ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2308/18 от 25.12.2018 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Кузенков Г.И. Дело № 33а-2308/2018

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Бажанова А.О.,

судей Мартышкина В.Н. и Михеева О.С.,

при секретаре Ивашкиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 декабря 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционному представлению на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 20 ноября 2018 г.

Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия

установила:

ММО МВД России «Чамзинский» обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Татаркиной О.А. на срок 3 года с административными ограничениями в виде обязательной явки для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток в период с 22 до 6 часов по местному времени, запрета посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

В обоснование административного иска административный истец указал, что 10 ноября 2011 г. Татаркина О.А. осуждена Чамзинским районным судом Республики Мордовия за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. 08 ноября 2013 г. Татаркина О.А. освобождена из ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия по отбытии срока наказания. Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 7 декабря 2016 г. в отношении Татаркиной О.А. установлен административный надзор сроком на 2 года с административным ограничением в виде обязательной явки один раз в месяц в отдел полиции МВД России по месту жительства либо месту постоянного пребывания Татаркиной О.А. для регистрации. 6 октября 2017 г. установленный в отношении Татаркиной О.А. административный надзор прекращён, в связи с осуждением по пункту «в» части второй статьи <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. 15 августа 2018 г. Татаркина О.А. освобождена из ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия по отбытии наказания. В силу указанных обстоятельств в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3, статьи 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ) административный истец просил установить в отношении Татаркиной О.А. административный надзор на вышеуказанный срок и административные ограничения.

Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 20 ноября 2018 г. административный иск ММО МВД России «Чамзинский» об установлении административного надзора с административными ограничениями в отношении Татаркиной О.А. удовлетворен.

Суд установил в отношении Татаркиной О.А. административный надзор на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости до 7 ноября 2019 г.

Суд установил в отношении поднадзорного лица на период административного надзора следующие административные ограничения:

- обязательную явку два раза в месяц в отдел полиции МВД России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в день, установленный данным органом;

- запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.

В апелляционном представлении прокурор района просил изменить решение суда первой инстанции в части установленного срока административного надзора. Указывает, что Татаркина О.А., в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ, является лицом, совершившим в период нахождения под административным надзором преступление, за которое осуждена к лишению свободы и направлена к месту отбывания наказания, а судимость за совершение преступления средней тяжести погашается по истечении трех лет после отбытия наказания; в отношении Татаркиной О.А. должен быть установлен административный надзор сроком на 3 года (до 15 августа 2021 г.); вывод суда первой инстанции об установлении в отношении Татаркиной О.А. административного надзора на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - до 7 ноября 2019 г., противоречит требованиям Федерального закона № 64-ФЗ.

В судебное заседание административный ответчик Татаркина О.А., представитель административного истца ММО МВД России «Чамзинский» не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. в заключении полагала, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Татаркина О.А. на основании приговора Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 10 ноября 2011 г. осуждена по части первой статьи <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

8 ноября 2013 г. Татаркина О.А. освобождена из ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Республике Мордовия по отбытии срока наказания за совершение тяжкого преступления и на основании пункта «г» части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации его судимость за это преступление погашается по истечении шести лет после отбытия наказания, то есть - 8 ноября 2019 г.

7 декабря 2016 г. решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия удовлетворены требования ММО МВД России «Чамзинский» об установлении в отношении Татаркиной О.А. административного надзора на срок два года с административным ограничением в виде обязательной явки один раз в месяц в отдел полиции МВД России по месту жительства либо месту постоянного пребывания Татаркиной О.А. для регистрации. Административный надзор установлен по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ. Административный надзор установлен в связи с тем, что Татаркина О.А., отбывшая уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющая непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершила в течение одного года два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

16 августа 2017 г. за совершение в период установленного административного надзора преступления, предусмотренного пунктом «в» части второй статьи <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия Татаркина О.А. осуждена к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В связи с чем 6 октября 2017 г. административный надзор в отношении Татаркиной О.А. прекращён. 15 августа 2018 г. Татаркина О.А. отбыла наказание за совершение преступления средней тяжести, судимость за которое в соответствии с пунктом «в» части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашается по истечении трех лет после отбытия наказания, то есть - 15 августа 2021 г.

Указанные обстоятельства сомнений в достоверности не вызывают.

Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу, что в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор.

Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, указаны в статье 3 Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления (пункт 1); преступления при рецидиве преступлений (пункт 2). При этом в соответствии с основаниями, предусмотренными пунктом 2 части 3 настоящей статьи, в отношении указанного лица административный надзор устанавливается, если это лицо совершает в течение одного года два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

По приговору суда от 10 ноября 2011 г. совершеннолетний административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. После отбытия уголовного наказания в виде лишения свободы по вышеназванному приговору ответчик в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона.

По приговору суда от 16 августа 2017 г. совершеннолетний административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение преступления средней тяжести при рецидиве преступлений в период нахождения под административным надзором, за преступление ответчик осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона.

Суд первой инстанции установил в отношении административного ответчика административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона. Административный надзор установлен в связи с тем, что ответчик, отбывший уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющий по приговору суда от 10 ноября 2011 г. непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершил в течение одного года два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. При этом суд установил в отношении ответчика административный надзор сроком до 7 ноября 2019 г., включительно.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона). Об этом судам даны разъяснения в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона). То есть, по общему правилу, в отношении этих лиц устанавливается более длительный срок административного надзора по сравнению с лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона.

В отношении административного ответчика установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона, в связи с наличием у него, по приговору суда от 10 ноября 2011 г., непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления и совершением административных правонарушений. В этом случае административный надзор может быть установлен на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока погашения судимости. Указанная судимость ответчика погашается 8 ноября 2019 г., и максимальный срок административного надзора в связи с наличием у ответчика такой судимости может быть установлен до 8 ноября 2019 г.

В отношении административного ответчика может быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона, в связи с наличием у него, по приговору суда от 16 августа 2017 г., непогашенной судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления средней тяжести, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания. В этом случае административный надзор устанавливается на срок погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Указанная судимость ответчика погашается 15 августа 2021 г.

Исходя из вышесказанного, в отношении административного ответчика должен был быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ. Данное основание влечет установление в отношении административного ответчика более длительного срока административного надзора, исчисляемого в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Доводы апелляционного представления заслуживают внимания, и решение суда в части срока административного надзора подлежит изменению с установлением административному ответчику административного надзора сроком на 3 года, исчисляемым со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Такой срок административного надзора учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административным ответчиком преступления и другие обстоятельства дела, отрицательно характеризующие личность, поведение ответчика в период отбывания наказания в местах лишения свободы и свидетельствующие о необходимости установления максимального срока административного надзора.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.

При административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения, указанные в части 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Исходя из этих законоположений, а также задач административного надзора, установленных в статье 2 Федерального закона № 64-ФЗ, суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно должен установить и соответствующие административные ограничения.

Установленные судом первой инстанции в отношении поднадзорного лица административные ограничения предусмотрены пунктами 2, 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ. При этом в соответствии с требованиями части 2 указанной статьи установление судом административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.

Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (два раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц) и с учетом указанных выше обстоятельств дела является разумным.

Принимая решение об установлении административного надзора, суд установил в отношении административного ответчика административное ограничение в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них.

Хотя этот вид административного ограничения и предусмотрен пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона, но его выбор никак не мотивирован судом, который обосновывая административные ограничения сослался лишь на цели административного надзора – предупреждение возможного совершения преступлений и оказание на административного ответчика индивидуального профилактического воздействия с целью защиты государственных и общественных интересов.

Административный истец в административном иске также не указал обстоятельства, которые обосновывали необходимость запрета поднадзорному лицу установления запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них.

В решении суда не приведены конкретные обстоятельства дела, в связи с которыми суд выбрал этот вид административного ограничения и запретил административному ответчику посещение всех мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, а следовательно, выбор судом этого вида административного ограничения носит произвольный характер.

Преступления, за которые была осуждена Татаркина О.А., не были сопряжены с грубым нарушением общественного порядка в общественном месте с выражением явного неуважением к обществу. В характеристике по месту жительства в отношении Татаркиной О.А. отсутствуют сведения о нарушении ею общественного порядка. Какие-либо обстоятельства, обосновывающие необходимость установления в отношении Татаркиной О.А. административного ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них, судебной коллегией не установлены.

Оснований для установления такого административного ограничения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

Вместе с тем судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции в части установления ограничения в виде запрета Татаркиной О.А. пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток, т.к. из имеющихся в деле доказательств установлено, что административный ответчик участвовал в распитии спиртных напитков перед совершением преступлений. Одно из совершенных преступлением является тайным хищением чужого имущества. С учётом изложенного запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток будет способствовать оказанию индивидуального воздействия на Татаркину О.А. с целью предупреждения совершения ею преступлений, в том числе направленных на хищение чужого имущества.

Установленные судом административные ограничения в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел и запрета пребывания вне жилого помещения в ночное время не носят произвольного характера и направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. Принимая решение в данной части, суд первой инстанции учел характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, включая сведения о его личности.

Оснований для установления административному ответчику других административных ограничений при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 20 ноября 2018 г. изменить.

Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:

«административный иск межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» к Татаркиной Оксане Анатольевне об установлении административного надзора удовлетворить.

Установить в отношении Татаркиной Оксаны Анатольевны административный надзор сроком на 3 года, исчисляемым со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 16 августа 2017 г.

Установить в отношении Татаркиной Оксаны Анатольевны в течение срока административного надзора следующие административные ограничения:

- запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учет в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время);

- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий А.О. Бажанов

судьи В.Н. Мартышкин

О.С. Михеев