ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-227/2016 от 09.02.2016 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Бурлаков И.И. Дело №33а-227/2016

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.

судей Бажанова А.О.

Михеева О.С.

при секретаре Косолаповой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 февраля 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного истца Климович Н.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 ноября 2015 г.

Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия

установила:

Климович Н.И. обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа Саранск, в котором указала, что 15 июня 2015 г. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, по категории «муниципальный служащий» на основании Положения о предоставлении социальных выплат муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство и приобретение жилья, утверждённого решением Совета депутатов городского округа Саранск от 09 октября 2012 г. № 132 (далее Положение).

Письмом Администрации городского округа Саранск №<№> от 13 июля 2015 г. Климович Н.И. сообщено об отказе в постановке на вышеуказанный учёт со ссылкой на пункт 6 Положения, согласно которому муниципальные служащие, получившие выплату за счёт средств федерального либо республиканского бюджета, не имеют права на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением. Считает данный отказ незаконным, т.к. она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Утверждала, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, приобретено на основании договора на строительство жилого помещения от 30 декабря 1998 г., за счёт городского бюджета (70%) и её личных средств (30%). Ссылалась на то, что её семья состояла на очереди улучшения жилищных условии на трёхкомнатную квартиру, однако ей была выделена двухкомнатная.

Климович Н.И. свои требования обосновала тем, что не получала социальной выплаты за счёт средств федерального и республиканского бюджета, сохранила за собой право на получение социальной выплаты из местного бюджета как муниципальный служащий, так как это право не реализовала в полном объёме, обратилась с заявлением о постановке её на учёт по категории «Муниципальный служащий» до момента формирования списка муниципальных служащих, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, оспариваемый отказ не содержит ссылки на основания, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации.

Просила признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск о предоставлении социальной выплаты, как муниципальному служащему, выраженный в письме от 13 июля 2015 г. № <№>; обязать административного ответчика поставить её на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по программе «Муниципальный служащий», внести изменения в постановление Администрации городского округа Саранск от 31 августа 2015 г. № 2491 «Об утверждении списка муниципальных служащих, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство или приобретение жилья» и предоставлении в первоочередном порядке социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (л.д. 1-7).

В заявлении от 29 октября 2015 г. Климович Н.И. административные исковые требования уточнила, просила признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск о предоставлении социальной выплаты, как муниципальному служащему, выразившийся в письме от 13 июля 2015 г. № <№>; обязать административного ответчика внести изменение в постановление Администрации городского округа Саранск от 31 августа 2015 г. <№> «Об утверждении списка муниципальных служащих, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство или приобретение жилья», включив Климович Н.И. в список муниципальных служащих, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство или приобретение жилья, с даты подачи заявления (л.д. 100-101).

Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 03 ноября 2015 г. производство по делу в части исковых требований понуждения Администрации городского округа Саранск внести изменение в постановление Администрации городского округа Саранск от 31 августа 2015 г. <№> «Об утверждении списка муниципальных служащих, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство или приобретение жилья» и предоставлении в первоочередном порядке социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, прекращено в связи с отказом истца от иска (л.д. 105-107).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 ноября 2015 г. в удовлетворении требований отказано (л.д. 112-116).

В апелляционной жалобе административный истец Климович Н.И. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Считает неправильным применение к спорным правоотношениям пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.к. данная норма применима к нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма, а не к нуждающимся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, а также к случаям снятия с учёта, а не принятия на учёт и не содержит указание на однократность получения мер государственной поддержки. Считает, что Закон Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. № 57-3 и постановление Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. № 7 не подлежали применению, поскольку данными правовыми актами регулируется порядок предоставления социальной поддержки гражданам из республиканского бюджета, в то время как она просит предоставить социальную выплату за счёт средств бюджета муниципального образования. Обращает внимание на то, что Советом депутатов городского округа Саранск при установлении дополнительной льготы для муниципальных служащих в виде предоставления им социальной выплаты не ограничено право на вторичное предоставление социальной выплаты из местного бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий. Указание суда на то, что она получала социальную поддержку за счёт средств республиканского бюджета ошибочно, т.к. ей оказана поддержка из средств городского бюджета. Кроме того Администрацией г. Саранска ей была выделена социальная выплата путём оплаты 70% стоимости только двухкомнатной квартиры, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, что не соответствовало норме предоставления на семью из четырёх человек (л.д. 123-125).

В судебном заседании административный истец Климович Н.И. просила отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении заявленных ею требований по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.

В судебное заседание административный ответчик Администрация городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, и отложить разбирательство дела суд не просил.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Климович Н.И., К.К.В. и К.С.В. на праве общей долевой собственности принадлежит по <данные изъяты> доли в праве на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, распложенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельствами о государственной регистрации права от 10 ноября 2000 г.

Согласно выписке из домовой книги <№> от 01 августа 2008 г. в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: с 2000 г. Климович Н.И., с 2014 г. Ф.А.А. и Ф.А.А.

15 июня 2015 г. Климович Н.И. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий как муниципальному служащему.

Письмом Администрации городского округа Саранск от 13 июля 2015 г. № <№> Климович Н.И. в постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано, по тем основаниям, что согласно пункту 6 Положения о предоставлении социальных выплат муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья, утверждённого решением Совета депутатов городского округа Саранск от 09 октября 2012 г. № 132, муниципальные служащие, получившие социальную выплату за счёт средств федерального либо республиканского бюджета, не имеют право на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением. Согласно заключению департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск. Климович Н.И., права на получение социальной выплаты за счёт средств бюджета городского округа Саранск в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья, утверждённым решением Совета депутатов городского округа Саранск от 09 октября 2012 г. № 132 не имеет.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии законных оснований для включения Климович Н.И. в список муниципальных служащих, изъявивших желание получить социальную выплату на строительство и приобретение жилья.

Судебная коллегия с данным выводом соглашается.

Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 09 октября 2012 г. № 132 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья.

Согласно пункту 2 Положения на муниципальных служащих распространяется общий порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановки на учёт и предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, правовыми актами органов местного самоуправления с учётом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

Пунктом 1 статьи 9-1 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» (далее Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. № 57-З) предусмотрено, что с целью обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище за счёт средств республиканского бюджета Республики Мордовия физическим лицам предоставляются следующие меры государственной поддержки в форме социальных выплат:

1) на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве;

2) на возмещение части процентной ставки по ипотечным кредитам (ипотечным займам), полученным гражданами на приобретение или строительство жилья в российских кредитных организациях (у юридических лиц);

3) на частичное или полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей;

4) на уплату части ежемесячного платежа по кредитам (займам), полученным гражданами в российских кредитных организациях (у юридических лиц), находящихся на территории Республики Мордовия, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов (займов) на строительство либо приобретение на территории Республики Мордовия жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Согласно пункту 2 статьи 9-1 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. № 57-З право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, предоставляется гражданам один раз (за исключением многодетных семей, при рождении шестого ребенка и последующих детей при использовании мер государственной поддержки, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящей статьи).

Из договора на строительство жилого дома от 30 декабря 1998 г., дополнительного соглашения к указанному договору от 23 июня 2000 г., постановления главы г. Саранска от 17 июня 1998 г. № 760 установлено, что меры поддержки на приобретение квартиры в 1998 году оказаны Климович Н.И. за счёт муниципального бюджета.

Так как Положение распространяет на муниципальных служащих городского округа Саранск общий порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, Климович Н.И., ранее получившая меры поддержки за счёт муниципального бюджета, не вправе повторно получить меры поддержки за счёт муниципального бюджета в силу пункта 2 статьи 9-1 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 № 57-З.

С учётом установленных по делу обстоятельств и вышеназванных законоположений административные исковые требования Климович Н.И. не подлежат удовлетворению.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям не применимы пункт 6 Положения, статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции.

Довод апелляционной жалобы Климович Н.И. о том, что в 1998 году ей были оказаны меры поддержки на приобретение квартиры с нарушением нормы предоставления жилой площади, не является основанием для неприменения пункта 2 Положения, пункта 2 статьи 9-1 Закона Республики Мордовия от 01 июля 2005 № 57-З.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Закон Республики Мордовия от 01 июля 2005 г. № 57-3 и постановление Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. № 7 не подлежали применению при регулировании спорных правоотношений, что Советом депутатов городского округа Саранск при установлении дополнительной льготы для муниципальных служащих в виде предоставления им социальной выплаты не ограничено право на вторичное предоставление социальной выплаты из местного бюджета при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий, отклоняются как ошибочные в силу вышеназванных обстоятельств.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Климович Н.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров

судьи А.О. Бажанов

О.С. Михеев