ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2262/17 от 04.10.2017 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33а-2262/2017

судья Арсеньева О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 октября 2017 года

г. Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хмельниковой Е.А.,

судей Милашовой Л.В., Логвина В.Н.

при секретаре Назаровой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости с апелляционной жалобой представителя административного истца ФИО1 ФИО2 на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 18 июля 2017 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Хмельниковой Е.А., объяснения представителя административного истца ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя административного ответчика ФИО3, возражавшей против апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Рязанской области о признании незаконным решения от 10 мая 2017 г. об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 800 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. С целью уточнения местоположения границ и площади указанного земельного участка были проведены кадастровые работы, подготовлен межевой план.

27.01.2017 административный истец обратилась в Управление Росреестра по Рязанской области с целью осуществления государственного кадастрового учета изменений площади и описания местоположения границ земельного участка. 10.02.2017 органом кадастрового учета принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета. Указанное решение мотивировано тем, что в границы земельного участка включены земли общего пользования (дорога).

Административным истцом в администрации МО – Заокское сельское поселение была получена справка от 14.02.2017, в которой указано, что на земельном участке с кадастровым номером дороги не зарегистрированы, имеющаяся дорога является накатанной, возникшей стихийно. Указанная справка была представлена в Управление Росреестра по Рязанской области для устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.

14.02.2017 органом кадастрового учета принято решение об отказе в снятии приостановления, поскольку представленный документ не устраняет причины, послужившие основанием для приостановления государственного учета.

10.05.2017 Управлением Росреестра по Рязанской области принято решение за об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

Административный истец считает данное решение незаконным, поскольку необходимые для государственного кадастрового учета документы были ею представлены, никакие дороги на ее земельном участке не зарегистрированы.

На основании изложенного ФИО1 просила признать недействительным решение Управления Росреестра по Рязанской области от 10 мая 2017 г. об отказе в учете изменений объекта недвижимости и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Решением Рязанского районного суда Рязанской области от 18 июля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.

С данным решением не согласился административный истец ФИО1, её представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, считая его принятым с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Полагает, что отсутствовали основания для вывода о несоответствии представленного межевого плана требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке". Также считает, что отсутствие в границах земельного участка дороги общего пользования подтверждено материалами дела. Кроме того, сам административный ответчик располагает сведениями обо всех зарегистрированных дорогах на территории Рязанской области, так как он формирует и размещает эти сведения на своем официальном сайте, однако ответчик не использовал данную информацию, пренебрегая своими обязанностями и требованиями действующего законодательства.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> собственности истца на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от 22.10.2016 и зарегистрировано Управлением Росреестра по Рязанской области 06.12.2016. Границы земельного участка не установлены.

27.01.2017 ФИО1 обратилась в ГБУ Рязанской области МФЦ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером в связи с изменением площади и описания местоположения его границ.

Решением от 10.02.2017 осуществление кадастрового учета было приостановлено на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон № 218-ФЗ) в связи с тем, что форма и (или) содержание документа (межевого плана), представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям федерального законодательства.

28.02.2017 ФИО1 в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета, представила межевой план от 27.02.2017, письмо Управления Росреестра от 14.02.2017 об отсутствии в государственном фонде данных землеустроительного дела по установлению границ земельного участка с кадастровым номером и справку от 14.02.2017 администрации МО – Заокское сельское поселение, в которой указано, что на земельном участке с кадастровым номером дороги не зарегистрированы, имеющиеся дороги являются накатанными, возникшими стихийно, так как длительное время участок был заброшен и не огорожен.

Рассмотрев представленные документы, орган кадастрового учета уведомил ФИО1 об отказе в снятии приостановления ввиду того, что данные документы не устраняют причины, повлекшие приостановление кадастрового учета.

Решением Управления Росреестра по Рязанской области за от 10.05.2017 ФИО1 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, согласно которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Пунктом 7 ст.26 Закона №218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статьи 13, 14, 22 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8 ст.22).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч.13 ст.22).

Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015г. N 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к подготовке межевого плана (далее Требования).

Административный ответчик 10.02.2017 г. принял решение о приостановлении кадастрового учета, в связи с несоответствием содержания межевого плана от 27.01.2017г. пункту 70 Требований к подготовке межевого плана. Исходя из анализа документов, фотоплана местности и отсутствия обоснования границ и документов уточняемого земельного участка Управлением Росреестра сделан вывод о том, что в границы земельного участка включены земли общего пользования (дорога).

Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);

сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Суд при рассмотрении настоящего административного дела пришел к выводу о том, что содержание межевого плана, представленного 28.02.2017г. ФИО1 в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета, не соответствует п.70 Требований к подготовке межевого плана, поскольку в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» отсутствует в виде связного текста обоснование местоположения уточненных границ земельного участка в виде описания конкретных объектов искусственного происхождения или сведений, обосновывающих существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

С данным выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, поскольку он основан на неверном толковании указанного пункта Требований, в котором приведены примерные сведения, которыми может быть обосновано местоположение уточненных границ земельного участка в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера". Однако это не исключает, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, может содержать иные сведения.

В межевом плане, представленном ФИО1 28.02.2017г., в разделе «Исходные данные» указано, что при подготовке межевого плана в числе прочих документов использованы кадастровый план территории от 2.09.2016, сведения справки от 14.02.2017 муниципального образования, в котором расположен земельный участок. В разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана указано на отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0080302:55 объектов капитального строительства, указано на наличие дорожки, отделяющей от соседнего участка юго-восточную границу земельного участка от точки н 1 до точки н 4, а также указано, что для подготовки межевого плана использована актуальная xml-схема, размещенная на официальном сайте Росреестра, сведения, не предусмотренные xml-схемой в состав межевого плана не включены.

Судебная коллегия считает, что такое обоснование не противоречит пункту 70 Требований.

Кроме того, в названном пункте допускается возможность определения местоположения уточняемых границ земельных участков с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.7 Закона №218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из кадастровых карт.

Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (ч.ч.1, 4 ст.12 Закона №218-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 N 145 установлено, что на публичных кадастровых картах воспроизводятся в числе прочих сведений границы земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; границы земельных участков (актуальные, временные); кадастровые номера земельных участков.

Установлено, что публичная кадастровая карта, схема и фотографические планы кадастра недвижимости, размещенные на официальном сайте Росреестра, содержат сведения о земельном участке с кадастровым номером , в том числе о его конфигурации, местоположении. Указанные сведения использованы при составлении межевого плана. Кофигурация земельного участка в схеме расположения земельного участка в межевом плане соответствует данным общедоступной публично-кадастровой карты.

Вывод органа Росреестра о включении в границы земельного участка ФИО1 земель общего пользования (дороги) опровергается материалами дела. Как следует из решений административного ответчика, вывод о наличии дороги сделан им из фотоплана местности. Между тем в соответствии Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения об автомобильных дорогах содержатся в соответствующих Перечнях автомобильных дорог.

На основании изложенного, судебная коллегия считает, что указанные в решении Управления Росреестра от 10.05.2017 причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , отсутствовали. В связи с чем данное решение административного ответчика должно быть признано незаконным, нарушающим права административного истца, надлежащим способом восстановления которых будет в данном случае возложение на Управление Росреестра по Рязанской области обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1. об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером от 27.01.2017 г.

Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по основаниям предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рязанского районного суда Рязанской области от 18 июля 2017 года отменить.

Административный иск ФИО1 к Управлению Росреестра по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Рязанской области от 10.05.2017 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости

Возложить на Управление Росреестра по Рязанской области обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 27.01.2017 года.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Председательствующий

Судьи