ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-226/2022 от 15.02.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Скрипко Н.В.

№ 33а-226/2022

10RS0016-01-2021-004847-60

9а-277/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия Коваленко В.В., рассмотрев частную жалобу Гирчица И.О. на определение Сегежского городского суда Республики Карелия от 29.11.2021 о возвращении административного искового заявления Гирчица И.О. о признании действий(бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Гирчиц И.О.(далее –должник) обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по Сегежскому району Республики Карелия, выразившихся в том, что при неоднократном обращении в адрес административного ответчика с заявлениями о перерасчете задолженностипо исполнительному производству № (...), возбужденному 05.11.2019 в отношении Гирчица И.О., в связи с несогласием должника с суммой долга, а также с требованием выдать справку о расчете задолженности, вышеуказанную справку судебный пристав-исполнитель ему не предоставил.

Определением судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 12.11.2021 г. указанное административное исковое заявление оставлено без движения, Гирчицу И.О. предоставлен срок для устранения недостатков – до 26.11.2021.

Мотивом для оставления административного иска Гирчица И.О. без движения послужило то, что в заявлении не указана дата и место рождения административного истца; процессуальный статус (...)., ее адрес; не конкретизирован ответчик – ФССП либо должностное лицо (...).; не изложено какие права и свободы административного истца нарушены; не сформулирована просительная часть иска – какие именно действия ответчиков следует признать незаконными, каким образом устранить нарушения.

25.11.2021 административным истцом в адрес суда направлено дополнение к административному иску во исполнение определения судьи от 12.11.2021, в котором указаны дата и место рождения административного истца, процессуальный статус (...)., ее адрес, указаны ответчики и просительная часть иска.

Определением судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 29.11.2021 г. административное исковое заявление возвращено административному истцу по мотиву того, что недостатки не устранены в полном объеме, поскольку в дополнении к административному иску не указан процессуальный статус судебного пристава-исполнителя (...) и не указано каким образом истец считает необходимым устранить допущенные нарушения.

В частной жалобе административный истец просит отменить определение судьи от 29.11.2021, поскольку выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Гирчиц И.О. считает, что недостатки, указанные в определении судьи от 12.11.2021, им полностью устранены, а именно – процессуальный статус (...). указан, требование мотивировано.

С учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов частной жалобы частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции без проведения судебного заседания в порядке ст.315 КАС РФ.

Изучив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в полном объеме, суд приходит к следующему.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (подпункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).

Как следует из текста административного искового заявления, Гирчиц И.О. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по Сегежскому району Республики Карелия, выразившихся в том, что при неоднократном обращении в адрес административного ответчика с заявлениями о перерасчете задолженности по исполнительному производству № (...), возбужденному 05.11.2019 в отношении Гирчица И.О., в связи с несогласием должника с суммой долга, а также с требованием выдать справку о расчете задолженности,которую судебный пристав-исполнитель ему не предоставил.

Оставляя административное исковое заявлениеГирчица И.О. без движения, судья указал на то, что в иске не указана дата и место рождения административного истца; процессуальный статус (...)., ее адрес; не конкретизирован ответчик – ФССП либо должностное лицо (...).; не изложено какие права и свободы административного истца нарушены; не сформулирована просительная часть иска – какие именно действия ответчиков следует признать незаконными, каким образом устранить нарушения.

Судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 222 КАС РФ).

В соответствии со ст. 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

Согласно ч. 2 ст. 130 КАС РФ если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, еслине исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения (п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

В тексте административного иска административным истцом указаны в качестве административных ответчиков: ФССП по Сегежскому району (адрес), а также судебный пристав-исполнитель (...).; в дополнении к административному иску, направленномуГирчицом И.О. во исполнение определения судьи от 12.11.2021, указаны дата и место рождения административного истца, процессуальный статус (...)., которая является судебным приставом-исполнителем, ее адрес, указаны ответчики – судебный пристав-исполнитель (...) и судебный пристав-исполнитель (...)., а также просительная часть иска.

Согласно ст. 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок; при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе (пункты 5 и 6 части 3 статьи 135 КАС РФ).

Указанные в определении об оставлении административного искового заявления Гирчица И.О. без движения основания устранены административным истцом в дополнении к иску от 25.11.2021,не являются основанием для оставления его без движения, и в силу статей 135 и 138 КАС РФ могли быть устранены на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании, проводящихся с целью уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Таким образом, оспариваемое определение судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 29.11.2021 г. о возвращении административного искового заявления административному истцу по мотиву того, что недостатки не были устранены административным истцом в установленный срок в полном объеме, нельзя признать законным и обоснованным.

Кроме того, судьяСегежского городского суда Республики Карелиянеправомерно руководствовался положениями Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку данный материалпо административному иску Гирчица И.О. подлежал рассмотрению в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ.

С учетом изложенного в связи с неправильным применением судьей норм процессуального права оспариваемое определение подлежит отменес направлением материалов дела в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии административного иска к производству суда.

Руководствуясь статьями 315-316 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 29.11.2021 по настоящему делу отменить.

Направить материал по административному иску Гирчица И.О. о признании действий (бездействия)судебного пристава – исполнителя незаконнымив Сегежский городской суд Республики Карелиядля разрешения вопроса о принятии указанного административного искового заявления к производству данного суда.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Судья В.В. Коваленко