Судья: Николаева Л.А. Дело №33а-231/18 (№ 33а-5150/17)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 22 января 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,
судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе представителя Минстроя РС(Я) на определение Якутского городского суда РС (Я) от 5 декабря 2017 года, которым по заявлению Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) о рассрочке исполнения решения суда по делу по административному иску Михайловой Т.В. в интересах Михайлова А.С. к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я) о признании незаконным решения рабочей группы, обязании включить в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов
постановлено:
В удовлетворении заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., выслушав административного истца Михайлова А.С., его представителя Михайлову Т.В., представителя Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Сивцева Г.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Якутский городской суд решением от 29.09.2017 частично удовлетворил исковые требования Михайловой Т.В. в интересах Михайлова А.С. и обязал Минстрой РС(Я) включить Михайлова А.С. в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2017 г. и выдать ему сертификат.
Минстрой РС(Я) обратился в суд с заявлением о рассрочке исполнения указанного решения суда, в обоснование сославшись на то, что выделенные федеральным бюджетом на 2017 год ассигнования на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей были использованы полностью, денежных средств на выдачу сертификата Михайлову А.С. не имеется. Просит рассрочить исполнение решения суд, предоставив им возможность исполнить решение суда за счет средств, выделяемых РС(Я) в 2018 г. путем включения административного истца в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2018 г.
05.12.2017 судом постановлено указанное выше определение, об отмене которого просит заявитель.
В частной жалобе Минстрой РС(Я) просит отменить определение суда, разрешить вопрос по существу. Считает, что отсутствие в федеральном бюджете дополнительных средств для РС(Я) на мероприятии по предоставлению жилищных сертификатов для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера в 2017 году является объективной причиной невыполнения решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Ч. 1 ст. 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Рассматривая заявление Минстроя РС(Я), суд пришел к выводу о том, что оснований для предоставления рассрочки исполнения судебного решения по данному делу не имеется, так как обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не носят исключительный характер.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Заслуживают внимания доводы жалобы о том, что отсутствие в федеральном бюджете дополнительных средств, выделяемых республике на мероприятия по предоставлению жилищных сертификатов для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, является объективной причиной невозможности исполнения решения суда в установленный срок.
Как указывает представитель заявителя, в соответствии с приложением №31 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (распределение бюджетных ассигнований на 2017 год по субъектам РФ на осуществление социальных выплат для приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы) Республике Саха (Якутия) предусмотрено .......... рублей. На указанную сумму Республикой Саха (Якутия) выданы *** государственных жилищных сертификата на общую сумму .......... рублей, что подтверждается выписками из реестра государственных жилищных сертификатов, выданных Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия). Остаток средств составил .......... руб. Данной суммы недостаточно для выделения государственного жилищного сертификата, и она подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством. В 2017 году иных источников финансирования указанных мероприятий, не имеется.
Однако в соответствии с приложением 27 к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (распределение бюджетных ассигнований на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов по субъектам РФ на осуществление социальных выплат для приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним, местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы) предусмотрено выделение Республике Саха (Якутия) 120 769, 9 тыс. рублей. На указанные средства возможно будет обеспечить жилищными сертификатами порядка 60-70 граждан.
Приведенные заявителем обстоятельства о невозможности исполнения решения суда в срок, в связи с недостаточностью в федеральном бюджете дополнительных средств на мероприятия по предоставлению государственных жилищных сертификатов для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера в 2017 году, судебная коллегия находит обоснованными. Кроме того, следует учесть, что решение суда, которым на Минстрой РС(Я) возложена обязанность включить Михайлова А.С. в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и выдать государственный жилищный сертификат в 2017 г., было вынесено 29.09.2017, вступило в законную силу 30.10.2017. Соответственно, для исполнения решения суда в 2017 г. времени было недостаточно.
Обстоятельства, на которые ссылается представитель Минстрой РС(Я) в обоснование заявленных требований, судебная коллегия находит достаточными для предоставления отсрочки, а не рассрочки исполнения решения суда. Под отсрочкой подразумевается изменение даты исполнения, а рассрочка представляет собой исполнение по частям в определенный период. Исходя из содержания заявления и частной жалобы, заявитель просит предоставить отсрочку.
Таким образом, поскольку имеются обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению решения суда, а также наличия реальной возможности исполнения ответчиком судебного решения в будущем при условии предоставления ему отсрочки исполнения, частная жалоба подлежит удовлетворению. Отсрочка исполнения решения суда не нарушает прав другой стороны на исполнение решения суда в разумные сроки.
При таких обстоятельствах определение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Определение Якутского городского суда РС (Я) от 5 декабря 2017 года по заявлению Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) о рассрочке исполнения решения суда по делу по административному иску Михайловой Т.В. в интересах Михайлова А.С. к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС(Я) о признании незаконным решения рабочей группы, обязании включить в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов отменить.
Заявление Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) удовлетворить, отсрочить исполнение решения суда, установив срок исполнения решения суда – до 01 июня 2018 года.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова