ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-22899/20 от 16.09.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Леонова М.С. Дело <данные изъяты>а-22899/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Курлаевой И.В., Бирюковой Е.Ю.,

при помощнике судьи Жуковой Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Кашира на решение Каширского городского суда Московской области от 09 июня 2020 года по делу по административному иску ФИО12 АлексА.ны, ФИО1, ФИО2, ФИО3 АлексА.ны, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации городского округа Кашира, Правительству Московской области, Министерству энергетики Московской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по совершению действий.

Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В., объяснения представителя Администрации городского округа Кашира – ФИО10, представителя Правительства Московской области – ФИО11, административных истцов: ФИО12, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО1, представителя административных истцов – адвоката Данильченко Р.Е.,

установила:

Административные истцы, с учетом имевшего место уточнения заявленных требований, обратились в суд с административным иском к администрации городского округа Кашира, Правительству Московской области, Министерству энергетики Московской области о признании незаконным бездействия по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, выделенных многодетным семьям в д. Сорокино городского округа Кашира Московской области. В качествен способа восстановления нарушенного права просили обязать административных ответчиков в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно: подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям принадлежащих административным истцам объектов капитального строительства, подключение (технологическое присоединение) электрического уличного освещения дороги к земельным участкам, строительство детской игровой площадки к земельным участкам, расположенным по адресу: ул. Новая д. Сорокино городского округа Кашира Московской области и принадлежащим административным истцам.

Требования мотивировали тем, что истцам, как многодетным семьям, были предоставлены в собственность земельные участки на ул. Новая д. Сорокино городского округа Кашира Московской области. Административные истцы неоднократно обращались в Администрацию городского округа Кашира, в Правительство Московской области по вопросу строительства инженерной инфраструктуры к их земельным участкам, в частности, подключения (технологического присоединения) к газораспределительным и электрическим сетям принадлежащих им объектов капитального строительства, водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, строительства детской игровой площадки. Предоставление многодетным семьям земельных участков в отсутствие инженерных коммуникаций и нормальной инфраструктуры делает невозможным использование предоставленных земельных участков по назначению, а именно возведение на них жилых домов и круглогодичное проживание там с малолетними детьми. Полагают, что имеет место бездействие административных ответчиков по проведению мероприятий по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков, предоставленным гражданам, имеющим трех и более детей: на момент выделения земельные участки не были обеспечены инженерно-техническими коммуникациями, не проводились работы по обеспечению необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Решением Каширского городского суда Московской области от 09 июня 2020 года административный иск удовлетворен частично. Судом признано незаконными бездействие Администрации городского округа Кашира по не обеспечению строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям; на Администрацию городского округа Кашира возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно подключение (технологическое присоединение) электрического уличного освещения дороги, подключение (техническое присоединение) к газораспределительным сетям к земельным участкам, расположенным по адресу: ул. Новая в д. Сорокино городского округа Кашира Московской области, принадлежащим административным истцам. В удовлетворении требований к административным ответчикам Правительству Московской области, Министерству энергетики Московской области о признании незаконным бездействия по не обеспечению строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям и возложении обязанности по обеспечению строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, отказано. Также отказано в удовлетворении требований в части возложения обязанности по строительству детской игровой площадки.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Кашира просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до июля 2012 года разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

На основании пункта 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках исполнения Указа Президента Правительством Московской области принят Закон «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», который определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства.

В соответствии с Законом Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что административным истцам, как многодетным семьям с 2014 года на основании постановлений органа местного самоуправления были предоставлены земельные участки, расположенные на ул. Новая в д. Сорокино городского округа Кашира для индивидуального жилищного строительства и на данных участках на момент предоставления отсутствовала возможность к подключению к объектам инфраструктуры, а именно к сети газоснабжения и электроснабжения уличной дороги к земельным участкам.

Из представленных административными истцами заявлений в администрацию городского округа Кашира, Правительство Московской области, Министерство энергетики Московской области и ответов на данные обращения усматривается, что вопрос по обеспечению земельных участков предоставленных многодетным семьям по созданию инженерной инфраструктуры, а именно газофикации и осуществления уличного освещения дороги к земельным участкам на протяжении длительного периода времени не решен.

Удовлетворяя заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения, в связи с чем пришел к выводу о незаконном бездействии администрации городского округа Кашира.

Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.

Согласно ст. 6.2 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» при предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 9 статьи 7 данного Закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления семьям административных истцов земельных участков до момента обращения истцов в суд – 23 октября 2019 года прошло более пяти лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилыми объектами, не выполнена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Доводы апеллянта об отсутствии технической возможности подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в связи с отсутствием резерва пропускной способности для подключения новых потребителей к ГГРС «Кашира», судебной коллегией отклоняются.

С учетом приведенных выше нормоположений, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

Отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности для выполнения возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них.

Также судебная коллегия отмечает, что муниципальная программа «Формирование современной комфортной среды» была утверждена Администрацией городского округа Кашира только 31.10.2019 года – после обращения административных истцов в суд.

При таких обстоятельствах требования административных истцов о признании незаконным бездействия администрации городского округа Кашира, выразившимся в необеспечении необходимой инженерной инфраструктурой земельных участков истцов, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении заявленного административного иска.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, иному толкованию положений материального закона, регулирующего возникшие правоотношения.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановленного по делу решения, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каширского городского суда Московской области от 09 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Кашира – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи