ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2279/2021 от 22.07.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Назарова Л.В.

№ 33а-2279/2021 (10RS0006-01-2021-000398-66)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судейЩепалова С.В., ФИО1

при секретареСафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Лахденпохского районногосуда Республики Карелия от 27.04.2021 по административному делу № 2а-167/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административныйиск заявлен по тем основаниям, что решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Минимущество), выраженным в письме от 23.12.2020 №32516/12.4-21, ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка в кадастровом квартале 10:10:0022204, площадью 1520 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, Мийнальское сельское поселение, в районе пос. Харвиа, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования земельного участка – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, по мотивам нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда, в зоне специального защитного леса и запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.Полагая, что испрашиваемый земельный участок не расположен в каких-либо запретных зонах и на землях лесного фонда, административный истец просил суд признать отказ административного ответчика незаконным.

Решением суда заявленные требования удовлетворены.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в оспариваемом отказе, а также в отзыве на административное исковое заявление.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца выражает согласие с решением суда.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минимущества ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что оспариваемый отказ основан на первоначально предоставленной информации Минприроды, представитель Минприроды ФИО4 пояснила, что по результатам натурного осмотра земельный участок границы земель лесного фонда не пересекает, изменение позиции Минприроды объяснила математической погрешностью карт.

Участвующая в заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи представитель административного истца ФИО5 против доводов апелляционной жалобы возражала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 06.11.2020 ФИО2 обратилась в Минимущество с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участкахземельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, в районе пос. Харвиа, кадастровый квартал 10:10:0022204, площадью 1520 кв.м,категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

23.12.2020решением, оформленным письмом № 32516/12.4-21, Минимущество отказало ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда, а также в зоне специального защитного леса и запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Не согласившись с решением административного ответчика, административный истец 23.03.2021 обратился в суд с административным исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение вынесено в установленный законом срок, полномочным органом, оформлено в соответствии с требованиями закона, вместе с тем доказательств расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда, а также в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности, административным ответчиком не представлено.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.

Статья 39.6 ЗК РФ предусматривает случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 39.6 статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимает уполномоченный орган.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 19.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденном постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Минимущество осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.

На территории Республики Карелия таким уполномоченным органом в силу постановления Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия» (далее – Положение № 367-П) является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Минприроды), которое на запрос Минимущества письмом от 12.01.2021 № 108/МПРиЭ-и сообщило о том, что испрашиваемый административным истцом земельный участок частично располагается на землях лесного фонда в границах лесного квартала 77 Куркиекского лесничества (по материалам лесоустройства).

Статьей 83 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 7 пункта 9 Положения № 367-П полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включая предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, осуществляет Минприроды.

Таким образом, в случае пересечения границ испрашиваемого земельного участка с границами лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, уполномоченным органом на предоставление такого земельного участка является Минприроды.

Вместе с тем, как следует из ответов Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Рослесхоза от 07.07.2021 №11333/04, Минприроды от 09.07.2021 №12285, ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» от 02.04.2021 № 581, администрации Лахденпохского муниципального района от 09.04.2021 №1968, пересечения образуемого земельного участка с землями лесного фонда отсутствуют.

Применительно к правовым и фактическим основаниям оспариваемого отказа на Минимуществе лежала обязанность посредством представления надлежащих доказательств подтвердить факт нахождения спорного участка на землях лесного фонда.

Однако надлежащих доказательств, отвечающих требованиям статей 61, 70 КАС РФ, подтверждающих указанный выше факт, Минимуществом не представлено, а его позицияопровергается ответами государственных органов, к компетенции которых относится рассматриваемый вопрос.

Следовательно, оспариваемый ответ Минимущества не соответствует фактическим обстоятельствам, является незаконным и нарушает право административного истца на получение земельного участка. При этом межведомственное взаимодействие Минимущества и Минприроды по поводу достоверности представленной Минприроды на запрос Минимущества информации, не подтвержденной Минприроды в ходе рассмотрения настоящего административного спора, не могут влиять на наличие оснований для удовлетворения административного иска.

При таких обстоятельствах, поскольку пересечений испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда не установлено, отказ Минимущества в предоставлении испрашиваемого земельного участка по данному основанию является незаконным.

Не могло служить основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка и его нахождение в зоне специального защитного леса и запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Согласно статье 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В силу Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно статье 4 этого же закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). ФИО6 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (часть 3).

В соответствии с требованиями пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов,если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Частью 2 статьи 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Применительно к правовым и фактическим основаниям оспариваемого отказа на Минимуществе лежала обязанность посредством предоставления надлежащих доказательств подтвердить факт нахождения спорного участка в зоне защитного леса и запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Однако надлежащих доказательств, отвечающих требованиям статей 61, 70 КАС РФ, подтверждающих указанный выше факт, Министерством не представлено, а его утверждение о расположении спорного участка в зонах с особыми условиями использования территории опровергается ответами государственных органов, к компетенции которых относится рассматриваемый вопрос.

В соответствии с частью 4 статьи 12 и частью 1 статьи 102ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В силу части 2 статьи 110 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

Обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам является текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно сведениям Минприродыпо данным государственного лесного реестра леса в границах Лахденпохского муниципального района представлены лесами, расположенными на землях лесного фонда, а также лесами, расположенными на землях обороны и безопасности. Спорный участок в границы указанных лесовне входит, а ограничения для защитных лесов в соответствии с ЛК РФ на него не распространяются.

Более того, возможное расположение защитных лесов на землях сельскохозяйственного назначения также не исключает такие земельные участки из оборота.

В частности, пункт 6 статьи 111 ЛК РФ, с несоблюдением требований которого Минимущество связывает нарушение действующего законодательства предоставлением испрашиваемого участка, предусматривает, что в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Данная норма носит общий характер и конкретных запретов, препятствующих предоставлению участка в аренду, не предусматривает.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 111 ЛК РФ виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.

Защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 2 статьи 120 ЛК РФ).

Статья 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности понимает компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу статьи 42 названного закона при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.

При этом соответствующие ограничения применительно к каждому виду воздействия на окружающую среду в зависимости от объекта воздействия и вида деятельности конкретизированы как в названном выше законе, так и в принятых в развитие его положений иных нормативных правовых актах, соблюдением которых достигается преследуемая данным законом цель – охрана окружающей среды.

Однако Минимуществом в оспариваемом решении не приведены конкретные положения актов, нарушение которых исключает предоставление спорного участка на испрашиваемом истцом праве.

Согласно статье 123 ЛК РФ на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее – Положение № 1509), согласно пункту 4 которого использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1-10.1, 13-15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом пункт 6 части 1 статьи 25 ЛК РФ допускает использование леса для ведения сельского хозяйства.

В силу пункта 23 Положения № 1509 учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 366-П, органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции по проведению государственной политики в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Республики Карелия, является Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия.

В связи с этим судом апелляционной инстанции был сделан запрос в Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия о наличии леса на испрашиваемом земельном участке. Ответом Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия от 20.07.2021 № 7456/03-01-18/МСХ-и сообщено об отсутствии информации о наличии на испрашиваемом земельном участке леса, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, факт наличия на испрашиваемом земельном участке леса, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, не нашел своего подтверждения, а, кроме того, в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается ведение сельского хозяйства.

Что же касается такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как его расположение в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер, то суд первой инстанции обоснованно счел его несостоятельным, учитывая ответ на запрос суда Северо-Западного ТУ Росрыболовства от 12.04.2021 №07-12/4074, согласно которому названные полосы расположены в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственныхзаповедных зон (пункт 12 части1 статьи 115 ЛК РФ), на территории Лахденпохского района Республики Карелия не установленных.

При этом в соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 № 743, и Правилами образования рыбохозяйственных заповедных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 1005, рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству, а решение об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны принимает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по установлению указанных зон.

По данным органов местного самоуправления испрашиваемый земельный участок расположен за границей сельского населенного пункта и является полевым.

По мнению судебной коллегии, зона с особыми условиями использования территории, установленная в документах территориального планирования, не может по указанным выше основаниям служить причиной отказа в предоставлении земельного участка, поскольку согласно положениям градостроительного законодательства зоны с особыми условиями использования территории лишь отображаются на картах к документам территориального планирования, но не устанавливаются ими.

В этой связи при отсутствии данных о наличии правовых оснований для установления упомянутой зоны с особыми условиями использования территории, нормы, содержащие ее отображение в документах территориального планирования,в силу части 2 статьи 15 КАС РФ не подлежат применению.

Соответственно, при таких обстоятельствах сама по себе схема зон с особыми условиями использования территорий не может подтверждать расположение конкретного земельного участка относительно зон с особыми условиями и использования территории (зона специального защитного леса и зона запретных нерестовых полос по берегам рек и озер).

Также судебная коллегия учитывает, что пункт 15 Правил установления рыбоохранных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 № 743, допускает при условии соблюдения требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, необходимых для сохранения условий воспроизводства водных биологических ресурсов, хозяйственную и иная деятельность в рыбоохранных зонах. При этом согласно пунктам 16, 17 указанных Правил только при принятии Федеральным агентством по рыболовству решения об установлении рыбоохранных зон могут быть в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов в границах рыбоохранных зон запрещены распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Таким образом, в рыбоохранной зоне сельскохозяйственная деятельность не запрещена, а должна вестись с рядом ограничений.

Согласно пункту 4 Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 1005, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации принимает решение об образовании рыбохозяйственной заповедной зоны, а также устанавливает виды хозяйственной и иной деятельности, которые запрещены или ограничены в такой рыбохозяйственной заповедной зоне, по перечню согласно приложению.В данном перечне указаны такие виды деятельности, как распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Таким образом, в рыбохозяйственной заповедной зоне сельскохозяйственная деятельность может вестись как с ограничениями, так и без них, объем ограничений устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при образовании рыбохозяйственной заповедной зоны.

Поскольку соответствующих решений уполномоченных органов федеральной власти по образованию на испрашиваемом земельном участке рыбоохранной зоны или рыбохозяйственной заповедной зоны не имеется, в указанных зонах в любом случае сельскохозяйственная деятельность не запрещена, соблюдение правообладателем земельного участка ограничений, наложенных указанным выше законодательством, является предметом самостоятельного правового регулирования и не входит в круг обстоятельств, подлежащих выяснению при предоставлении земельного участка, судебная коллегия находит основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без торгов для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, указанные в оспариваемом решении, незаконными.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 27.04.2021по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи