7-6/86 «Об утверждении порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов по назначению в условиях централизованной обработки данных» было направлено Межрайонной ИФНС России по ЦОД по Кемеровской области ответчику с соблюдением норм налогового законодательства ст.ст. 69-70 НК РФ требование об уплате налога, пени, штрафа. Для подтверждения факта отправки заказного почтового отправления МРИ ФНС России №4 по РТ были запрошены требования об уплате налога, пени, штрафа из Межрайонной ИФНС России по ЦОД по Кемеровской области, образцы реестров почтовых отправлений с отметкой даты отправки оператора почтовой связи и соответствующего налогового уведомления или требования. Данные образцы реестров почтовых отправлений, получены в электронном виде после истечения шестимесячного срока подачи заявления о вынесении судебного приказа.
Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2017 года административный иск оставлен без движения.
В частной жалобе представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Тыва ФИО2 просит определение судьи от 13 октября 2017 года отменить, указывая, что суду необходимо было разрешить вопрос о восстановлении пропущенного срока обращения с административным иском.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частная жалоба рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Согласно части 1 статьи 287 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны в том числе наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа; сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 287 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 126 настоящего Кодекса.
Основанием для оставления без движения административного искового заявления послужило то, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Тыва в нарушение требований к форме административного иска административный ответчик именован как должник, кроме того, не представлены: документ, подтверждающий направление мировому судье заявления о вынесении судебного приказа и отмену судебного приказа; уведомление о вручении административному ответчику копии иска с приложенными к нему документами; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, а именно доказательство о наличии объекта налогообложения, налоговое уведомление, документ о вручении налогового уведомления, документ о вручении требования.
Вывод судьи в части предоставления документа, подтверждающего направление мировому судье заявления о вынесении судебного приказа и отмену судебного приказа; уведомления о вручении административному ответчику копии иска с приложенными к нему документами; документа о вручении требования, полностью мотивирован, основан на нормах действующего процессуального законодательства.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что в части предоставления налогового уведомления, документа о вручении налогового уведомления определение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что административный истец просит взыскать штраф по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно пункту 1 статьи 346.32 НК РФ, уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Кодекса.
Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ является основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что уплата ЕНВД производится налогоплательщиком самостоятельно, судебная коллегия полагает, что отсутствие налогового уведомления, документа о вручении налогового уведомления не может служить основанием для оставления административного иска без движения, поэтому в этой части определение является незаконным.
Доводы частной жалобы о том, что суд сначала должен рассмотреть заявление о восстановлении срока и в соответствии с пунктом 2 статьи 95 КАС РФ вынести определение о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении, судебной коллегией отклоняются, так как они основаны на неправильном толковании положений процессуального закона.
Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2017 года оставить без изменения, исключив из мотивировочной части указание судьи о предоставлении налогового уведомления и документа о вручении налогового уведомления.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи